Эколого-краеведческая работа с детьми младшего школьного возраста.
Размещено: Ольга Васильевна Лебедева - чт, 18/06/2009 - 11:23
Объяснительная записка.
Одной из форм работы по экологическому воспитанию детей является создание природных троп.
Основное назначение такой экологической тропы-это создание оптимальных условий для воспитания экологически грамотных людей,формирования высокой экологической культуры поведения в природной среде и воспитания любви к родной природе.
Экологическая тропа должна отвечать двум основным требованиям:
-быть привлекательной для детей,
-иметь достаточную информативную насыщенность.
Экскурсию по природной тропе можно проводить многократно:
-в связи с изучением той или иной темы в течение учебного года,
-в связи со сменой времен года и носить сезонный характер,
-и как в нашем случае, использоваться в летнее время в оздоровительном лагере.
В нашем случае городской парк подходит лючше всего:
-он расположен рядом со школой,
-содержит достаточное количество природных объектов для остановок и изучения,
-есть скамейки и полянки для отдыха детей.
Экологическая тропа в городском парке имеет протяженность около 500 метров, время в пути - около одного часа.
Отбор объектов для экологической тропы мы согласовали с задачами регионального компонента образования и включили в обзор только те виды, которые характерны для природы нашего Вяземского района.
Ход экскурсии:
-Ребята! Сейчас вы пройдете по экологической тропе. Вы узнаете много интересного о деревьях, кустарниках и травах, произрастающих в нашем районе. Узнаете, что природа дарит человеку для его жизни и как человек должен все это оберегать. Пройдите! Посмотрите! Прочувствуйте!
Учитель обращает внимание детей на то, что растения в парке, как и в лесу, располагаются ярусами: первый ярус - травы, второй - кустарники, третий - деревья. Учитель активизирует знания учащихся, полученные на уроках:
-Чем отличаются кустарники от деревьев?
-Чем отличается травянистое растение от кустарников и деревьев?
-На какие две группы можно разбить деревья и кустарники?
-Расскажите, что вы знаете о лиственных деревьях, а что о хвойных.
-В дальневосточных лесах растет много хвойных пород деревьев. Все они очень полезны для здоровья человека: очищают воздух от пыли и болезнетворных микробов. Чаще других встречаются ель, пихта, сосна, лиственница.
По ходу экскурсии дети сообща вырабатывают правила поведения в природе:
3)не срывайте цветы, растущие в лесу, в поле, на лугу - пусть ими полюбуются и другие люди,
4)берегите муравейники, муравьи - защитники наших лесов и парков.
В конце экскурсии дети приходят к выводу о том, как красива наша природа и в то же время уязвима и ранима. Ее надо беречь и охранять!
(Описание растительных объектов экологической тропы было взято из рассказов об амурской природе Н.В.Усенко "Тропинка в лес".)
В конце смены дети готовят праздник "Родная природа", где и рассказывают о том, что запомнилось больше всего. Для этого творческого отчета и предназначена наша презентация,подготовленная с помощью интерактивной доски. По ходу отчета дети могут отдельную фотографию или рисунок выводить на центр доски и рассказывать свои впечатления.
Дети могут приготовить дополнительные выступления о насекомых, которых они повстречали в парке с опорой наЦОР.