Город, в котором мы живем и родились, мы называем родным. Именно с этим местом мы связываем надежды на будущее, поэтому хотим, чтобы наш город был красивым, чистым, уютным.
Уже сейчас каждый из вас видит Балаково по-своему. Посмотрите на эти иллюстрации – вот он Балаково.
– Какой же вам представляется малая родина?
(ответ 2 – 3 учащихся по их рисункам)
– Как вы думаете, город, изображенный вами, – это больше мечта или действительность?
– Конечно мечта. Несмотря на то, что город наш прекрасен даже со спутника, увиденное мною – это мечта. Это хорошо и говорит мне о вашей любви к родному городу.
А вот моя иллюстрация. Выходя из подъезда, я часто наблюдаю эту картину. Я с болью смотрю на грязь и мусор возле дома. Разве это говорит о моей нелюбви к Балакову? (Конечно, нет. Я люблю свой город и изображая подобное, просто хочу, чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону).
– А ведь уже сейчас мы можем помочь своему городу. Как?
– Пройдут годы, вы повзрослеете и ваша помощь любимому городу возрастет. Используя весь свой творческий потенциал, вы, безусловно, сделаете свой город таким, каким его мечтаете видеть. Уже сейчас вы видите недостатки, разъедающие нашу жизнь. А из таких городов, как наш, и складывается Россия. Мы – ее частичка, наша боль – боль всей страны.
2) Объявление темы и цели урока.
Именно поэтому известные писатели поднимали проблемы, связанные с жизнью небольших городов, разбросанных по всей необъятной нашей родине, исследовали нравы, царящие в этих городках, рассматривали людей, живущих там.
К теме маленького уездного городка обратился в комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь. Эта тема будет темой нашего урока: «Город N в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Мы выясним, с какой целью Гоголь обратился к этой теме и как ее раскрыл.
В театр на просмотр «Ревизора» мы, к сожалению опоздали. Но некоторые из нас утверждают, что были в городе N, который изобразил Гоголь и даже сфотографировали «достопримечательности» и познакомились с жителями городка N.
Посмотрим эти фотографии, совершив заочную экскурсию по гоголевскому городу.
3) Исследование российской действительности в городе N , разоблачение социальных и нравственных пороков.
Итак, уездный город N 30-х годов XIX века, от которого «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь».
а) Больница(Гудинкина)
– Интересно, кто же заведует подобным учреждением? (Земляника Артемий Филиппович)
– На самом ли деле мы видим больницу города N, изображенную Гоголем? Подтвердите цитатами.
– Охарактеризуйте Артемия Филипповича Землянику, используя высказывания самого Земляники.
б) Улица(Фролова)
– Заглянем в текст и найдем подтверждение увиденному. (Д. I явл. V)
в) Уездный суд(Стрекнев)
– Какие реплики мы можем подписать под этой фотографией?
– Кто управляет судом? (Аммос Федорович Тяпкин-Ляпкин). Охарактеризуем его.
г) Училище(Адамова)
– Что Гоголь говорит нам о преподавании в уездном училище? (цитаты).
– Кто же контролирует училище? (Лука Лукич Хлопов). Дайте его характеристику, используя цитаты.
д) Почта(Васякина)
– Иван Кузьмич Шпекин. Что еще можно сказать об этом человеке?
Вывод.
Итак, мы будто побывали во многих уголках города N и познакомились с чиновниками этого города – людьми, которые ответственны за благоустройство города, четкость работы всех организаций.
– Какие еще стороны российской действительности представлены в комедии? (Помещики, купцы, мещане).
– характеристики этих сословных групп в форме мини-сочинений были подготовлены дома.
е) Городские помещики(Журчихина)
ж) Купцы(Калашникова)
з) Мещане(Шарина)
– А ведь каждым уездным городом в XIX веке руководил городничий. Все названные сословия подчинялись ему.
и) Городничий
– Как звали городничего в «Ревизоре» (Антон Антонович Сквозник-Дмухановский). Чтобы вспомнить этот образ сыграем в игру «Да» и «Нет».
Характеристика городничего (цитаты).
4) Пока мы рассматривали фотографии, характеризовали героев, играли в театре заканчивается спектакль. Слышите заключительный монолог городничего?
(Звукозапись монолога городничего).
5) Зрители расходятся. Послушаем, что они говорят.
– Если бы мы собирались написать городничему в город N, он получил бы наше письмо?
– А откуда же фотографии, которые нам показывали?
– А вот и сам автор (Терехин из «Театрального разъезда»).
«Странно: мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовашее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо – смех…
В глубине холодного смеха могут отыскаться горячие искры вечной могучей любви».
III.Вывод. Слово учителя.
– Гоголь безмерно любил Россию и именно поэтому разоблачал пороки общества.
IV.Выставление оценок.
V.Домашнее задание
Образ Петербурга. Выписать цитаты, связанные с этой темой.