Submitted by Надежда Михайловна Шабалина on пн, 15/06/2009 - 17:17
ТЕМА УРОКА: Образование в Марийском крае в 19 веке.
ЦЕЛЬ УРОКА:Систематизировать знания обучающихся по истории образования в Марийском крае на примерах, фактах из истории Ронгинской школы.Раскрыв значение школ для христианизации марийского народа перейти к освещению значения светского образования. Показать различные формы обучения на примере Ронгинской школы и школ г. Царевококшайска .
Необходимо отметить роль Казанского университета в развитии просвещения в крае, вклад в это дело передовых людей России и крестьян, содержащих на свои средства школы в деревнях. Следует также дать оценку образовательной системы Н.И. Ильменского.
В заключении важно отметить успехи и недостатки в развитии образования в Марийском крае.
Оборудование: карта Марийского края, ксерокопия «Очерк по истории Ронгинской школы». В.П. Голубева,фотографии, письма, воспоминания учителей и обучающихся Ронгинской школыXIXвека, материалы из фондов Государственного архива РМЭ.
СЛОВАРЬ: церковно -приходское училище, гимназии, образовательная система, Н.И. Ильменского , Второклассная – церковно – приходская школа, земская школа.
Ход урока:
В данной теме изучаются следующие вопросы:
1. «Христианское просветительство»
2. Культурно-просветительная роль школьной системы
3. Роль Казанского университета в развитии просвещения в крае.
4. История Ронгинской школы.
5. Суть образовательной системы Н.И.Ильменского
Изучение нового материала:
1. По первому вопросу рассказывается о распространении «христианского просветительства» в Марийском крае. В заключении рассказа делается вывод, что «христианское просветительство» в XIX в. было важной составной частью марийской культурной жизни, так же как и школьное образование, основные направления и задачи которого раскрываются во втором вопросе.
2. По ходу рассказа обучающиеся делают записи в тетрадях о годах открытия школ в населенных пунктах Марийского края.
3.Третий вопрос раскрывает роль Казанского университета в развитии просвещения в крае, вклад в это дело выпускников университета. В ходе рассказа демонстрируются фотографии выпускников Казанского университета, освещаются их судьбы и достижения.
4. По четвертому вопросу предусмотрены выступления обучающихся с опорой на предварительное задание по изучению истории Ронгинской школы, прошедший путь от церковно- приходского училища до образовательной школы. Выступление предусматривает подробную историю открытия школы, методы обучения вХ1Х в., демонстрацию ксерокопии очерка. П.Голубев, учителя истории «История Ронгинской школы», фотографий, писем, воспоминаний учителей и обучающихся Ронгинской школыXIXвека, материалов из фондов Государственного архива РМЭ.Учащиеся дополняют выступление воспоминаниями очевидцев, собранными заранее к данному уроку по заданию учителя.
5. Делая вывод о методах обучения в Ронгинской школе вХ1Х в. учитель подводит учащихся к 5 вопросу - система школьного образования Н.И.Ильменского «Христианское просвещение» инородцев на их родном языке.
Закрепление материала:
В конце урока учащиеся делают самостоятельный вывод о значении просвещения в развитии культуры Марийского края, систематизируют методы и формы обучения
в Х1Х в.
Домашнее задание:
Обучающиеся класса делятся на группы и разрабатывают электронные презентации по теме «История Ронгинской школы».