Тема урока "Обособление второстепенных членов предложения".
Цель:актуализация опорных знаний с выходом на представление об обособлении и смысловой самостоятельности обособленных членов предложения.
ЦОР используется на этапе актуализации опорных знаний (2 этап, 4 этап) по второстепенным членам предложения - определениям. Работа с заданием на доске предполагает повторение сведений овторостепенном члене предложения - определении и его функции в предложении, повторение расстановки знаков препинания при согласованных и несогласованных определениях. Задание помогает перейти к усвоению новых знаний на следующем этапе работы на уроке.
Задание1. Найти определения в предложениях и охарактеризовать: их, роль в предложении, расстановку знаков препинания. Выразительно прочитайте предложения.
На доске учащиеся видят:
1.Уставшие, туристы решили отказаться от повторного восхождения.
2. Уставшие после бессонной ночи, туристы решили отказаться от повторного восхождения.
3. Он мог услышать вещи для себя довольно неприятные (Лермонтов).
4. Море у его ног лежало безмолвное и белое (Паустовский).
5. В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады (Шолохов).
Задание 2. Составить и прочитать выразительно предложения с данными ниже причастными оборотами, причастиями, определениями. Охарактеризовать смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные признаки обособленных определений.
На доске учащиеся видят:
На расчищенной от снега площадке, по протоптанной в снегу тропинке, серые и подтаявшие, разогревшиеся и румяные, взятые в мастерской лопаты, позировавшие перед фотокамерой, брошенные в снег варежки и шапка.
Задание отрабатывает навык применения в речи знакомого материала и выделение его по существенным признакам в предложении.