5.Заключение. Вклад художников в приближение победы над врагом.
1.Безмерно трагичным и героическим для нашей страны был период Великой отечественной войны. Ценой невероятных жертв и лишений добывалась великая победа над коварным врагом. Погибло более 27 миллионов людей. Были до основания разрушены, а то и вовсе стерты с лица земли сотни городов и сел.
Невидимая сплоченность, монолитное единство всех слоев общества отличало в те годы нашу страну.
В годы Великой Отечественной войны у художников, как и у народа, с особой силой проявилось патриотическое чувство. Художники почувствовали, что своим искусством они должны помогать народу в смертельной схватке с врагом.
2.Первыми откликнулись на военные события художники – плакатисты. На 2-ой день войны уже появился плакат Кукрыниксов«Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», в котором звучит уверенность в победе.
Художники показали врага, как хищную фашистскую гадину, сбросившую маску лицемерия и представившую во всей своей отвратительной сущности. Кукрыниксы применили контрастное противопоставление героического образа бойца карикатурно – сатирическому изображению хищника – Гитлера. С одной стороны звериная злоба, с другой могучая сила и уверенная в своей правоте. Порванный договор о ненападении и сброшенная маска миролюбия дополняют характеристику врага.
Среди первых плакатов Отечественной войны – плакат И. Тоидзе«Родина - мать зовет!».
Немолодая женщина с суровым лицом держит в протянутой вперед правой руке текст военной присяги, левая рука призывно поднята вверх. Незабываемо ее лицо с крепко сжатыми губами, с горящими, в упор обращенными к зрителю глазами. Слегла разметавшееся с проседью волосы, сдвинутые к переносице нахмуренные брови, развеваемый ветром платок создает настроение тревоги, и очень четко определяют главную мысль плаката – Родина – мать зовет своих сыновей исполнить долг – защитить Отечество.
С плаката художника Д. Шмаринова«Отомсти!»смотрит на зрителя женщина. На фоне дымового пожарища стоит она, неподвижная и страшная в своем горе. На ее опущенных руках – тело зверски убитой девочки. В широко раскрытых, наполненных слезами глазах матери не только страдание, но и требование – отомстить!
Широкое распространение получил плакат В. Корецкого«Воин Красной Армии, спаси!». Этот плакат стал символом и клятвой, будил в сердцах бойцов горячее стремление разгромить врага, спасти жен и детей от мук и страданий.(Работа с содержанием плаката).
… Обагренный кровью безжалостный фашистский штык и молодая мать готовая своим телом прикрыть сына, производили неизгладимое впечатление. Неслучайно художник Корецкий получал от незнакомых ему фронтовиков сотни писем, в которых солдаты клялись изгнать врага, освободить свой народ.
Все военные годы плакат был на передовой линии борьбы. Он снискал народное уважение и любовь, пользовался большой популярностью.
Благодаря громадным тиражам, плакат проникал в города, села, в партизанские отряды и в тыл врага, вместе с передовыми частями Советской Армии входил в освобождение города.
3.В годы Великой Отечественной войны развитие живописи, так же как и других видов изобразительного искусства, отмечено новым подъемом.
Отражая борьбу народа, живопись наполнилась героическим содержанием.
Одним из самых излюбленных образов живописцев в годы войны стал волнующий образ матери, провожающей на войну своих детей, защищающей свой дом, страну, оплакивающую гибель близких.
С. В. Герасимов создал в годы войны картину«Мать партизана».
Герасимов противопоставил внутренней пустоте фашистских захватчиков моральную силу простого человека, презирающего фашистских убийц и не сдающегося. Олицетворением силы духа в картине выступает мать партизана. С гордо поднятой головой стоит она перед тупым фашистским офицером карательного отряда, взбешенным проявлением гордости и бесстрашия в простой русской женщине. Эти фигуры занимают главное место в картине. Борьба двух характеров, чувство уверенности в победе очень хорошо передано художником. Образ фашиста написан без малейшего карикатуризма, в нем отчетливо выражена человеконенавистническая сущность.
В годы войны у художников проявился большой интерес к национальному прошлому нашей Родины. В 1942 г. П. Д. Корин написал картину«Александр Невский». «Я писал его, - рассказывал художник, - в суровые годы войны, писал непокорный гордый дух нашего народа, который встал во весь свой гигантский рост». Исторические победы русского народа в Куликовской битве посвятил свою картину«Поединок Пересвета с Челубеем»баталист М. И. Авилов (1943 г.).
