«СЛАВА РУССКОЙ СТАРИНЕ! »
Внеклассное мероприятие по истории России для 6 классов по теме
«Восточные славяне. Древняя Русь в IX - XII вв.»
Цели
Образовательная
• Повторить и закрепить у обучающихся знание исторических фактов, имён по теме “Восточные славяне и Киевская Русь в IX-XII вв.” (обобщение и систематизация знаний учащихся).
Развивающая
• Продолжить формирование умения работать с историческими источниками и картами; развивать умения анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты, самостоятельно работать с различными источниками. Активизация творческих и коммуникативных способностей в процессе познавательной деятельности.
Воспитательная
• укреплять дружбу и взаимопомощь обучающихся на основе общего дела и сопереживания за свою команду. Способствовать формированию уважительного отношения к героическим событиям и культурному наследию прошлого нашего Отечества.
Оборудование. Компьютер, проектор, магнитофон, презентации, буклеты, музыка,
костюмы и бутафорские предметы для инсценировок, «гривны».
Предварительная подготовка
1. Подготовить представление – презентацию своего города (Киев, Новгород)
1. Где находится город? (показать на карте)
2. Почему так называется?
3. Герб города.
4. Чем занимаются жители?
5. Чем знаменит город? Оформить путеводитель по городу.
6. используйте ключевые слова: детинец, торг, вече, гости, посад, тысяча, братчина, скоморохи
2. Творческое задание.
А) Инсценировать историческое событие (призвание варягов, Крещение Руси).
Б) подготовить интервью с историческим героем: 2 человека (историческая лич-ность и «журналист», в интервью имя личности не называется, но вопросы и ответы должны быть четкими, точными и понятными)
На дверях зала написано «Слава русской старине». Двери зала закрыты обоями и расписаны под терем. В дверях стоят стрельцы. За столами сидят сборщики дани. Каждый из участников мероприятия приносит на вечер дань (набор рисунков, кроссворды, ребусы, загадки и т.д.).
Ход мероприятия
Звучит 1-ый концерт Чайковского
Ученик 1.
Храня преданья вековые,
Ты вся лежишь в грядущем дне,
Такой и видишься, Россия,
Ты наяву мне и во сне.
Ученик 2. Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Выходит летописец с книгой и, обращаясь к залу, говорит: «Мы от рода русского».
Летописец. Откуда есть пошла русская земля? И кто в Киеве начал первый княжити? Откуда русская земля стала есть?
Учитель. Вы, конечно, узнали этого монаха. (Ученики отвечают). Он был один из первых, начавших изучение истории нашей страны. Сегодня мы выступим в роли последователей Нестора – летописца, ибо наша встреча посвящена эпохе в истории нашей страны – Киевской Руси.
Слайд – шоу. Я люблю тебя, Россия.
(цели мероприятия)
Учитель. Сегодня на нашу творческую встречу прибыли представители двух главных древнерусских городов: Киева и Новгорода. Наша встреча будет проходить в виде состязания киевлян и новгородцев по разным вопросам истории Древнерусского государства. За каждый правильный ответ вы будете получать гривны. Хочу представить вам счетную палату, которая будет сегодня «считать», сколько гривен вы заработали.
Представление команд – участниц.
(представление города, кроме путеводителя)
I этап «Мы славяне! »
Звучит песня «Иван купала»
Интригующий образ. Голубая лента (путь из варяг в греки).
Учитель. Посмотрите на эту ленту. Что она вам напоминает? Образом чего может выступить? Да, именно, торговый путь «из варяг в греки» объединял племенные союзы восточных славян.
Лаборатория «Эврика»
1. “Дорогами предков”
Каждая команда получает по контурной карте предложенного периода. В течение трёх минут команды должны правильно нанести исторические и географические объекты, согласно заданию. За каждый верно нанесённый объект – 1 балл.
1. Стрелками обозначьте путь “из варяг в греки”.
2. Обозначьте Русское море
3. Варяжское море.
4. Киев
5. Обозначьте столицу греков.
6. Новгород
Игра со зрителями
Пять исторических названий
1) Я знаю пять славянских языческих богов
2) Я знаю пять древнерусских городов
1. Радимичи 1. Сербы 1. Вятичи
2. Поляки 2. словене 2. Уличи
3. Кривичи 3. дреговичи 3. Чехи
4. Северяне 4. Древляне 4. Поляне
2. Задание «4-ый лишний» - (определить название племён восточных славян)
Команды поднимают табличку с номером правильного ответа.
3. Разгадай анаграммы: переставь буквы так, чтобы получились слова, свя-занные с хозяйственной деятельностью восточных славян.
