Руководствуясь высказыванием А.С. Пушкина, мы сегодня попытаемся по-настоящему совершить для себя некоторые открытия в мире зоологии, узнать нечто новое из жизни и поведения уже известных вам животных. Однако начать нам предстоит с проверки домашнего задания.
II Проверка домашнего задания.
Тема проверки: «Типы развития насекомых».
Каждый ученик получает карточку с заданием: «Отметьте буквы, соответствующие верным ответам».
ВАРИАНТ № 1
№
ВОПРОС
1.
КУКОЛКА – ЭТО…
А - маленькое насекомое, внешне очень похожее на родителей;
Б- неподвижная стадия развития насекомых, проходящая между личинкой и взрослым насекомым.
2.
НАСЕКОМЫЕ С НЕПОЛНЫМ ПРЕВРАЩЕНИЕМ РАЗВИВАЮТСЯ ПО СХЕМЕ:
А- яйцо → личинка → взрослое насекомое;
В - яйцо → личинка → куколка → взрослое насекомое;
3.
К ПРЯМОКРЫЛЫМ НАСЕКОМЫМ ОТНОСЯТСЯ:
О- саранча, кузнечики, медведки;
Г - пчёлы, шмели, осы.
4.
ЖЕСТКОКРЫЛЫЕ (ЖУКИ) ИМЕЮТ РОТОВОЙ АППАРАТ :
Б- грызущего типа;
М - сосуще-колющего типа.
5.
ОСОБЕННОСТЬЮ ЦИКАД (Отряд Равнокрылые) ЯВЛЯЕТСЯ:
И-способность издавать громкие звуки за счёт работы особого органа;
Д - способность ловить жертву за счёт выбрасывания вперёд нижней губы.
6.
С ПОЛНЫМ ПРЕВРАЩЕНИЕМ РАЗВИВАЮТСЯ:
Р - Стрекозы, Равнокрылые, Прямокрылые;
Ч- Чешуекрылые, Жесткокрылые, Двукрылые.
7.
К ЖЕСТКОКРЫЛЫМ ОТНОСЯТСЯ:
К- хрущ, плавунец;
С - саранча, сверчки.
КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО: БАБОЧКИ
ВАРИАНТ № 2
№
ВОПРОС
1.
ГУСЕНИЦА – ЭТО…
М- личинка бабочек;
В - самостоятельный (отдельный отряд насекомых).
2.
НАСЕКОМЫЕ С ПОЛНЫМ ПРЕВРАЩЕНИЕМ РАЗВИВАЮТСЯ ПО СХЕМЕ:
Т- яйцо → личинка → взрослое насекомое;
У- яйцо → личинка → куколка → взрослое насекомое;
3.
К ПЕРЕПОНЧАТОКРЫЛЫМНАСЕКОМЫМ ОТНОСЯТСЯ:
С - комары, мухи, слепни;
А- шмели, осы, пчёлы.
4.
ПРЯМОКРЫЛЫЕ ИМЕЮТ РОТОВОЙ АППАРАТ:
В - лижущего типа;
Р- грызущего типа.
5.
ОСОБЕННОСТЬЮ ДВУКРЫЛЫХ ЯВЛЯЕТСЯ:
Й- наличие редуцированной второй пары крыльев, необходимой для стабилизации полёта;
Л - наличие на крыльях мельчайших хитиновых чешуй.
6.
С НЕПОЛНЫМ ПРЕВРАЩЕНИЕМ РАЗВИВАЮТСЯ:
В- Стрекозы, Равнокрылые, Прямокрылые;
Г- Чешуекрылые, Жесткокрылые, Двукрылые.
7.
К РАВНОКРЫЛЫМ ОТНОСЯТСЯ:
Е- тли, цикады;
Н - тутовый шелкопряд, дубовый шелкопряд.
КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО: МУРАВЕЙ
ДЕМОНСТРАЦИЯ ВЕРНЫХ ОТВЕТОВ НА ЭКРАНЕ. САМОПРОВЕРКА И ЕЁ РЕЗУЛЬТАТЫ.
0 ошибок – 5 баллов.
1-2 ошибки – 4 балла.
3 ошибки – 3 балла.
4 и более ошибок – 2 балла.
Определение предполагаемого качества работы.
Изполученных букв составьте слово – название одного из отрядов насекомых (Iвариант) и представителя отряда Перепончатокрылые (IIвариант).
Теперь давайте обсудим те термины, которые мы получили:
·Дайте краткую характеристику отряду Бабочки.
·Что вы знаете о муравьях?
Оказывается, это далеко не вся информация об одном из интереснейших насекомых планеты. Наш урок сегодня будет посвящён изучению особенностей жизни муравьёв и других общественных насекомых. Кроме того, исходя из полученных данных, мы поговорим об охране насекомых, а так же о домашних насекомых.
Запишите тему урока: «Общественные насекомые. Охрана насекомых».
IIIФормирование новых знаний.
·Легко ли насекомому некрупных размеров в одиночку прожить в природе с суровыми законами выживания?
Чтобы сделать существование наиболее благоприятным некоторые насекомые живут одной большой семьёй. Причём отдельные члены таких семей выполняют определённую функцию: одни – добывают пищу, другие - ухаживают за потомством, третьи – охраняют жилище. Подобным образом существуют муравьи, пчёлы, шмели, осы, термиты. Они и являются общественными насекомыми.
УПОМИНАНИЕ КАЖДОГО НАСЕКОМОГО СОПРОВОЖДАЕТСЯ ВЫВОДОМ ЕГО ИЗОБРАЖЕНИЯ НА ЭКРАН.
Каждая семья общественных насекомых имеет один и тот же принцип организации. Как показали многочисленные опыты, одиночная особь, отбившаяся от семьи, очень быстро погибает. Как же устроены семьи? На этот вопрос я попрошу вас ответить в конце урока.
Так как оМУРАВЬЯХмы уже начали разговор, то поговорим о них более подробно. В этом нам поможет учебник.
Откройте страницу учебника 136, найдите мелкий шрифт – 1 ученик читает текст громко для всех. Остальные учащиеся в это время рассматривают рисунок учебника № 105.
·Как же именно взаимодействуют муравьи с другими животными?
Внимание на экран. ДЕМОНСТРАЦИЯ ВИДЕОМАТЕРИАЛА О МУРАВЬЯХ.
·Каким образом столь маленьким насекомым удаётся понимать друг друга?
Оказывается, муравьи общаются при помощи прикосновений усиков, ножек, головы. Кроме этого, они выделяют особые химические вещества, которыми метят свои дорожки. По запаху этих веществ они узнают своих соплеменников и врагов. Муравьям свойственен «язык жестов» - определённое положение частей туловища имеет свой смысл. Познакомимся с некоторыми из таких жестов.
ДЕМОНСТРАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ СМЫСЛОВЫХ ЖЕСТОВ У МУРАВЬЁВ.
МЕДОНОСНЫЕ ПЧЕЛЫтоже живут большими семьями: дикие – в дуплах