В годы войны талантливые художники Куприянов Михаил Васильевич, Крылов Порфирий Никитович и Соколов Николай Александрович, которые больше известны под псевдонимом Кукрыниксы (по первым слогам их фамилий) полностью отдают свой талант разоблачению фашистских агрессоров. Они ездят по дорогам войны, беседуют с бойцами и по горячим следам создают свои произведения. 28 января 1942 года в газете «Правда» был опубликован очерк о подвиге и героической смерти партизанки Зои Космодемьянской в деревне Петрищево Московской области. А 9 апреля Кукрыниксы выехали к месту гибели Зои. Нашлись очевидцы, которые рассказали о казни партизанки. Художники начали писать тут же по живым впечатлениям. Они работают быстро, с огромным душевным напряжением. В начале они изобразили Зою умирающей, но это решение их не удовлетворило. Тогда они задумали показать Зою в последние минуты перед смертью. В окончательном варианте картины«Таня»прежде всего звучала тема непокорности, несгибаемой воли человека.
…Зоя стоит на эшафоте, сколоченном из ящиков. Ее фигура полна внутренней твердости и решимости. Смерть не страшит ее. Потрясенные героизмом девушки суетливо снуют Фашистские солдаты, щелкают фотоаппаратами. В скорбном молчании застыли колхозники, согнанные смотреть на смерть партизанки.
В 1944 году Кукрыниксы приехали в освобожденный Новгород. Страшная картина варварского разрушения предстала перед ними. Израненный, с выбоинами от снарядов стоял Собор Новгородской Софии – символ национальной славы. И они пишут свою картину«Бегство фашистов из Новгорода»- одно из наиболее значительных полотен военного времени.
… Судорожно мечутся с факелами в руках удирающие из города фашисты, пытаясь уничтожить национальные святыни. Но они не занимают внимания художников. В центре картины высится Собор. Несмотря на зарево пожара, на снятую золотую обшивку куполов, Собор твердо стоит на родной земле как олицетворение славы России. Кругом пылает огонь, от гари черна дорога, по которой с факелами бегут оккупанты. Но стены Собора белоснежны. Он стоит как богатырь, утверждая близость возмездия над врагом.
В годы войны художники научились глубже, чем это было ранее, раскрыть образ человека, передавая в портретном изображении типичные черты народа – героя. Получает развитие портретная живопись. Это портреты и обыкновенных людей, вынужденных взяться за оружие, и выдающихся военачальников, и автопортреты. Ряд выдающихся портретов создал В. Н. Яковлев.В портрете гвардии генерал – майора И. в. Панфилова (1942 г.),герой представлен в походной форме – в дубленом полушубке, в шапке – ушанке, с биноклем в руках, - на фоне фронтового зимнего пейзажа. За его спиной бойцы готовы к выполнению задания командира. Мужское волевое лицо этого человека, его пристальный взгляд создали героический образ опытного генерала.
4.Скульптура.
Подобно графикам и живописцам скульпторы в годы войны приняли активное участие во всенародной борьбе с врагом.
Несмотря на то, что скульптура требует наличие специальных условий для создания законченных произведений скульптуры, в трудных условиях военного времени создавали выдающиеся произведения. Скульпторы бывали на фронтах, некоторые из них, как например Л. Е. Кербель, Е. В. Вутетич, И. Г. Першудчев и другие подолгу работали в боевой обстановке, выполняя не только зарисовки, но и скульптурные эпизоды с натуры. Почти для всех скульпторов период Отечественной войны был периодом большой творческой активности. Война выдвинула перед скульптурой, как и перед всем искусством, новые ответственные задачи. Нужно было увековечить образы славных защитников Отечества, героев фронта и тыла, героев партизанского движения.
Ведущим жанром скульптуры в годы войны был портрет. Однако необходимость отразить всенародный патриотический подъем, массовые военные сцены и труд в тылу обусловили развитие тематической жанровой и монументальной скульптуры.
Постановление правительства об установке бюстов дважды Героев Советского Союза на их родине, направило многих скульпторов на решение этой новой задачи. Уже в годы войны в скульптуре развивается новая форма - портрета – бюста, предназначенного для постановки на родине героя.
Наиболее удачным портретом Е. В. Вучетича явился бронзовыйбюст генерала армии И. Д. Черняховского. Его взволнованное лицо полно энергии, полуоткрытый рот как бы произносит четкие слова приказа. Энергичный поворот головы, развивающиеся пряди волос на голове, крупные складки солдатского плаща на плечах и груди – все пронизано бурным движением. В облике генерала переданы сила, отвага, широта характера.
К 1945 году относитсябюст дважды Героя Советского Союза М. Т. Гореева, созданный скульптором Н. В. Томским.
Скульптор В. И. Мухина создала портреты И. Я. Хижняка (1942 г.), Б. А. Юсупова (1942 г.).
5.Заключение.
Великий Леонардо да Винчи сказал: «Живопись – это поэзия, которую видят».
Трудно переоценить вклад художников в приближение победы над врагом. Их военное творчество на века запечатлело боевые сражения, лица героев, ужасы войны и радость побед.
Плакаты, картины, скульптуры военных лет наглядно показывают нам, что война – это страшная народная трагедия. Формируют чувства гордости за свое Отечество, за свой героический народ.
Домашнее задание.
Творческая работа
1.На какую тему вы бы могли предложить плакат сегодня?