Учитель. Дорогие ребята! Сегодня мы проводим урок внеклассного чтения, посвященный детскому писателю и художнику Е. И. Чарушину. Тему урока вы уже знали, поэтому вы уже знакомы с его рассказами и я надеюсь, что вы будете активно участвовать на уроке. Наш урок сегодня будет необычным, потому что к нам сегодня пришли много гостей. Они нас послушают сегодня и, я надеюсь, они тоже убедятся в том, что вы у меня умники и умницы.
Но вот я получила известие, что к нам на урок ещё должны прийти гости. Пригласим их, ребята?
Входят три ученика с мягкими игрушками на руках, здороваются.
Учитель. - Здравствуйте, гости дорогие! Мы рады приветствовать вас на уроке. Но представьтесь пожалуйста, кто вы такие и откуда вы пришли?
Ученики.- Я – Томка! - Я – Тюпа! - Я – Мишка!
- Ребята, вы узнали наших гостей? А может вы сами скажете, откуда они пришли? ( Они пришли с рассказов Е. И. Чарушина).
III. Знакомство с биографией автора.Просмотр по компьютеру презентации о писателе. Первый слайд с фотографией писателя.
<!--[if !supportLists]-->Ø <!--[endif]-->1901 – 1965 писатель и художник
Следующие слайды с записями и рисунками:
<!--[if !supportLists]-->Ø <!--[endif]-->Отец его был архитектором – художником. Мальчик наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов и сам с увлечением рисовал что–нибудь для себя или приятелей.
<!--[if !supportLists]-->Ø <!--[endif]-->Много о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и животноводом.
<!--[if !supportLists]-->Ø <!--[endif]-->«Я вырос с карандашом и кистью в руках» - вспоминал о своем детстве Е. Чарушин.
<!--[if !supportLists]-->Ø <!--[endif]-->В доме у Чарушиных всегда жили собаки и кошки, на окнах стояли банки с рыбами, в клетках распевали и свистели птицы.
<!--[if !supportLists]-->Ø <!--[endif]-->«Я приучился с детства понимать животное – понимать его движение и мимику. Мне даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животного».
<!--[if !supportLists]-->Ø <!--[endif]-->«Щур» - первый рассказ Е. И. Чарушина. (1930 год).
<!--[if !supportLists]-->Ø <!--[endif]-->«Волчишко» - рассказ о маленьком звереныше, принесенном в комнату из волчьего логова в лесу.
<!--[if !supportLists]-->Ø <!--[endif]-->И мы видим, как волчонку тоскливо и страшно в чужом, незнакомом месте и ему хочется убежать в лес к матери – волчице.
IV. Работа над рассказами Е. И. Чарушина.
Ребята, продолжим наше знакомство с гостями. Что они могут рассказать нам о себе? Это в сказках только звери разговаривают, так ведь, ребята, да? Поэтому о наших сегодняшних гостях пусть нам расскажут их товарищи.
Ученик1. Это Томка. Он был ещё маленький, когда его забрал у своей мамы один охотник. Он грыз деревяшку. Охотник взял эту деревяшку и спрятал. А Томка нашёл его. Поэтому охотнику этот щенок понравился и он забрал его к себе.
Ученик2.Это Тюпа. Он был маленький, непонятный, неуклюжий, но в то же время очень хорошенький. И всегда удивлялся всему: птичкам, бабочкам, и даже букашкам разным.Всё время он полз, подкрадывался и тюпал «тюп – тюп - тюп», поэтому его и прозвали Тюпой.
Ученик3.Это Мишка. Он жил в зоопарке вместе с другими медвежатами. Но он отличался от других. Всё время сидел в углу, лапу сосал, ворчал. Однажды даже он полез по метле и свалился вместе с ней. Ушибся сильно, и палка от метлы его по голове ударила. Еле успокоили. Дали ему соску.
Учитель. Ребята, у них на руках конверты. Они, наверное, адресованы нам. Давайте посмотрим их.
1). (берём конверт у Томки). Я хочу узнать, что вы запомнили из рассказов Е. И. Чарушина? Ответьте, пожалуйста, на вопросы!
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Как называется самый первый рассказ Е. И. Чарушина?
(Щур. Словарная работа. Щур – это лесная певчая птица, которая питается червяками, по-татарски – корташар.)
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->В каких рассказах вы встречались с Томкой?
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Чем привлекло ваше внимание Томка?
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->В каких рассказах вы встретились с кошками и котятами? Как их звали?
