Размещено: Ирина Валерьевна Баранова - вт, 23/06/2009 - 05:30
Ход урока
I. Организационный момент
Ученики под руководством учителя проверяют наличие дневника, рабочей тетради, инструментов, зачетных книжек, тестов, отмечаются отсутствующие, проверяется готовность класса к уроку, учитель психологически настраивает детей на работу на уроке.
II. Блиц-опрос «Что бы это значило?»
Задания с помощью проектора выводятся на экран.
Учащиеся находят неизвестные числа и формулируют правила, которые применялись при решении примеров.
Пары на данном уроке были составлены по принципу один ученик более «сильный», а второй «слабее». Задания спроектированы на экран. Сначала ученики I варианта отвечают на вопросы, а ученики II варианта – «учителя» выставляют им баллы в листы самоконтроля , а затем их роли меняются.
I вариант
Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками.
Как найти длину отрезка на числовой прямой?
Вычислите:
а) – 3 + 10;
б) 10 – (– 3).
Закончите предложение. Числа, расположенные правее 0 …
II вариант
Сформулируйте правило вычитания чисел с разными знаками.
Что называется модулем числа?
Вычислите:
а) ?– 17 ? – ?– 15 ?;
б) ?18 ? + ?– 20 ?.
Закончите предложение. Сумма противоположных чисел равна …
IV. Проверка домашнего задания (взаимопроверка)
№1098
Заполните пустые места таблицы:
Команды
«Звезда»
«Орел»
«Трактор»
«Сокол»
«Чайка»
Число забитых мячей
49
37
21
6
Число пропущенных мячей
28
23
35
Разность забитых и пропущенных мячей
33
6
–
– 22
№1100
Задача. В альбоме 1105 марок, число иностранных марок составило 30% от числа российских марок. Сколько иностранных и сколько российских марок было в альбоме?
Решение
Пусть х российских марок было в альбоме,
тогда 0,3х (мар.) было иностранных.
Всего в альбоме было (х + 0,3х) марок.
Зная, что всего было 1105 марок, составим и решим уравнение.
х + 0,3х = 1105,
1,3х = 1105,
х = 1105 : 1,3,
х = 11050 : 13,
х = 850.
Итак, 850 марок было российских, тогда 850 ? 0,3 = 255 (мар.) было иностранных.
Проверка
850 + 255 = 1105,
1105 = 1105 – верно.
Ответ: 255 марок; 850 марок.
№1089
Задача. Высота конуса 24 см, а площадь основания 15 см 2. Какой высоты должен быть цилиндр с той же площадью основания, чтобы его объем был равен объему конуса. Нет ли в задаче лишних данных?
Решение
24 : 3 = 8 (см) высота цилиндра.
Ответ: 8 см; лишнее данное – площадь цилиндра 15 см 2.
Учащиеся выставляю оценки в листы самоконтроля.
Оценка «5» ставится, если все три задания выполнены верно.
Оценка «4» – если верно выполнены: а) 1 и 2 задания; б) 2 и 3 задания.
Оценка «3» – если верно выполнены: а) 1 и 3 задания, но не решена задача; б) верно решена задача, но не выполнены 1 и 3 задания.
V. Решение задач
Задание №1 – фронтально.
Задание №2 – индивидуально.
Задание №1«Найти сумму всех целых чисел от – 499 до 501».
Учитель математики предложил шестиклассникам решить это задание дома. Как обычно, Витя Верхоглядкин сел за выполнение домашнего задания. Однако дело шло очень медленно. Тогда ему на помощь пришли мама, папа и бабушка. Они выполняли все действия по порядку, пока от усталости не стали смыкаться глаза. Наконец-то, сумма была найдена. На следующий день, во время завтрака, вся семья ругала неразумного учителя, задающего детям такие объемные задания.
– А, вы, ребята, как бы решили задание, т.е. нашли значение следующего выражения:
Ответ: сумма всех целых чисел от – 499 до 501 равна 1001.
Вспомогательные вопросы
Какими числами являются некоторые слагаемые?
Чему равна сумма противоположных чисел?
Какие свойства сложения можно применить?
Задание №2 «Отгадай слово»
На земном шаре живут птицы – безошибочные «составители» прогноза погоды на лето. Название этих птиц зашифровано в карточке.
Задание выполняется на компьютере. Ученик вводит ответ в компьютер, если он правильный, то появляется буква из ключевого слова. Выполнив все задания, ученик получает ключевое слово. Если нет возможности работать с компьютером, то карточки раздаются, а ответы проверяются с помощью проектора.
