Местное управление - воеводы
|
В начале 18 века Петр 1 начал перестраивать старые учреждения и заменять их новыми. Учащиеся получают задание: по ходу рассказа учителя о новых органах власти и их функциях установить, какие органы власти и управления появились на смену данным учреждениям. Полученные данные обобщаются в виде схемы
Земский собор
|
X
|
Боярская Дума
|
Сенат
|
Приказы
|
Коллегии
|
Патриарх
|
Святейший Синод
|
Воеводы
|
Губернаторы
|
Кроме того, вводились новые должности: генерал-прокурора и обер-фискала.
Учитель отмечает, что должность генерал-прокурора учреждена в 1722 году и Петр 1 называл этого чиновника «оком государства», знакомит с функций генерал - прокурора и фискала и отмечает, что самым известным обер-прокурором был Ягужинский, а фискалом Нестеров, выделяет несколько известных фактов из их биографии и деятельности (например, Алексей Нестеров сам брал взятки, за что в 1724 году казнен).
Реформы Петра1 распространились и на местное управление. В 1708 году подписан указ, по которому вводилось губернское деление государства (всего 8 губерний во главе с губернатором.)
Учащиеся работают с картой, определяют губернии и их границы и устанавливают, в составе какой губернии находился Марийский край.
Далее учащиеся работают с документом «Табель о рангах».
Для закрепления знаний по «Табели о рангах», учитель дает следующие задания:
1. Зачитывает отрывок из произведения Н.В.Гоголя «Нос»:
«Ковалев был кавказский коллежский асессор. Он два года только еще состоял в этом звании и потому ни на минуту не мог его позабыть; а чтобы более придать себе благородства и веса, он никогда не называл себя коллежским асессором, но всегда майором».
В чем разница между чинами коллежского асессора и майора? К какому классу относится чин коллежского асессора и майора?
2. Многие из вас смотрели фильм «Статский советник»,поставленный режиссером Ф.Янковским по мотивам одноименного романа Бориса Акунина из серии «Приключения Эраста Фандорина» о политических убийствах конца 19 века. Какому классу соответствует чин статского советника Эраста Фандорина и какому чину на военной службе он приравнен по «Табели о рангах»?
Завершая изучение нового материала, учитель цитирует предисловие к принятому при Петре1 Воинскому уставу: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете в своих делах ответу дать не должен» и просит пояснить учащихся, как они понимают смысл цитаты.
Делается вывод, что в результате реформ в России оформился абсолютизм.
В ходе закрепления учащиеся работают над вопросом:
1. Какие из преобразований были проведены Петром1:
А)создание Сената
Б) создание коллегий
В) введение административного деления на губернии
Г) создание регулярной армии
Д) создание системы приказов
Е) создание парламента
Ж) введение «Табели о рангах»
З) учреждение патриаршества
Домашнее задание: создание коллективного проекта «Птенцы гнезда Петрова», используя Интернет-сайты, ЦОР, монографию Павленко «Птенцы гнезда Петрова»