Беседа с учащимися о роли компьютеров в нашей жизни
Первоклассники или дошкольники наверняка в своей жизни уже сталкивались с компьютерной техникой. У кого-то компьютер есть дома, у кого-то у родителей на работе. Многие уже делали попытки поиграть в компьютерные игры. Их не обошла информация о перспективах использования компьютера в будущем. Компьютеры, наверняка, привлекают их пристальное внимание. Поэтому беседу рекомендуется построить на активном участии учащихся. Задача учителя внимательно выслушать ответы детей, привлечь к ним внимание остальных. Если нужно вносить коррективы. Для беседы могут быть предложены вопросы:
· Приходилось ли раньше иметь дело с компьютерами?
· Где они видели компьютеры?
· Как и зачем они используются?
Выслушав ответы детей, учитель дополняет их и сообщает новые сведения о возможностях использования компьютеров.
Правила поведения в кабинете информатики
Знакомство с правилами техники безопасности является обязательным при знакомстве с компьютером. Инструктаж по правилам поведения нужно проводить очень серьезно, но не формально, как во взрослой аудитории. Важным элементом рассказа учителя должен стать иллюстративный материал. Лучше, если это будет плакат с изображение правил, который всегда будет напоминанием для учащихся. (см. приложение 1, А.).
Можно предложить учащимся выделить правила техники безопасности из рассказов(см. приложение 1, Б.).
1. Фрагмент книжки для чтения
Степаненко Ольга Андреевна, г. Саратов СОШ № 36
Изучение информатики во 2-5 классах
2. Информационная культура. Модуль-1. Методическое пособие
Вопросы:
1. Какие вы узнали правила поведения в кабинете информатики?
2. Что нужно приносить с собой на урок информатики?
Формирование умений работы с мышью
На первых занятиях учащимся предстоит соприкоснуться с двумя устройствами компьютера: монитором и мышью.
Компьютерные программы рекомендуется загружать заранее и выключить монитор, чтобы красочная заставка не отвлекала внимания учащихся. При изучении этой темы учитель, показывает учащимся устройство, которое носит название «монитор» и кнопку для его включения. А также договаривается с учащимися, что включать монитор они будут только по его команде.
Учитель знакомит учащихся с устройством «мышь». Правила управления мышью нужно тщательно обговорить с учащимися, так как они часто допускают ошибки в его использовании (сильно напрягают руку; указательный палец не находится на левой кнопке, что не позволяет осуществить выбор с первого раза; перемещают ее задом - наперед: выходят за поверхность стола). Учитель демонстрирует учащимся постановку руки при управлении мышью и сообщает правила (перемещение по поверхности стола; указательный палец находится на левой кнопки мыши).
Особое внимание нужно обратить на правила выбора:
- подвести указатель к нужному объекту;
- нажать левую кнопку мыши - кнопку выполнения.
Необходимо проверить у учащихся умения отличать левую и правую руку. Можно предложить небольшую игру: по команде учителя учащиеся поднимают соответствующую руку.
Работа за компьютером
С первого занятия необходимо приучить учащихся к правильной посадке за компьютером. Поэтому учителю необходимо проверить, как учащиеся устроились, если нужно поменять стулья.
Не включая монитор, нужно предложить учащимся продемонстрировать, как они научились держать мышь, и проверить каждого.
Включение мониторов лучше производить одновременно. И в дальнейшем использовать фронтальную форму работы.
Основные цели, которые преследуются при изучении данной темы:
- формирование умений работы с мышью,
- умение искать информацию на экране компьютера.
Поэтому команды, отдаваемые учителем, должны носить проблемный характер.
Заставка к программеAdibou
Учитель должен заранее очень внимательно познакомиться с элементами заставки Adibou и выбрать для работы те из них, которые не запускают отдельные программы (солнце/месяц, крона дерева, дупло, планета, катер, туча, кукла, труба дома, окошки, колокольчик, кран, яблоко на подставке).
Например:
— Сменить день на ночь. (Учащиеся должны отыскать на экране объект, который отвечает за смену дня и ночи - солнце и изменить его состояние.)
— Сделать так, чтобы пошел дождь. (Отыскать объект, из которого может пойти дождь - тучу и изменить ее состояние).
— Узнать, кто живет на чердаке.
— Кто скрывается в кроне дерева?
Выполнение первых команд нужно обсуждать, отвечая на вопрос «Что нужно сделать для выполнения команды?». (Подвести указатель к объекту, нажать левую кнопку мыши).
Анимированные объекты заставки наверняка вызовут интерес учащихся и бурную реакцию. Необходимо предоставить ребятам возможность обсудить полученные эффекты.
Необходимо в конце занятий задавать ребятам, вопросы об увиденных эффектах (у какого объекта снимается шляпа? (планета); кто живет в дупле? (ворона)). Это позволит снять зрительное, мышечное, эмоциональное напряжение и послужит логическим завершением занятия.
ПрограммаAdibou\ Теннис
Учитель сообщает учащимся, что им предстоит познакомиться с программой «Теннис». Для этого ее нужно запустить. Найти объект, который запустит игру, учащиеся должны самостоятельно - ракетка.
После запуска программы внимание учащихся обращается на то, что и управление в программе осуществляется с помощью изображений (пиктограмм - понятие дается в следующей теме) в нижней части экрана. Предлагается догадаться, какое изображение позволит запустить игру.
Объяснение правил игры: В этой программе требуется быть очень внимательными. Запустите игру. Пред вами в нижней части экрана доска с мячиком. Ваша задача ловить мяч с помощью доски. Когда мяч отскакивает от нее, то разбивает блоки в верхней части экрана. Обратите внимание учеников, что не все блоки одинаковые.
В конце занятия спросите, чем блоки отличались между собой. Что происходило, когда они разбивали блоки зеленого цвета. Что происходило, если они разбивали блок с «глазами»…
Эта программа позволит учащимся быстрее овладеть навыками работы с мышью. В процессе игры обращайте внимание учеников на правильную постановку руки. Следите за тем, как они держат мышь.