Карточка
№
п/п
Пример
Ответ
Буква
1
– 3,8 – 5,7
2
– 8,4 + 3,7
3
3,9 – 8,4
4
– 2,9 + 7,3
5
– 2/ 9 + 5/ 6
6
– 1 3/ 4 – 2 1/ 12
7
– 3,5 + 8,1
8
– 2,9 – 3,6
– 4,5
4,6
11/ 18
4,4
– 3 5/ 6
– 6,5
– 4,7
– 9,5
А
Г
И
М
Н
О
Л
Ф
КлючФЛАМИНГО
Фламинго строят гнезда в виде конуса: высокие – к дождливому лету; низкие – к сухому. (Учитель показывает ученикам модель конуса).
Задание №3.Сравните (вместо звездочки поставьте знаки =, <, > )
– 5,6 + 1,8 * – 3,8;
– 5,6 + 1,8 * 3,8;
– 5,6 + (– 1,8) * – 3,8.
Ответ: 1) = ; 2) < ; 3) < .
Учащиеся объясняют постановку знаков и формулируют соответствующие правила.
VI. Решение тестов
Учащимся выдаются тесты с выбором ответов, на решение которых отводится 6-8 минут. Проверка проводится сразу после их решения.
Тест №11
I вариант, стр. 134,135.Задания 2, 3, 5, 6
2. а) Решите уравнение: 7,1 + у = – 1,8.
у = – 5,3;
у = 8,9;
у = 5,3;
у = – 8,9.
б) Решите уравнение: – 5,2 + х = – 2,5 (записано в обыкновенных дробях).
х = – 7,7;
х = 7,7;
х = – 2,7;
х = 2,7.
3. Вычислите: – 5,6 + (– 3,5 + 5,6).
3,5;
2,5;
– 3,5;
– 2,5.
5. Найдите сумму всех целых чисел, расположенных между числами – 5,6 и 3,5.
3;
– 11;
– 9;
– 15.
6. Скорость лодки по течению реки 15,3 км/ч. Найдите скорость лодки против течения реки и собственную скорость лодки, если скорость течения реки 4,5 км/ч.
6,3 км/ч; 10,8 км/ч;
19,8 км/ч; 10,8 км/ч;
4,5 км/ч; 6,3 км/ч;
4,5 км/ч; 5,4 км/ч.
II вариант, стр. 136-138. Задания 2, 3, 5, 6
2. а) Решите уравнение: 3,8 + у = – 2,7.
у = – 6,5;
у = 6,5;
у = – 1,1;
у = 1,1.
б) Решите уравнение: – 2,2 + х = – 5,5 (записано в обыкновенных дробях).
х = – 7,7;
х = 3,3;
х = 7,7;
х = – 3,3.
3. Вычислите: – 11,9 + (– 6,7 + 11,9).
6,7;
5,6;
– 6,7;
– 5,6.
5. Найдите сумму всех целых чисел, расположенных между числами – 6,3 и 4,2.
2;
– 20;
– 9;
– 11.
6. Скорость лодки против течения реки 0,9 км/ч. Собственная скорость лодки – 3,2 км/ч Найдите скорость течения реки и скорость лодки по течению.
4,1 км/ч; 5,2 км/ч;
2,3 км/ч; 5,5 км/ч;
5,4 км/ч; 2,3 км/ч;
5,2 км/ч; 6,4 км/ч.
Ключ
I вариант: 4, 4, 3, 3, 1
II вариант: 1, 4, 3, 4, 2
VII. Кросс-опрос. Вопросы спроектированы на экран.
Число, которому соответствует точка на координатной прямой …
Из двух чисел на координатной прямой больше то число, которое расположено …
Число, не являющееся ни отрицательным, ни положительным …
Расстояние от числа до начала отсчета на числовой прямой …
Натуральные числа, им противоположные и нуль …
VIII. Домашнее задание (инструктаж)
п. 31-34,
№№ 1093 (н-р),
1096 (б),
1097 (а,б).
IX. Итог урока
Учащиеся подсчитывают количество баллов и ставят себе оценку.
№
п/п
Вид работы
Количество
баллов
1
Блиц-опрос
2
Работа в парах
3
Взаимопроверка д/з
4
Решение задач
5
Отгадай слово
6
Тест
7
Кросс-опрос
Всего баллов
Оценка
«5» – 23 балла и более
«4» – 22-19 баллов
«3» – 14-18 баллов
X. Рефлексия
Оцените свою деятельность на уроке.
Полностью ли вы реализовали себя?
Чем будете заниматься на следующем уроке? (Писать контрольную работу.)