Ребята, мы с вами продолжаем уроки по изучению творчества А.С.Пушкина. На предыдущих занятиях говорили о поэме Пушкина «Руслан и Людмила». Сегодня мы вновь погружаемся в мир лирики поэта, прочитайте внимательно тему урока, посмотрите на слайд презентации и подумайте, о чем мы будем говорить?/ о стихотворениях, посвященных зиме, поэтических картинах зимы
Слайд №2
Перед нами иллюстрации картин Шишкина, Поленова, Кустодиева. Что изображено на них?
- Какое настроение передает зимний пейзаж?
– А что такое пейзаж? / изображение природы в искусстве /слайд №2
Перед нами изображение пейзажа в живописи. А можно изобразить пейзаж в лирике?
Встречались ли вы раньше с пейзажными стихами Пушкина / да, в начальной школе
Сегодня на уроке мы тоже будем говорить о пейзажной лирике Пушкина. И основная цель нашего урока - показать своеобразие пейзажной лирики поэта, его мастерство в создании картин зимнего пейзажа.
Слайд №3
2. Стихотворения, о которых мы будем сегодня говорить на уроке, относятся к михайловскому периоду в жизни поэта. Село Михайловское – псковское имение семьи Пушкиных. Именно сюда ссылает царь Пушкина .Это была его новая ссылка. Царское правительство, определив ее местом Михайловское, надеялось, что там, в глухой северной деревне, свободолюбивый поэт будет сломлен морально, а его вольнолюбивая муза наконец умолкнет.
Оторванный от друзей, от общества, отданный под унизительный надзор местных полицейских и духовных властей, Пушкин чувствовал себя вначале как в тюрьме. Свою жизнь в Михайловском он называет «нелепым существованием». Даже красота здешней природы, которую он любил и которой восторгался в первые приезды сюда, теперь в какой-то мере померкла для него. Но прошло несколько месяцев, и Пушкин снова всей душой ощущает ее очарование, а вынужденное одиночество дает ему возможность отдаться поэтическому творчеству. /слайд
Здесь меня таинственным щитом
Святое провиденье осенило,
Поэзия, как ангел-утешитель, спасла меня
И я воскрес душой!
– напишет поэт в одном из своих стихотворений
Именно няня Арина Родионовна становится в этот период не только самым близким другом для Александра Сергеевича, но и олицетворением народного начала, связавшим его с миром фольклора Долгими вечерами, при свете луны, рассказывала она удивительные сказки своему 25-летнему питомцу. Пушкин писал одному из друзей:…вечерами слушаю сказки моей няни,…она единственная моя подруга – и с ней мне не скучно.» /слайд
Впоследствии, уже после ссылки, живя в Петербурге, поэт вспоминает о днях, проведенных с няней, и посвящает ей стихотворение
- Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?
/ В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.
Этими чувствами поэт наделяет лирического героя стихотворения. / гиперссылка слайд №5
Анализируя лирическое произведение, будем помнить, что лирический герой – личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении. Лирический герой близок автору, но нельзя отождествлять эти понятия. /слайд, запись в тетрадях
Лирический герой не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно.
Поэтому жанр стихотворения – послание. /слайд, запись в тетрадях
В лирическом произведении и жанр, и композиция, и ритмика, и изобразительно-выразительные средства - все способствует выражению настроения.
- А что такое композиция? /инд. задание ученику найти в словаре слайд Запись в тетрадь
Наша задача – рассмотреть, как в стихотворении выражено настроение няни и лирического героя
Первые 2 строки стихотворения - обращение лирического героя к няне.
- Почему дни, проведенные с нею, он называет суровыми?
Читая стихотворение далее, мы рисуем в своем воображении ряд картин.
Представьте, что вам нужно проиллюстрировать это стихотворение или создать слайды.
Сколько иллюстраций - слайдов у вас получится? /слайд
1 часть- обращение лирического героя к няне.
Строки2 части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов
В 3 части, мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая ее переживания и душевные движения: она горюет под окном своей светлицы, подходит к воротам, вслушивается, не звучит ли колокольчик, не едет ли кто-нибудь…вглядывается вдаль…
В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия – об этом 4 часть стихотворения.
- Как же, с помощью каких средств художественной выразительности переданы в стихотворении чувства лирического героя и няни?
Эпитеты:дряхлая, наморщенных руках – рисуют облик няни; забытые ворота, черный отдаленный путь – передают тяжесть одиночества няни. /слайд
Сравнение:горюешь будто на часах – передают постоянство ее томительного ожидания /слайд
Вывод:Мы наглядно убедились, что и жанр стихотворения, и композиция, и изобразительно-выразительные средства способствуют выражению настроения лирического героя и няни.
4 . Еще в одном стихотворении Пушкин обращается к дорогому для него образу няни.
- Почему мы с уверенностью можем сказать, что строки этого стихотворения тоже обращены к Арине Родионовне, ведь она нигде не названа по имени? /Высланный из Одессы в Михайловское, Пушкин проводил в занесённом снегом доме долгие зимние вечера с няней, Ариной Родионовной. Именно об этом доме – «ветхой лачужке» и говорит он в стихотворении «Зимний вечер»
Перечитайте первую строфу. Какую картину зимней природы мы видим? При помощи каких художественных средств поэт показывает мутную темноту неприглядной ночи? Какова роль сравнений? /буря сравнивается со зверем, (чтобы было страшно), ребенком»как дитя»(вызвать жалость), с путником(показать ожидание)
- Перечитаем вторую строфу. Куда вводит нас поэт? /бедную лачужку
Всё стихотворение построено на противопоставлении: что в доме и за стенами дома. Дом для Пушкина – «родное пепелище», место, где человек ощущает свою ценность, не зависит ни от царей, ни от жандармов, ни от цензуры. Родным домом оставался для него на всю жизнь только один дом – уединенный домик в Михайловском
- За окнами воет вьюга, а в доме…? / В «ветхой лачужке» невесело. Она «и печальна и темна»
- Сопоставьте образ бури в первой строфе и во второй. Возможна победа бури? / Да, все указывает на это. Эпитеты ветхая, бедная лачужка указывают на ненадежность дома
Казалось, все предсказывает победу бури, победу зла. Но перечитаем третью строфу. Что мы можем сказать о лирическом герое: сломлен его дух или он противостоит буре? О чем он просит няню? /спеть народную песню
Пушкин один, он в ссылке, и самое главное – не упасть духом, выстоять, сохранить в себе способность весельем побеждать горе. Союзником поэта является поэзия, в стихотворении она представлена в образе народной песни, а Музой поэта становится его старая няня.
- Обратим внимание на построение 4 строфы. Начало какой строфы повторяют первые 4 стиха и какой образ они рисуют? /начало первой строфы и рисуют образ торжествующей бури
- А вторые 4 стиха повторяют начало какой строфы и какую картину создают? /начало третьей строфы и создают картину победы человеческой стойкости, веселья и поэзии над силами мрака и тьмы
Послушайте романс на стихотворение Пушкина «Зимний вечер» и подумайте о композиции стихотворения. - На сколько частей можно разделить это стихотворение? /слайд
- Озаглавьте каждую часть строками из стихотворения./ 1 «Буря» 2 «Ветхая лачужка» 3 «Спой мне песню» 4 «Сердцу будет веселей..» - /запись в тетрадях
- Помогает ли работа над композицией увидеть изменения настроения в стихотворении?
- Только ли картины зимней природы рисует нам поэт? /Нет, он показывает изменения настроения лирического героя
- Каким мы видим лирического героя? /Его дух не сломлен
5. Прочитаем еще одно стихотворение Пушкина, написанное в этот период. Обратите внимание на название стихотворения «Зимняя дорога»
- Как вы думаете, каким будет настроение лирического героя, который едет ночью зимой в кибитке?
- Теперь послушаем стихотворение. /слайд №7/инд. зад. наизусть
-Каким настроением проникнуто стихотворение? Подтвердились ли ваши предположения?
- Опишите зимнюю дорогу, по которой едет путник. При описании используйте эпитеты, которые помогают передать его настроение.
- Как вы понимаете значение слова “долгая”? ( Долгая песня ямщика – значит длинная, долгозвучная.) слайд
- Правильно. А какое действие она оказывает на седока? (Седоку грустно, тоскливо). А на вас? (И читателю невесело.)
- Однако в песнях ямщика герой слышит что-то родное. Подберите синоним к слову «родное»
- Да, безусловно, в песне ямщика воплощается основное состояние русской души: “разгулье удалое”, “сердечная тоска”. Мы с вами подошли, пожалуй, к самому важному в понимании стихов Пушкина – к изображению внутреннего состояния, переживаний человека. Читая стихотворение «Няне», «Зимний вечер», мы видели, что Пушкин рисует нам не только зимний пейзаж, но и показывает состояние человека. Душевное состояние путника видим мы и в стихотворении «Зимняя дорога»
- Какие слова подтверждают единство состояния человека и природы? (Скучно, грустно.)слайд
Индивидуальное сообщение учащегося об истории создания стихотворения.
- Стихотворение создавалосьв декабре 1826 года, когда друзья Пушкина – участники восстания декабристов были казнены или сосланы, да и сам поэт находился в ссылке в Михайловском. Биографы Пушкина утверждают, что оно было написано о поездке опального поэта на дознание к псковскому губернатору. Так что настроение автора соответствует настроению лирического героя.
- Вернёмся к названию стихотворения. Как вы думает, почему оно так названо, ведь мы выяснили, что большая его часть посвящена изображению вовсе не картин природы, а раздумьям человека, его внутреннему состоянию? (В стихотворении изображена зимняя дорога, занесённая снегом. стихотворение названо так потому, что именно долгая зимняя дорога наводит человека на грустные мысли, заставляет его размышлять о жизни.)
- Вы правы! А с чем, по-вашему, связаны переживания лирического героя? Вспомните, в какой период жизни самого Пушкина было написано стихотворение. (Ссылка.)
- Одним словом, с жизненными невзгодами. Это стихотворение философского содержания. Тема его гораздо глубже, чем просто изображение зимней дороги. Образ дороги – это изображение жизненного пути человека. Мир зимней природы пуст, но дорога не потеряна, а обозначена верстами:
Ни огня, ни чёрной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только вёрсты полосаты
Попадаются одне.
- К какому выводу мы пришли? Продолжите предложение: Рисуя природу, А. С. Пушкин изображает … /внутренний мир лирического героя. Природа соотносится с переживаниями человека.
Запишите свой вывод в тетрадях Слайд №8
- Путь лирического героя, как и путь самого поэта, непрост, но, несмотря на грустные настроения, произведение полно надежды на лучшее. Жизнь делится на чёрные и белые полосы, как и верстовые столбы в стихотворении Пушкина. Поэтический образ “полосатых вёрст” - это поэтический символ, олицетворяющий собою “полосатую” жизнь человека
В начальной школе вы изучали стихотворение Пушкина «Зимний вечер» Какое оно по настроению?
- Почему же стихотворения, прозвучавшие сегодня на уроке, такие грустные? С чем это связано?
- Сравните стихотворение «Зимнее утро» со стихотворениями, прозвучавшими на уроке. Каким мы видим Пушкина во всех этих произведениях? (Он разный: то грустный, то весёлый, ему то скучно, то радостно. Пушкин умеет печалиться и восхищаться.)
- Значит, гениальность Пушкина-поэта не только в умении подбирать рифмы, создавать образы, но и в том, что он учит нас, читателей, преодолевать невзгоды судьбы, смотреть на жизнь с оптимизмом. За чёрной полосой всегда будет белая, как на верстовом столбе.
Рефлексия Слайд №9
- Что особенно запомнилось на уроке?
- Чему научился?
- О чем мне хочется продолжить разговор?
Итоги урока.
Д/З Выучить наизусть одно из стихотворений Пушкина. Самостоятельно прочитать стихотворение «Бесы» и проанализировать его, исходя из знаний, полученных на уроке.
На: Лирика А.С.Пушкина. Поэтические картины зимы
На: Лирика А.С.Пушкина. Поэтические картины зимы
Спасибо за интересный урок.
Татьяна