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Чем вам понравились Маруська, Епифан и Пунька? (Словарная работа. Бакены – это плавучие плетёные корзины с фонарём наверху, они показывают верную дорогу. Бакенщик – человек, который расставляет эти бакены по реке, вечером фонари зажигает, а утром их тушит).
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Почему волчишко не стал жить у охотника?
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->В каких рассказах вы встречались с медвежатами?
Физминутка. Сейчас мы попробуем изобразить щенков, таких, как Томка. - Покажите, какие щенки маленькие. Для этого присядьте, пожалуйста, колени обхватите руками.
- Щенки медленно растут. Встаньте, пожалуйста, поднимите руки вверх. - Покажите, как щенки подпрыгивают.
- Покажите, как щенки бегают
- А сейчас щенки будут лаять. Наберите воздух в грудь, резко выдохните и скажите «Гав!»
V. Работа над новым текстом.
2). (берём конверт у Тюпы). Прочитайте рассказ Е. И. Чарушина «Друзья».
Чтение рассказа по цепочке. (Словарная работа. Гончая собака – охотничья собака. Курки на ружье – чакма, тәте, курок – часть ударного механизма в ружье).
1. О ком мы прочитали в тексте?
2. Почему охотник назвал щенка Огарком, а лисёнка Васькой?
3. Что хотел сделать лесник, когда вырастит лисёнок?
4. Почему же лесник не застрелил лису?
5. Какой вывод можно сделать из этого рассказа? ( Дружбой надо дорожить!) в каких рассказах вы встречались с медвежатами.но онал "кам, и даже букашкам разным. гостей.
6. Кто вам понравился больше в этом рассказе? Почему?
Физминутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же тропинке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп.Немножко отдохнём.
И домой пешком пойдём.
VI. Закрепление изученного материала.
Просмотр презентации. Ответьте на вопросы:
Как называется книга Чарушина: «Тюпа, Томка и …»?
А) ворона Б) сорока С) кукушка Д) синица
Если дети ответят правильно, то выходит слайд с поздравлением, а если ответят неправильно, то выходит слайд, предлагающий подумать.
В следующих слайдах вопросы :
<!--[if !supportLists]-->Ø <!--[endif]-->Какой зверь свалился на голову охотника?
А) собака Б) белка С) кошка Д) сорока
<!--[if !supportLists]-->Ø <!--[endif]-->Как зовут кошку, которая ловила рыбу в реке?
А) Епифан Б) Пунька С) Маруська Д) Барсик
<!--[if !supportLists]-->Ø <!--[endif]-->«Как-то пришел охотник со службы, а лисят нет. Стал он их искать.» Где он их нашел?
А) на шкафу Б) в сапогах С) под кроватью Д) в комоде
<!--[if !supportLists]-->Ø <!--[endif]-->Куда отвели медвежат, которые разобрали трубы у трёх домов по кирпичику и слушали их шуршание?
А) влес Б) на поле С) в цирк Д) в зоосад
<!--[if !supportLists]-->Ø <!--[endif]-->«А ты – человек – хозяин всей природы. Тебе всё знать нужно… Для Родины своей ты русла новых рек проложишь. Где раньше была пустыня, - сады и рощи вырастишь. Реки перегородишь плотинами и разольётся новое море – озеро… . Расти поскорее, учись лучше! » Е. И. Чарушин.
VII. Подведение итогов урока.(берём конверт у Мишки).
«Я принёс вам подарки за то, что вы активно участвовали на уроке.», раздаются подарки – буклеты с призывом Е. И. Чарушина к детям.
Выставление оценок.
VIII. Задание на дом.Читать рассказы о животных Б.С.Житкова.(«Кружечка под елочкой», «Беспризорная кошка», «Что бывало», «Что я видел».
Рафида Магсумовна, здравствуйте! Ваш урок очень интересный, спасибо Вам. Но хотелось бы просмотреть презентацию к этому уроку. Прикрепите её, пожалуйста, к данному документу.
На: Рассказы Е. И. Чарушина.
Рафида Магсумовна, здравствуйте! Ваш урок очень интересный, спасибо Вам. Но хотелось бы просмотреть презентацию к этому уроку. Прикрепите её, пожалуйста, к данному документу.
На: Рассказы Е. И. Чарушина.
Большое спасибо, Галина Ивановна! Прикрепляю презентацию.
На: Рассказы Е. И. Чарушина.
Отличная работа. Спасибо большое!
На: Рассказы Е. И. Чарушина.
Большое спасибо!!!