Игра со зрителями
Блеф – клуб
1. Верите ли вы, что славяне, когда рубили дерево, просили у него прощение и «кормили» его, оставляя еду на пеньке?
(Да. Славяне поклонялись всему, что росло на земле - дере¬вьям, травам, цветам. С деревьями разговаривали, поверяли им свои тайны. На деревьях оставляли расшитые полотенца, лен¬ты, одежду. В священных рощах молились и судили сородичей. Старые, могучие деревья запрещалось рубить. Они считались «покровителями» окрестностей.)
2. Верите ли вы, что в древности у славян был обычай: вра¬ги вместе варят и едят кашу для заключения мира, без этого мирный договор был недействительным?
(Да. Ведь без каши, так же как и без пирогов, на Руси не про¬ходило ни одного важного события. Кашу варили и в праздники, и в будни. Действительно, в древности у славян был обычай: враждующие стороны вместе ели кашу при заключении мира. Без этого и мирный договор был недействительным. До сих пор о человеке, с которым трудно договориться, говорят: «С ним каши не сваришь».)
3. Верите ли вы, что Владимир Мономах был внуком киевс¬кого князя и испанской королевы?
(Нет. Владимир Мономах был внуком киевского князя и византийского императо-ра.)
(Проверка задания «анаграммы»)
4. «Восстанови документ». К нам в руки попали документы, где содержатся сведения о славянах. Правда, время изрядно подпортило эти документы. Ваша задача их восстановить.
задание для киевлян
Византийский хронист Менандр сообщает, что в 579 г. “важнейшие князья скла-винского народа” (автор имеет ввиду славян) категорически отвергли требования аварского кагана о покорности. Что князья заявили послу, вы сможете прочитать, вставив в нужном месте пропущенные слова.
“Родился ли на _____ и согревается ли лучами солнца тот _____, который бы _______силу нашу? Не другие нашею землею, а ___ чужою привыкли________. И в этом мы________, пока _______на свете ______и мечи. (подчинил, свет, обла-дать, человек, мы, будут, уверены, война).
Ответ: “Родился ли на свет и согревается ли лучами солнца тот человек, который бы подчинил силу нашу? Не другие нашею землею, а мы чужою привыкли обладать. И в этом уверены мы, пока будут на свете война и мечи”.
задание для новгородцев
Заменив подчеркнутые слова на противоположные (или иные) по смыслу, вы сможете прочитать слова известного русского историка С.Ф. Платонова: “Что касается до немцев, то новейшим местом их путешествий в Азии были, по-видимому, южные склоны Уральских холмов, где немцы под фамилией венедов, антов и склавен были забыты еще в древнеегипетские, готские и гуннские минуты”.
Ответ: Что касается до славян, то древнейшим местом их жительства в Европе были, по-видимому, северные склоны Карпатских гор, где славяне под именем венедов, антов и склавен были известны еще в римские, готские и гуннские времена”.
Игра со зрителями
«Историческая азбука». Показываю букву, учащиеся называют исторические понятия на эту букву.
1. А – авары
2. Б – былина
3. В – вотчина, вече, варяги, вира
4. Г – город, гости, государство, гривна
5. Д – детинец, дань, дружина
6. Е – епископ
7. Ж – железный век
8. З – закуп, зодчество, земледелие
9. И – икона, изгой
10. К - кириллица, купцы
11. Л – летопись, лествица
12. М – митрополит, монастырь
13. Н – наймит
14. О – огнищане
15. П – полюдье, повоз, посад, погост
16. Р – род, рюриковичи
17. С – смерды, славяне
18. Т – тиун, торговля
19. У – удел, уроки
20. Ф – фреска
21. Х – христианство, холоп
22. Ч – челядь
23. Я – язычество
проверка задания «Восстанови документ»
Задания для всех
Читая каждую вторую букву, расшифруйте выражение:
"апбовсглде ждзоижкдлимчнкоа рв счтеутфвхецрчг".
Как это высказывание связано с Перуном? А почему в четверг должен быть дож-дик? Ответ: Четверг был посвящен Перуну - богу грома и молнии.
Учитель. Так жили племена восточных славян. Постепенно у них начинает складываться государство.
II этап. «Оглянись на предков наших,
на героев прошлых дней… »
звучит музыка
Образ. Цветок
Учитель. Посмотрите на этот цветок. Образом чего он может послужить? Древняя Русь была подобна цветку. От небольшого бутона, каким она была в 9 в., она расцвела до прекрасного благоухающего цветка. Так давайте вспомним как было.
Лаборатория «Эврика».
1. “По страницам “Повести временных лет”. О каком событии идет речь? (по мере ответов учащихся на слайде появляются иллюстрации этих событий) вопросы поочередно задаются каждой команде. Если команда не отвечает, вопрос переходит к следующей команде.
1. “Дайте мне от каждого двора по три голубя и по три воробья. Я не хочу возлагать на вас тяжкую дань, как муж мой, поэтому и прошу у вас мало…” (месть княгини Ольги древлянам за убийство мужа)
2. Взяв дань, пошёл он в свой город. Когда же он шёл назад, - поразмыслив, сказал своей дружине: “Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю ещё”. И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идёт снова, держали совет с князем своим Малом: “Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его, так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит. (Поход князя Игоря в землю древлян)
3. Она же, уразумев смысл этого обращения, ответила Цесарю: “Я язычница, если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь”. И крестил её царь с патриархом. Просветившись, она радовалась душой и телом; и наставил её патриарх в вере и сказал: “Благословенна ты в жёнах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя русские потомки в грядущих поколениях твоих внуков”. И дал ей заповеди в церковном уставе, и о молитве, и о посте, и о милостыне, и о соблюдении тела в чистоте. (Крещение княгини Ольги в 955 году)
4. Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть,и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе:
- Поищем себе князя, который бы владел и судил по праву.
И пошли за море к варягам, к Руси.
Сказали Руси чудь, словене, кривичи и весь:
- Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами! (Призвание варягов в 862 году)
5. Перуна же сбросили в реку. Приказал князь собрать всех киевлян у Днепра. Кто входил в воду по пояс, кто – шею. (крещение Руси 988 г)
6. А половцы землю нашу несут родну и рады, что между нами идут войны. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю. И пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк – Киевом, Изяславовой отчиной, Владимир – Всевололодовой, Давид и Олег и Ярослав – Святославовой, и те, кому Всеволод раздал города: Давиду – Владимир, Ростиславичам же: Володарю – Перемышль, Васильку – Теребовль.” И на том целовали крест: “Если отныне кто на кого пойдёт, против того будем мы все и крест честной”. (Съезд князей в Любиче 1097 год)
8.Все споры решал князь. Судил по суду Божьему. Обвиняемый давал клятву, что не совершал преступления, взявшись за кусок раскаленного железа. (Русская Правда)
Расставьте эти события в порядке, который бы соответствовал этапам становления Древнерусского государства.
Деятельность первых Рюриковичей
Крещение Руси
Призвание варягов
Объединение Киева и Новгорода
Принятие Русской Правды
Княжеский съезд в Любече
Почему съезд князей стоит отдельно?
Игра со зрителями
Всех главнее князь с дружиной.
В ней все воины — мужчины.
Кто постарше, тот —____________________,
Вотчиною он одарен.
Кто помладше — не в обиде,
Если назовут их ________________.
Нравом кто-то пусть не кроток —
Можно величать и___________
Чтобы в вотчине всё было,
Чтобы и земля родила,
Чтобы не сбежал крестьянин,
Очень нужен________________
Ну а чтоб землёй боярской
Управлять было сподручней,
То усердно ему будут
Помогать __________и ____________
Как от князя ты зависишь и других не знаешь бед
Называешься ты_____________
Разорился — купу взял,
Сразу____________ом ты стал.
Заключил же с князем ряд,
Ты уже________________, брат.
(проверка задания Этапы становления государства)
Лаборатория творчества
Представить инсценировку исторического события
О ком идет речь? Задание проводится по типу игры «Звездный час»
Владимир I Святослав Игоре-вич Игорь Ольга
Рюрик
Олег Нестор
Ярослав Мудрый Владимир Моно-мах
Кирилл и
Мефодий
Борис и Глеб
1. Решил князь множить милосердие,
Он нищим и калекам помогал,
Он школы строил и в благодаренье
Народ любимца Красным Солнышком прозвал.
За веру православную, за то, что
Язычников мудрейший просветил,
Признала церковь князя равным
Двенадцати Апостолам – Святым. (Владимир)
2. Хазар разбил, болгар разбил.
Да, жить он дома не любил.
Как воин, голову свою
В неравном он сложил бою. (Святослав)
Видеозагадка. Кадр из мультфильма «Князь Владимир». Печенежский хан Кудря пьет из чаши, сделанной из черепа Святослава.
Что это за чаша такая интересная в руках Кудри?
3. “Избавившись от всех других претендентов на власть, он стал спокойно и мудро править в своем государстве. Время его княжения стало годами расцвета Древнерусского государства” (Ярослав Мудрый)
4. Монах, древнейший из известных русских летописцев. Автор житии князей Бориса, Глеба, Феодосия Печерского (Нестор)
5. За Мала замуж не пошла,
Его послов живьём сожгла,
Во всём порядок навела,
Потом крещенье приняла. (Ольга)
6. “И тогда собрались представители всех племен на вече и решили послать своих послов “за море” к знакомым варягам со словами: “Земля наша велика и обильна, а наряда (управления) в ней нет. Да пойдите (приходите) княжить и володети нами”. На приглашение откликнулся варяжский князь…” (Рюрик)
7. Был грозным князь сей для врагов
От Киева до Цареграда,
Но плохо слушал он волхвов,
И смерть была ему наградой. (Олег)
8) Он так велел своим детям: “В дому своем не ленитесь, но за всем смотрите, не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись гости над домом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод… А вот вам и конец всему: страх божий имейте превыше всего”. (Владимир Мономах)
9) Не смог он греков победить,
«По людям» стал потом ходить.
Но много дани захотел —
Печален был его удел. (Игорь)
10) И заплакался по отце горько, потому что любим был отцом больше всех и остановился, дойдя до Альты. Сказала же ему дружина отцовская: “Вот у тебя отцовская дружина и войско. Пойди сядь в Киеве на отцовском столе”. Он же отвечал: “Не подниму руки на брата своего старшего, если отец у меня умер, то пусть этот мне будет вместо отца”. Услышав это, воины разошлись от него. (Убийство князя Бориса 1015 год)
11. Услышав это, царь Михаил созвал всех философов и передал им всё, сказанное славянскими князьями. И сказали философы: “В Селуни есть муж, именем Лев, имеет он сыновей, знающих славянский язык. Два сына у него искусные философы”. Услышав об этом, царь послал за ними ко Льву в Селунь. Услышав об этом, Лев вскоре же послал их, и пришли они к царю, и сказал им царь: “Вот прислала ко мне послов славянская земля, прося себе учителя, который мог бы им истолковать священные книги, ибо этого они хотят”. (Приход Кирилла и Мефодия на Русь)
Расположите имена князей в хронологическом порядке. На партах карточки с именами князей: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир Святой, Ярослав мудрый, Владимир Мономах.
(слайды с портретами князей)
Лаборатория творчества
Представить интервью с исторической личностью
III этап «Культурное наследие предков»
Колокольный звон
Образ. Храм
“О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская!
Многими красотами прославлена ты...
Всем ты преисполнена земля Русская...”
Учитель. Так далекие предки гордились своей Отчизной. И было чем! Великолепные памятники архитектуры и живописи, поразительной красоты “узорочье” - ювелирные изделия, прекрасные литературные произведения. До сих пор мы восхищаемся ими. Это истоки русской культуры.
Лаборатория «Эврика»
1. Задание для киевлян. Выберите жанры искусства, наиболее характерные для Киевской Руси.
1. масляная живопись
2. литье пушек
3. мозаика
4. фреска
5. церковная архитектура
6. скульптура
7. портретная живопись
8. книжная миниатюра
9. натюрморт
10. икона
Задание для новгородцев. Выберите термины, которые относятся к древнерусской литературе
1. рассказы
2. повести
3. летописи
4. жития
5. поэзия
6. былины
7. хождения
8. романы
9. сказки
10. песни
Игра со зрителями
Определить по описанию героя русских былин
На тех горах высоких,
На той святой горе.
Был богатырь чудный,
Что во весь же мир он дивный.
Не ездил он на святую Русь.
Не носила его да мать сыра земля.
(Святогор)
Тут оратай-оратаюшко
На своей кобыле соловенькой –
Приехал он ко сошке кленовенькой,
Он брал-то ведь сошку одной рукой,
Сошку из земли он повытряхнул,
Бросил сошку за Ракитов куст.
(Пахарь Микула, герой былины “Вольга и Микула”)
Он берет-то свой тугой лук разрывчатый,
Во свои берет во белы ручушки,
Он тетивочку шелковую натягивал,
И он стрелочку каленую накладывал,
Он пустил стрелу в соловья-разбойника,
Ему выбил право око со косицею.
(Илья Муромец, герой былины “Илья Муромец и Соловей-разбойник”).
Ай гром гремит, да шум велик идет:
Налетела на молодого богатыря
Ай, змеище да то Горынеще
О трех змеиных головах,
О двенадцати хоботах.
Говорил-то змеище таковы слова:
- А теперь ты в моих руках!
Захочу – тебя в полон возьму,
Захочу – и огнем сожгу,
Захочу – и в себя сожру.
(Добрыня Никитич)
У на, у дядюшки, была собака старая,
Да охоча собака да по пирам ходить,
Да и костью собака да задавилася,
Да и тебе-то, Тугарин, будет такая же смерть.
(Алеша Попович)
(проверка задания)
2. Найди связь?
1. Прочный материал, делавшийся из кож телят, козлят и ягнят. Пергамен
2. Прямой, правильный почерк писцов Киевской Руси. Устав
3. Специальный знак, служивший для сокращения слов. Титло
4. Узор для украшения. Орнамент
5. Иллюстрации. Миниатюра
6. Материал, делавший из коры березы. Береста.
Связь – древнерусская письменность
За ответ по одному слайду – 1 гривна, 2 слайда – 2 гривны и т.д.
Как называется азбука, на основе которой возникла русская письменность?
Загадка Онфима.
Лаборатория творчества
Представить путеводитель по городу. Буклет.
Почему в разных городах Руси были храмы, которые назывались одинаково – Софийский собор?
Подведение итогов. Вот и закончилась наша творческая встреча. Сегодня мы вспомнили самые главные события, факты, деяния князей из истории Киевской Руси. Киевская Русь – это только первая эпоха в истории нашей страны. В будущем нам предстоит узнать еще больше замечательных исторических личностей, событий. Ведь ими так богата наша русская история.
Слово предоставляется нашей счетной палате. Награждение команд и наиболее активных учеников.
Летописец. Мы отчизне верно служим,
Ты — один из сыновей,
Так расти, чтоб ты был нужен,
Дорог Родине твоей!
Ученик 1. Ждет тебя за труд награда —
Цель прекрасная вдали,
Но оглядываться надо
На пути, что мы прошли.
Ученик 2. Ничего нет лучше, краше Милой Родины твоей!
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней,
Вспоминай их добрым словом —
Ведущий. Слава им, борцам суровым,
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Спасибо вам, ребята, за работу, и вам уважаемые гости за внимание.
Все расходятся под музыку.
Размещено вт, 02/06/2009 - 21:09 пользователем Татьяна Геннадьевна Боровкова.
Валентина Владимировна, я в полном восторге от вашего сценария. Проделана такая работа по сбору материала. Казалось бы отдельные фрагменты нам известны, но представленные вами в таком контексте, они и читаются иначе. Очень понравилась идея относительно ассоциаций. Особенно цветок-Русь. В будущем году у меня 6 класс. Обязательно воспользуюсь вашим сценарием. Спасибо большое. А ваша презентация в сжатом виде весит на 4 мбайта меньше. И она превосходна. Сколько труда в нее вложено! Еще раз спасибо за такой подарок.
Размещено вт, 02/06/2009 - 21:24 пользователем Елена Евгеньевна Воробьёва.
Уважаемая Валентина Владимировна! Спасибо Вам за хорошую разработку. Прекрасные задания, их очень много, есть выбор, их можно использовать и на уроках. Интересен прием образов, который Вы применяете. Вы используете -
"учебное пособие – Пчелов Е.В. История России с древнейших времен до конца XVI в. Русское слово, 2005г. программа – Пчелов Е.В. История России с древнейших времен до конца XVI в. Программа курса. Русское слово, 2005г. "
Что Вы можете сказать об этих пособиях, нельзя ли получить от Вас небольшую аннотацию. Так как многие учителя работают по другим пособиям. Интересно, откуда многие стихотворные задания, и, вообще, хотелось бы прочитать небольшой Ваш комментарий на тему подготовки к этому мероприятию Приятно познакомиться с Вашим опытом и признать, что в Сообществе учителей истории появился еще один активный участник.
На: Слава русской старине
На: Слава русской старине
Уважаемая Валентина Владимировна! Спасибо Вам за хорошую разработку. Прекрасные задания, их очень много, есть выбор, их можно использовать и на уроках. Интересен прием образов, который Вы применяете. Вы используете -
"учебное пособие – Пчелов Е.В. История России с древнейших времен до конца XVI в. Русское слово, 2005г. программа – Пчелов Е.В. История России с древнейших времен до конца XVI в. Программа курса. Русское слово, 2005г. "
Что Вы можете сказать об этих пособиях, нельзя ли получить от Вас небольшую аннотацию. Так как многие учителя работают по другим пособиям. Интересно, откуда многие стихотворные задания, и, вообще, хотелось бы прочитать небольшой Ваш комментарий на тему подготовки к этому мероприятию Приятно познакомиться с Вашим опытом и признать, что в Сообществе учителей истории появился еще один активный участник.