Записать число, в котором 42 единицы I класса и 97 единиц II класса. Дать характеристику этому числу.
Один ученик записывает на доске и комментирует вслух:
Это число стоит в натуральном ряду чисел на девяносто семь тысяч сорок втором месте между девяносто семью тысячами сорока одним и девяносто семью тысячами сорока тремя. Это число чётное, т. к. его можно разделить на два, оно пятизначное, потому что для записи использовали, пять цифр: 1-я цифра – 9 десятков тысяч, 2-я – 7 единиц тысяч, 3-я – 0 сотен, 4-я – 4 десятка, 5-я – 2 единицы. Всего в этом числе 97042 единицы, 9704 десятка, 970 сотен, 97 единиц тысяч, 9 десятков тысяч. Его можно представить в виде суммы разрядных слагаемых 90000, 7000, 40 и 2.
Запись на доске и в тетрадях:
97042, 97042, 97041 и 97043, 97042, 9 д. т. 7 ед. т. 0 с. 4 д. 2 ед.; 97042 ед. 9704 д. 970 с. 97 ед. т. 9 д.т. 97042 = 90000 + 7000 + 40 + 2
III.Актуализация знаний. Устный счёт.
Составьте четыре выражения с данным значением (Ученики предлагают свои выражения, учитель записывает их на доске, одноклассники проверяют, верно, ли они составлены).
На ИД чертёж:
Подумайте, как убрать два отрезка, чтобы осталось 4 одинаковых квадрата (ученики выходят к доске и показывают на чертеже свои варианты ответов).
У меня на доске записаны знаки. О чём они вам говорят?
a 2 Sh
(это цифры и латинские буквы, которые используются в формуле площади треугольника S=ah: 2)
Прочитайте вопрос, на который нам предстоит сегодня ответить.
Для всех ли типов треугольников подойдёт эта формула?
Но сначала вспомним, что обозначает каждая буква и цифра в этой формуле?
(S – это площадь треугольника, а – его основание,h – высота, проведённая к этому основанию) Площадь треугольника равна произведению основания и высоты разделённому на 2.
Для нахождения площади, каких треугольников мы можем использовать эту формулу?
Перед вами лежат карточки с фигурами. Что объединяет эти фигуры? В чём их различия? (Это – треугольники. Они отличаются по типу углов: остроугольный, тупоугольный, прямоугольный.)
Что нужно сделать с остроугольным треугольником, чтобы найти его площадь?(ответы детей)
Проведите высоту, найдите площадь этого треугольника.
S = 6 * 4 : 2 = 12 (см2)
Найдите площадь тупоугольного треугольника, используя ту же формулу.
S = 8 * 3 : 2 = 12 (см2)
Что вы сделали, чтобы выполнить моё задание?
Нужно ли проводить высоту в прямоугольном треугольнике, чтобы найти его площадь. Обоснуйте свой ответ.
Найдите площадь прямоугольного треугольника, используя известную формулу. S = 6 * 3 : 2 = 9 (см2)
Ну а теперь, выполнив это задание какой ответ вы можете дать на наш вопрос?
Вывод: площадь любого треугольника равна половине произведения его основания на высоту, проведённую к нему.
Найдите в новом учебнике № 113, в старом - № 117. Прочитайте вывод. Согласны ли авторы учебника с вашим выводом?
Блиц-опрос: - сколько высот можно провести в треугольнике?
- а в прямоугольном?
- чем являются стороны прямоугольного треугольника, образующие прямой угол?
V.Применение знаний. Основная задача.
№118. Прочитайте задачу про себя. Какой вид краткой записи будет более выгодным? Обоснуйте свой выбор.
Заполните таблицу данными и искомыми величинами задачи.
Один слабоуспевающий ученик на интерактивной доске выполняет это задание с помощью учителя.
Вместимость 1 лодки
Количество лодок
Всего людей
4хместные
4 чел.
7 л.
? чел. 76 чел.
6иместные
6 чел.
? л.
? чел.
Проверьте, правильно ли заполнена таблица на доске? А вы справились с этим заданием?
Подумайте, сколько действий в задаче, какие они? Выберете правильную схему-план решения этой задачи (на ИД):
Один сильный ученик решает за закрытой доской, а слабоуспевающий на доске с комментированием вслух. Тот, кто решит эту задачу в тетради быстро, приступает к следующему заданию.
Какой первый вопрос в задаче? Выполняй действие.
Сколько всего человек сели в четырёхместные лодки?
1). 4 * 7 = 28 (чел.)
Сколько человек в шестиместных лодках?
2). 76 – 28 = 48 (чел.)
Сколько шестиместных лодок?
3). 48 : 6 = 8 (л.)
В.: (76 – 4 * 7) : 6 = 8
Ответ: 8 шестиместных лодок заготовили.
Ученик, решающий за закрытой доской, проверяет решение ученика на доске и свою. Затем открываем «Шторку» на ИД и проверяем.