Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Основная часть.
1. Установка на художественное восприятие произведения. Эксперимент «Образы природы в русской поэзии» (Составление ассоциативного ряда, музыкальное оформление)
- Ребята, я буду называть слово, а вы молча будете записывать поэтические ассоциации, которые возникают у вас. (В это время звучит тихо музыка из альбома «Времена года» П.И.Чайковского)
Слова для эксперимента: природа, зима, осень, лето.
Затем ученики читают свои записи вслух. Сравнивая ответы, мы увидим, что у многих учеников названия времён года вызывают сходные мысли, образы, воспоминания.
2. Работа со статьёй учебника к разделу «Русские поэты о Родине, родной природе и о себе».
- Найдите предложения, которые связаны с нашей работой по выявлению ассоциаций. Запишем эти предложения в тетрадь
В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали.
Природа изображалась не просто фоном, на котором происходит жизнь и деятельность человека, но частью его души…
3. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы постараемся «разглядеть» образ весны, созданный Ф.И. Тютчевым в стихотворении «Зима недаром злится…»,
4. Прочтение художественного произведения.
а) Чтение стихотворения учителем наизусть.
Зима недаром злится,
Прошла её пора-
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон-
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима ещё хлопочет
И на весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Какое впечатление оставило? (Доброе, радостное впечатление)
- Какие картины вы представили? (Устное словесное рисование)
- А вот перед вами репродукции картин известных художников. Какая из них более соответствует стихотворению Ф.И.Тютчева?
На доске (слайд 1,2,3) репродукции следующих картин: И.Левитан «Весна – большая вода», «Март», А.Саврасов «Грачи прилетели». Если урок проводится с использованием интерактивной доски, то репродукции хорошо просматриваются, и учащиеся почти единодушно выбирают картину «Март» И. Левитана.
б) Повторное чтение - осмысление первоначального впечатления.
Динамическая пауза.
5. Анализ художественного текста.
а) Экскурс в историю. Слово учителя.
- Зима – это время года, которое в представлении древних славян, как и других народов, было одушевлённым. В ноябре красавица Зима, одетая в белую душегрейку, приезжает на пегой кобыле. Она дышит на всё встречное леденящим дыханием. Слуги Зимы – метели, вьюги, позёмки тянутся по следу госпожи. А когда Зима даёт им работу, крутятся над землёй снежные вихри, метут метели, бушуют бураны.
Со временем Зима стареет, и к марту, накануне прихода Весны – Красной девицы, Зима, по народным представлениям, превращается в уродливую старуху, которую все мечтают как можно скорее спровадить туда, откуда пришла, в снеговые хоромы, чтобы уснувшая земля пробудилась и расцвела.
б) Определение темы стихотворения.
- Что такое тема художественного произведения? (Тема – это предмет изображаемого в произведении)
- Как бы вы определили тему стихотворения «Зима недаром злится…»? (Тема природы, смена времён года…)
в) Особенности лирического героя.
- Вспомните, кто такой лирический герой? (Это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём)
- Лирический герой и автор – это одно лицо? (Нет, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или событиями его жизни, с его отношением к природе и т.д.)
- Передаёт ли стихотворение Тютчева чувства и эмоции лирического героя?
- Можем ли мы предположить, как относится автор к родной природе? (С любовью)
- В чём это проявляется?
г) Художественно-выразительные средства.
- Какие слова наиболее ярко передают эмоции лирического героя?
Запись в тетради, слайд 4 на интерактивной доске.
Зима: Весна:
злится стучится
ещё хлопочет хохочет
ворчит; умылася,
взбесилась ведьма злая, румяней стала
пустила, убегая;
- C какой целью поэт использует в стихотворении олицетворение?
д) Лексические средства, используемые в стихотворении.
- Какие слова привлекли ваше внимание или оказались вам непонятны?
Нудит – от глагола нудеть, т е говорить монотонно, а также жалуясь или настойчиво прося чего-нибудь.
Пуще – больше, сильнее.
- К какому пласту лексики относятся эти слова? (Устаревшие)
6. Способ рифмовки.
- Вспомните виды рифмовки. (Парная, перекрёстная, опоясывающая).
- Определите способ рифмовки в данном стихотворении. (Перекрёстная)
7. Работа над выразительным чтением.
- Какой образ сложился у вас под впечатлением этого стихотворения? ( Весна – это образ праздничный, молодой, нежный, радостный).
- С каким настроением будем читать стихотворение?
- Какие чувства важно передать при чтении? (Любовь к родной природе)
Выразительное чтение стихотворения.
8. Подведение итогов. Выставление оценок за урок.
Интервью.
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Что было особенно интересно?
9. Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть по желанию, научиться выразительно читать .
Спасибо за интересный материал. Урок построен рационально: нет перегрузки материала и вместе с тем затронуто очень много. На мой взгляд, не помешало бы творческое домашнее задание: рисунок, загадка и т.п. - для желающих. Успехов!
На: ПЛАН-КОНСПЕКТ урока литературы в 5 классе по теме "Образ вес
Спасибо за интересный материал. Урок построен рационально: нет перегрузки материала и вместе с тем затронуто очень много. На мой взгляд, не помешало бы творческое домашнее задание: рисунок, загадка и т.п. - для желающих. Успехов!