Официальный сайт janmille 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация

Государственные реформы петра I

Размещено: Галина Леонидовна Ямолова - пт, 12/06/2009 - 16:55
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ямолова Г.Л
Место работы, должность: 
МОУ "Алексеевская средняя общеобразовательная школа"
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 
Выяснить суть реформ Петра 1 и показать, что в результате реформ происходит оформление абсолютизма в России; продолжить формирование умения анализировать документы, таблицы, схемы
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс

Используемая методическая литература: 

 

Майков А.Н. Методические рекомендации к курсу «История России с древ.времен до конца 17 века». М,:Просвещение 2001
Используемое оборудование: 

Карта "Россия с к.17-60 гг. 18 века"

 

Используемые ЦОР: 

 

История Отечества. 882-1917. Мульмедийный учебно-методический комплекс-супертьютор.

Образовательный комплекс «1С:Школа". История России .Ч2. 7 класс.

Единая коллекция ЦОР.

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронная версия.

 

Краткое описание: 
Конспект урока по истории России в 7 классе по изучению новой темы с использованием разнообразных источников. Может быть использован учителем для подготовки к урокам.

 

В начале урока учащиеся получают два задания по вариантам:
1 вариант: проанализировать таблицу «Расходы России в 1704 и 1724 годах (некоторые статьи расходов)»
 

Основные статьи расходов
Сумма (в рублях)
1704 год
1724 год
1.
На царский двор
116421
186000
2.
На военные нужды
1419832
3922000
3.
На дипломатию
75042
496000
4.
На духовенство
29777
36000
5.
На медицину
11335
37000
6.
На просвещение
3786
27000
7.
На администрацию
12166
203000
Всего
3515553
6243000

 
Вопросы к таблице:
1.     Как изменился бюджет России за эти годы? Что определило увеличение расходов Российского государства за два десятилетия?
2.     На какие нужды больше всего расходовались средства? С чем это связано? А на какие  - менее всего?
3.     На какие нужды более всего возросли расходы?
 
2 вариант: Вспомнить и восстановить схему «Государственный аппарат России в 17 веке» и перечислить основные органы власти допетровской России с их функциями.
 
                                  
Учитель подытоживает ответы 1 варианта и отмечает, что действительно,   к концу царствования Петра 1 больше всего увеличились расходы на содержание государственного аппарата, на администрацию . Это было связано с реформами в области управления и ребятам  сегодня предстоит подробно рассмотреть эти реформы на уроке.
 
 В начале царствования Петра 1 сохранялся государственный аппарат, унаследованный им от отца Алексея Михайловича, характеристику которого дают учащиеся 1 варианта. Схема может выглядеть так:
 

царь

 
Земский собор
Боярская Дума
Патриарх
Приказы
Местное управление - воеводы

 

 
В начале 18 века Петр 1 начал перестраивать старые учреждения и заменять их новыми. Учащиеся получают задание: по ходу рассказа учителя о новых органах власти  и их функциях установить, какие органы власти и управления появились на смену данным учреждениям. Полученные данные обобщаются в виде схемы
Земский собор
X
Боярская Дума
Сенат
Приказы
Коллегии
Патриарх
Святейший Синод
Воеводы
Губернаторы
Кроме того, вводились новые должности: генерал-прокурора и обер-фискала.
Учитель отмечает, что должность генерал-прокурора учреждена в 1722 году и Петр 1 называл этого чиновника «оком государства», знакомит с функций генерал - прокурора и  фискала и отмечает, что самым известным обер-прокурором был Ягужинский, а фискалом Нестеров, выделяет несколько известных фактов из их биографии и деятельности (например, Алексей Нестеров сам брал взятки, за что в 1724 году казнен).
 
Реформы Петра1 распространились и на местное управление. В 1708 году подписан указ, по которому вводилось губернское деление государства (всего 8 губерний во главе с губернатором.)
Учащиеся работают с картой, определяют губернии и их границы и устанавливают, в составе какой губернии находился Марийский край.
 
Далее учащиеся работают с документом «Табель о рангах».
 
 Для закрепления знаний по «Табели о рангах», учитель дает следующие задания:
1. Зачитывает отрывок из произведения Н.В.Гоголя «Нос»:
 «Ковалев был кавказский коллежский асессор. Он два года только еще состоял в этом звании и потому ни на минуту не мог его позабыть; а чтобы более придать себе благородства и веса, он никогда не называл себя коллежским асессором, но всегда майором».
В чем разница между чинами коллежского асессора и майора? К какому классу относится чин коллежского асессора и майора?
2. Многие из вас смотрели фильм «Статский советник»,поставленный режиссером Ф.Янковским по мотивам одноименного романа Бориса Акунина из серии «Приключения Эраста Фандорина» о политических убийствах конца 19 века. Какому классу соответствует чин статского советника Эраста Фандорина и какому чину на военной службе он приравнен по «Табели о рангах»?
 
Завершая изучение нового материала, учитель цитирует предисловие к принятому при Петре1 Воинскому уставу: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете в своих делах ответу дать не должен» и просит пояснить  учащихся, как они понимают смысл цитаты.
Делается вывод, что в результате реформ в России оформился абсолютизм.
 
В ходе закрепления учащиеся работают над вопросом:
1. Какие из преобразований были проведены Петром1:
А)создание Сената
Б) создание коллегий
В) введение административного деления на губернии
Г) создание регулярной армии
Д) создание системы приказов
Е) создание парламента
Ж) введение «Табели о рангах»
З) учреждение патриаршества
 
Домашнее задание: создание коллективного проекта «Птенцы гнезда Петрова», используя Интернет-сайты, ЦОР, монографию Павленко «Птенцы гнезда Петрова»
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                  
 
 
 
 

 

 
 
 
 
 
 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
 

 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн