Официальный сайт itartass-sib 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Архимедова сила

Фото пользователя Рузиля Шамильевна Сикамова
Размещено: Рузиля Шамильевна Сикамова - вс, 31/05/2009 - 18:43
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сикамова Рузиля Шамильевна
Место работы, должность: 
МОУ "Кириковская СОШ"
Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Физика
Цель урока: 
1) Формирование понятия об архимедовой силе; 2) Развитие умений применять формулу для расчёта архимедовой силы; развитие умений сравнивать, систематизировать знания; показать роль физического эксперимента в физике; 3) Воспитание самостоятельности.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
13
Используемые учебники и учебные пособия: 

Перышкин А.В. "Физика 7 кл"

Используемая методическая литература: 

Волков В.А., Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике к учебникам А.В. Перышкина.

Используемое оборудование: 

лабораторное – сосуды  с  жидкостями (вода  и  спирт), динамометры, набор  тел, 2 штатива, измерительный сосуд.

Карточки  с  заданиями - таблица  с  текстом  задач  3-х  уровней, для  самостоятельного  решения.

 

 

Краткое описание: 
I. Вступительное слово учителя II. Актуализация знаний и постановка задачи. III. Изучение нового материала: сила Архимеда и её зависимость от плотности жидкости и от объёма тела. IV. Закрепление знаний. V. Рефлексия; домашнее задание.

ХОД УРОКА

 

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Доска

Звенья учебного процесса

11:20-11:25

I. Вступительное слово учителя

- Ребята, мы с вами в 7 классе на данном этапе изучаем такую главу, как «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

На сегодняшний день знаем такие физические величины, как давление, плотность, масса, объем, сила и т.д., которые  будем применять на этом уроке. На доске вы видите их обозначения,   вспомните всё, что мы о них знаем.

Ответы учащихся

p

r

m

V

F

Восприятие;

Осмысление;

Повторение

11:25-11:35

II. Актуализация знаний и постановка задачи.

-Тема сегодняшнего урока: «Архимедова сила».

Урок  мы  сегодня  проведём  в  виде  соревнования  по  преодолению  препятствий. Первое  препятствие – барьер. Его  надо  перепрыгнуть. Преодолевать  мы  его  будем  разными  способами: работа  по  карточкам – тестам; карточки – задания  по  проведению  опытов; ответы  на  вопросы, предложенные  учителем.

(Учитель заранее делит учащихся на 3 группы, в каждой группе учащиеся сообща делают задание по карточкам. В группе работающим по карточкам-опытам, два  ученика

заранее  подготовлены)

 

Записывают тему урока в тетрадях.

 

 

4 ученика проделывают опыты; остальные отвечают на карточки – тесты и карточки – вопросники.

Тема: Архимедова сила.

 

Осмысление;

Поиск ответа;

Осмысление;

11:35-11:45

III. Изучение  нового  материала:

  сила  Архимеда  и  её  зависимость  от  плотности  жидкости  и  от  объёма  тела.

- Итак, мы преодолели первое препятствие. Вторым препятствие является яма с водой. Для того, чтобы ее преодолеть, нам надо выяснить от чего зависит выталкивающая сила. Впервые выталкивающую силу рассчитал древнегреческий ученый Архимед. (Сообщение ученика об Архимеде)

- Теперь выведем формулу для расчёта архимедовой силы.

 

Итак, опыт (Вывод опыта 1)подтвердил, что Архимедова или выталкивающая сила равна весу жидкости в объеме тела, т.е.

FА= Рж=gmж

Массу жидкости можно выразить через плотность и объем тела, т.е. mж=ρжVт. Тогда получим                                     FА= ρжgVт       

 Итак, от  каких  величин  зависит  архимедова  сила?

Действительно  ли  это  так? Об  этом  послушаем  ребят, которые  проводили  опыт.

                

         Теперь  мы  с  вами  знаем,  от  чего  зависит  архимедова  сила, тем  самым  преодолено  очередное  препятствие  в  виде  ямы  с  водой.

 

 

 

1 ученик рассказывает сообщение, остальные слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся приходят к выводу:  сила  Архимеда  зависит  от Vт  и  от  ρж.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

                                   

                 F1                    

                

                 F2

                                  

      

 


FА= Рж=gmж

 

mжжVт.

FА= ρжgVт       

Понимание;

Осмысление

11:45-11:55

IV. Закрепление  знаний.

-Итак, молодцы, преодолели  очередное  препятствие. Немного  отдохнули. Следующее  препятствие  и  вновь  барьер, но  уже  более  высокий, так  как  объём  наших  знаний  стал  выше. Чтобы  его  преодолеть  мы  должны  показать, что  это  действительно  так. Решаем  задачи.

(класс произвольно делится на три группы, каждой группе выдаются карточки с решенными задачами, которые они разбирают и фиксируют в тетради, затем каждый делает самостоятельно подобную задачу в тетради)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают задачи в группах, а потом самостоятельно в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление

11:55-12:00

V. Рефлексия;  домашнее  задание.

 -Итак, последнее  препятствие  преодолено. С    какой  новой  физической  величиной  мы  сегодня  познакомились?

      От  чего  она  зависит?

      Теперь  отметим  тех, кто  на  уроке  работал. При  самостоятельном  решении  задач  проходя, по  рядам  я  уже  знаю  кто  как  решил  задачи.

 

 

   Домашнее  задание: §49; упр. №24 (1,3). (успевающим)

§49; упр. №24 (1) и задача на листе.

(не успевающим)

Ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы по домашнему заданию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее  задание: §49; упр. №24 (1,3). (успевающим)

§49; упр. №24 (1) и задача на листе.

(не успевающим)

Рефлексия

 

Карточка - тест

 

1.      Формула  давления  твёрдого  тела.

2.      Обозначение  плотности  вещества.

3.      Формула  давления  жидкости  на  дно  сосуда.

4.      Давление  на  одном  уровне  больше  в  керосине  или  в  воде, если  плотность  воды  больше  плотности  керосина?

5.      Вес  тела  действует  на   ……….

6.      В  сосуд  с  водой  опустили  деревянный  брусок. Изменилось  ли  давление  воды  на  дно  сосуда?

 

                                                    ОТВЕТЫ.

 

0.      В  керосине  больше                                              7.  р=ρ·g·h

1.      h                                                                               8.  Одинаково

2.      Не  изменилось                                                      9.  Р=ρ·g·s

3.   р=F·S                                                                       10.  На   тело

4.   На  опору  или  подвес                                          11.  В  воде  больше

5.  Увеличилось                                                           12.  р=F/S                                                                      

6.  ρ

 

 

                                      Карточки  для  опытов. (Выполняют 4  ученика)

1.      Опыт из §49.

 

2.      Погрузите  груз  на  динамометре  сначала  в  сосуд  с  водой  и  определите  выталкивающую  силу, действующую  на  груз. Затем  опустите  этот  же  груз  в  сосуд  со  спиртом  и  тоже  определите  выталкивающую  силу. Сделайте  вывод: зависит  ли  выталкивающая  сила  от  плотности  жидкости?

 

 

 

                          Вопросы, предложенные  учителем.

1.      Изменяется  ли  давление  в  жидкости  при  погружении?

2.      Одинаковы  ли  силы  давления,  которые  действуют  снизу  и  сверху  на  тело, погруженное  в  жидкость? А  на  боковые  грани?

3.      Чем  это  можно  объяснить?

4.      Куда  направлена  равнодействующая  сил, действующих  на  верхнюю  и  нижнюю  грани?

5.      Почему  тело  в  жидкости  легче, чем  в  воздухе?

6.      На  все  ли  тела, помещённые  в  жидкость, действует  выталкивающая  сила?

7.      Как  можно  определить  выталкивающую  силу?

8.      Чему  равна  выталкивающая  сила?

    

  

Сообщение  ученика  об  Архимеде.

        Архимед (287 – 212 гг.  до  н. э.), родился  в  Сиракузах  на  о. Сицилия. Отец  Архимеда, астроном  и  математик  Фидий, был  одним  из  приближённых  царя  Сиракуз  Гиерона. Он  дал  сыну  хорошее  образование. Обучаясь  в  научном  и  культурном  центре  -  Александрии  Египетской  он  познакомился  с  видными  учёными  того  времени. Домой  он  возвратился  уже  зрелым  математиком, умеющим  находить  длины  кривых, площади  и  объёмы  посредством  разработанных  им  методов. Это  был  первый  представитель  математической  физики, стремящийся  воплотить  законы  механики  в  действующие  конструкции  машин. Его  достижения  в  физике  не  были  забыты  и  через  много  веков. Самым  выдающимся  достижением  был  закон,  изложенный  в  сочинении «О  плавающих  телах». Есть  легенда  о том, что  Архимед  разгадал  сложную  задачу, тем  самым  доказав  подтверждение  этого  закона. Царь  Гиерон  получил  от  своих  мастеров – ювелиров  заказанную  им  золотую  корону, усомнился  в  их  честности. Гиерон  вызвал  Архимеда  и  поручил  ему  определить, есть  ли  в  золотой  короне  примесь  серебра. Разгадка  произошла  в  бане. Намылившись  золой, Архимед  решил  погрузиться  в  ванну. Вода  в  ванне  поднималась  по  мере  того, как  в  неё  погружался  Архимед. Поднимаясь  и  погружаясь,  несколько  раз  в  ванну  он  понял, что  задача  царя  разрешима. Смерть  Архимеда  была  трагичной. При  осаде  Сиракуз  город  был  открыт  предателями. Архимед, как  гласит  предание, занятый  какими-то  вычислениями, погиб  от  меча  римского  легионера. 

       

  

Карточка с решенными задачами. (На закрепление)

 

        Задача №1. При  ловле  рыбы  мальчик  поймал  карпа  объёмом  500см3. На  сколько  вес  карпа 

                          в  воде  меньше  веса  карпа  в  воздухе?

 

           Дано:                          СИ                                               Решение.

          Vт=500см3                  0,0005м3     Почему  вес  карпа  в  воде  становится  меньше, чем  в  воздухе?

          ρж=1000кг/м3                                 Значит  нам  надо  найти  выталкивающую  силу.

                                                                      FА= ρж•g· Vт

      FА-?                                             FА=1000кг/м3· 9,8м/с2· 0,0005м3=5Н

                                                         Ответ: FА=5Н.

Задача№2. Определить выталкивающую силу, действующую на камень объемом 1,6 м3 в морской воде.

   Дано:                                                                        Решение.    

VT= 1,6  м3                           FА= ρж•g· Vт;

ρж=1030кг/м3                            FА =1030кг/м3•9,8Н/кг•1,6м3= 16,5кН

g=2700кг/м3                          Ответ: FА =16,5кН

 - ?

                                       

А  теперь  решаем  самостоятельно. Как  всегда  каждый  выбирает  задачу  того  уровня, который  он  может  сделать. В  начале  пишем  данные, затем – формулы. И  только  после  этого  решаем.

      Задача 1-го уровня. Тело  объёмом  200см3  опущено  в  керосин. Определить,  силу  Архимеда. (Оценка - удовлетворительно).

      Задача  2-го  уровня. Задача №341. Сборник задач по физике 7-8 (Оценка - хорошо).

      Задача 3-го  уровня. Задача №340. Сборник задач по физике 7-8 (Оценка – отлично).

                                                           

Карточка с решенными задачами. (На закрепление)

 

        Задача №1. При  ловле  рыбы  мальчик  поймал  карпа  объёмом  500см3. На  сколько  вес  карпа 

                          в  воде  меньше  веса  карпа  в  воздухе?

 

           Дано:                    СИ                                               Решение.

          Vт=500см3          0,0005м3     Почему  вес  карпа  в  воде  становится  меньше, чем  в  воздухе?

          ρж=1000кг/м3                           Значит  нам  надо  найти  выталкивающую  силу.

                                                                      FА= ρж•g· Vт

      FА-?                                       FА=1000кг/м3· 9,8м/с2· 0,0005м3=5Н

                                              Ответ: FА=5Н.

Задача№2. Определить выталкивающую силу, действующую на камень объемом 1,6 м3 в морской воде.

 

   Дано:                                                                        Решение.    

VT= 1,6  м3                           FА= ρж•g· Vт;

ρж=1030кг/м3                            FА =1030кг/м3•9,8Н/кг•1,6м3= 16,5кН

g=2700кг/м3                          Ответ: FА =16,5кН

 - ?

                                       

А  теперь  решаем  самостоятельно. Как  всегда  каждый  выбирает  задачу  того  уровня, который  он  может  сделать. В  начале  пишем  данные, затем – формулы. И  только  после  этого  решаем.

      Задача 1-го уровня. Тело  объёмом  200см3  опущено  в  керосин. Определить,  силу  Архимеда. (Оценка - удовлетворительно).

      Задача  2-го  уровня. Задача №341. Сборник задач по физике 7-8 (Оценка - хорошо).

      Задача 3-го  уровня. Задача №340. Сборник задач по физике 7-8 (Оценка – отлично).

                                                            

 

 

Самоанализ урока.

Урок – главная составная часть учебного процесса.

Первое с чего надо начать подготовку к уроку, это определиться с темой и местом в общем курсе изучения предмета, тема – «Архимедова сила» находится на второй ступени изучения предмета, так как до этого изучены первоначальные сведения и взаимодействие тел.

Цели (из урока) Считаю цели достигнутыми.

Уровень формирования знаний и умений на уроке: доступность, научность и логичность материала учтены; умения формируются путем теста, опытов, вопросников, решения задач на закрепление.

Данный урок развивает умение слушать товарища, внимание, умение высказывать свои мысли.

Урок был выстроен в соответствии со спецификой, интересом и темпераментом класса для формирования интереса к данному предмету.

Самостоятельно находят ответы на вопросы, отвечают на тест, делают опыт; слушают товарища, учителя; в группе обсуждают решенные задачи; самостоятельно делают задачу, по выбранному уровню.

Контроль за деятельностью учащихся проходил во время всего урока учителем и самими учащимися.

Домашнее задание было дифференцировано, был проведен детальный инструктаж домашнего задания.

Психологическая атмосфера урока была напряженной.  

 

 


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн