2. Формировать уважительное отношение друг к другу.
Предварительно должна пройти самостоятельная подготовка, выполнено домашнеезадание: дети сами или с родителями должныпрочитать книгу
Е.С. Шабельника «Ваши права», подумать над содержанием, просмотреть иллюстрации и сделать рисунки из разных сказок.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Вступительное слово.
Давным-давно, тысячилет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы:
— Что люди могут делать и что нельзя?
— Что они обязаны делать и что не обязаны?
— На что они имеют право и на что не имеют? Очень долго решались эти вопросы и, когдаих решили, появилась Декларация прав человека - заявление о правах и свободах человека во всем мире.
Когда вы читали книгу «Ваши права», все ливам было понятно или встретились в текстетрудные слова, которые надо объяснить?
СЛОВАРЬ ТРУДНЫХ СЛОВ.
Дискриминация- ограничение, лишениеправ.
ООН- Организация объединенных наций, создана для упрочения мира между странами иобеспечения безопасности.
Гражданство- определенные отношения между человеком и государством, на земле которого человек живет. Гражданство основывается на признании и уважении человеческого достоинства, прав и свобод. Например, государство дает возможность и право человекуучиться, работать, а человек обязан приноситьпользу людям и государству.
Рабство - полная зависимость, когда человек не имеет никаких прав.
Посягательство- попытка лишить какого-либо права, свободы.
Когда человек рождается на свет, он ужеимеет право на жизнь, гражданство, местожительства, медицинское обслуживание,равенство и свободу, отдых, досуг, социальное обеспечение, наслаждение искусством. Затем со временем он получает идругие права: иметь образование, свободно передвигаться, на защиту, свободу мысли и высказывания, получение информации. В 18 лет возникают права на свободный брак, участие в управлении страной,объединение в различные союзы, партии, группы, владение имуществом, неприкосновенность личности и убежище в другойстране от преследователей, на свободныйтруд и выбор профессии, вознаграждениеза свой труд и на достойный жизненныйуровень.
Для проверки и закрепления знаний предлагаю следующие вопросы и задания.
ВОПРОСЫ:
1. В какой сказке и кто нарушил право зайчикана неприкосновенность
жилища? («Лиса и Заяц», лиса).
2.В какой сказке и кто воспользовался правомна свободное
передвижение и путешествовал на прутике между двумя утками?
(«Лягушка -путешественница", лягушка)
3. В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве?
(«Приключения Буратино», Карабас-Барабас)
4. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколькораз подвергался попыткам посягательства на егожизнь, угрозам быть съеденным? (Колобок)
5. В какой сказке народ свободно наслаждался искусством бродячих артистов? («Бременские музыканты»).
6. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле?{Баба-яга)
ВОПРОСЫ
По сказке «Приключение Буратино»:
1. Схватив Шушару за хвост, Буратино нарушил ее право на ...? (личную неприкосновенность)
2. Буратино продал свою азбуку и не воспользовался правом на...? (бесплатное образование)
3. Буратино хотел попасть в театр, у него былоправо...? (наслаждаться искусством)
4. Напавшие на Буратино кот Базилио и лисаАлиса пытались отнять деньги и лишить Буратино ...? (принадлежащего ему имущества)
5. Полицейские, ворвавшись в каморку папыКарло, нарушили его право на...?(неприкосновенность жилища)
ЗАДАНИЯ:
Докажите, что Карабас-Барабас нарушалправа:
— на личную неприкосновенность, свободу,жизнь;
— содержал кукол в рабстве;
— жестоко обращался с куклами;
— на свободное перемещение;
— на свободу убеждений и их высказывание;
— на свободный труд и вознаграждение занего;
— на отдых, досуг, отпуск;
— на образование;
— на достойный жизненный уровень.
Учащимся 5-6 классов можно предложить более трудные задания. Например, в диалоге ответить сказочному герою, основываясь на статьях Декларации прав человека:
1.Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!». Буратино:...
(Не имеешьправа лишатьменя имущества)
2. Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!». Колобок:...
(Не имеешь права посягать на моюжизнь)
3. Жаба: «Дюймовочка, завтра ты выйдешь замужза моего сына». Дюймовочка:...
(Не имеешьправа нарушать мое право на свободный брак)
(Не имеешь прававторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно)
5. Медведь: «Машенька, будешь у меня жить,печку топить, кашу варить». Маша:...
(Не имеешь права посягать на мою свободу)
6. Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица:. (Не имеешь права лишать его жизни)
Можно предложить инсценировать эпизод из сказки, комментируя нарушения соответствующих статей Декларации прав человека:
1. Чернавка: «Скушай яблочко, мой свет, благодарствуй за обед». Царевна откусывает яблочко и падает мертвым сном. (Комментарий: Чернавка посягнула на здоровье и жизнь царевны)
2. Курочка Ряба снесла яичко. Мышка бежала,хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.(Комментарий:мышка посягнула на неприкосновенность чужого имущества).
3. Отелло: «Молилась ли ты на ночь, Дездемона?». Душит Дездемону. Она умирает. (Комментарий:Отелло нарушил право человека нажизнь и неприкосновенность).
Заключительное слово:
Право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права. В конце занятия давайте еще раз повторим, какие права имеют дети.