Официальный сайт rnns 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Тема: «Формула» темперамента.

Размещено: Наталья Владимировна Белова - ср, 10/06/2009 - 08:28
Данные об авторе
Автор(ы): 
Белова Наталья Владимировна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №2
Регион: 
Хабаровский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Психология
Предмет(ы): 
Технология
Цель урока: 
Цель: 1) закрепление и углубление знаний учащихся о темпераменте; анализ влияния природного фактора на профессиональное становление; 2) развитие навыков общения, сензитивности; 3) активизация процесса рефлексии.
Краткое описание: 
КОНСПЕКТ УРОКА
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

 

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
I. Опрос. Повторение материала прошлого урока.
О темпераменте.
- Что такое темперамент?
- В чем он проявляется?
- Каковы традиционные признаки темперамента?
Темперамент не следует путать с характером, который представляет собой сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности. Доброта и жестокость, леность и трудолюбие, аккуратность и неряшливость – все это черты характера. В его основе лежит темперамент.
(Можно, при желании, познакомить учащихся с классификацией типов высшей нервной деятельности по И.П.Павлову.
       Безудержный – процессы возбуждения и торможения сильные, подвижные, но неуравновешенные; свойствен холерикам.
       Живой – сильные, подвижные, уравновешенные; присущ сангвиникам.
       Спокойный – сильные, уравновешенные, но малоподвижные; свойствен флегматикам.
       Слабый – процессы слабые, неуравновешенные, малоподвижные; присущ меланхоликам.)
Примечание. Все объяснения желательно проводить, пользуясь схемой Айзенка, изображенной на доске или плакате.
II. Объяснение нового.
- Познакомимся с каждым типом темперамента подробнее.
(В рассказе необходимо уделить внимание сильным и слабым сторонам каждого темперамента.)
Природные особенности оказывают существенное влияние на профессиональное становление. Их игнорирование может привести к потере интереса к работе, различного рода перегрузкам, а го и к нервным заболеваниям.
В профессии условно выделяют две стороны – содержательную и динамическую.
Содержательная определяется набором необходимых знаний, умений и навыков, что предъявляет специфические требования к личностным особенностям человека. Эти особенности могут формироваться в процессе труда. Они поддаются воспитанию и тренировке.
Профессия имеет еще и другую сторону – динамическую.
Любая работа требует от человека определенной скорости, темпа выполнения, умения переключаться с одного типа заданий на другой, концентрации внимания и т.д. В некоторых профессиях эти требования выступают на первый план, создавая трудности для их овладения. Перечень таких профессий невелик, но для их получения необходимо пройти специальный отбор.
Учитывая это, психолог К.М.Гуревич предложил классифицировать профессии по признаку их абсолютной или относительной профпригодности.
Если профессия предъявляет жесткие требования к особенностям нервной системы человека и требует отбора, то ее следует отнести к I-ой группе – группе профессий с абсолютной профпригодностью.
Если же данной специальностью может овладеть практически любой человек, то ее можно отнести ко II-ой группе профессий, требующих относительной профпригодности.
Эти группы называют профессиями I и II типов.
Подавляющим большинством профессий одинаково успешно могут овладеть люди с разными психофизиологическими особенностями. Но даже при этом нужно учитывать свои природные свойства, чтобы найти наиболее подходящую специализацию в рамках профессии.
Итак, при выборе профессии важно учитывать свой тип темперамента.
      Сангвинику интереснее заниматься разнообразной работой, где он постоянно получает новые задания. Ему подходят профессии, которые предусматривают частое и интенсивное общение и организацию деятельности других людей.
      Холерику благоприятнее цикличная работа, в которой чередуются периоды больших усилий и спокойной деятельности.
      Флегматику сложнее, когда работа разнообразна, зато привычный режим не представляет для него трудности.
      Меланхолику подходит работа, требующая тонких ручных умений. Ему противопоказаны профессии, связанные с неожиданностями и сложностями.
III. Психологический практикум. Определение «формулы» темперамента. (Дополнительный материал.)
В большинстве случаев в людях сочетаются черты всех четырех типов темперамента, один из которых выражен сильнее, а другие – слабее. Поэтому можно говорить уже не о темпераменте, а о «темпераментной структуре», которая включает в себя все типы. Чтобы определить ее, вам нужно выразить свое согласие (высокие баллы) или несогласие (низкие баллы) с приведенными высказываниями (система оценок от 0 до 10). Если трудно определиться с оценкой (т.е. если в зависимости от обстоятельств бывает и так, и так), ставьте себе средние баллы – 4, 5, 6, 7.
Важно оценить себя как можно объективнее!
1. Перед каким-либо важным для меня событием я начинаю нервничать.
2. Я работаю неравномерно, рывками.
3. Я быстро переключаюсь с одного дела на другое.
4. Если нужно, я могу спокойно ждать.
5. Мне нужны сочувствие и поддержка, особенно при неудачах и трудностях.
6. С людьми равными я несдержан и вспыльчив.
7. Мне нетрудно сделать выбор.
8. Мне не приходится сдерживать свои эмоции, это получается само собой.
Сложите количество баллов по вопросам, номера которых указаны в формулах:
М = 1 + 5 =
X = 2 + 6 =
С = 3 + 7 =
Ф= 4 + 8 =
Соответствующие символы – М, С, X, Ф – запишите в порядке убывания их значений.
Символы с одинаковыми значениями запишите один под другим. Вы получили так называемую приоритетную формулу, например М X С Ф. Ее владельца в первую очередь характеризуют меланхолические черты (М), поэтому его условно можно назвать меланхоликом. Слабее выражены признаки холерика (X), сангвиника (С) и флегматика (Ф).
(Методика приведена в интерпретации Е.Жарикова, Е.Крушель-ницкого. Для тебя и о тебе, М, 1991, стр. 23-27.)
IV. Закрепление материала. Решение психологических задач.
«Определи темперамент»
А. – Вспомните известных литературных героев, персонажей сказок, мультфильмов и т.д. С помощью «круга Айзенка» попробуйте определить их темперамент.
Можно предложить учащимся следующие варианты:
- невозмутимый тугодум Собакевич (флегматик);
- непредсказуемый жизнелюб Ноздрев (сангвиник);
- импульсивный ревнивец Отелло (холерик);
- впечатлительный романтик Гамлет (меланхолик)
или исторические личности:
Крылов, Кутузов – флегматики;
Наполеон, Бомарше – сангвиники;
Суворов, Менделеев, Пушкин, Петр I – холерики;
Ньютон, Гоголь, Чайковский – меланхолики.
Б. – Попробуйте выполнить психологическое упражнение, в котором может проявиться ваш темперамент.
Учащимся предлагается продемонстрировать естественную реакцию в следующих ситуациях (ответы должны быть спонтанными, чтобы школьники действительно не затрачивали время на обдумывание, а реагировали быстро, как они поступили бы на самом деле):
- Учитель говорит, что ваша одежда не соответствует внешнему виду ученика. Вы говорите учителю ...
- Друг продолжает занимать вас разговором, а вы хотите уйти. Вы говорите ...
- Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним ...
(Задание выполняют все желающие.)
Данное упражнение можно обсудить, используя вопросы:
- Какие свойства темперамента проявились у каждого участника при ответах?
- Сравните данные наблюдения с результатами тестирования.
Совпадают ли они? Если нет, то почему? Может быть, в этом упражнении проявились такие качества личности, как воспитанность, общая культура, привычки и т.д.?

»  Тэги к этому документу:

Оценка материала

...
 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн