Дети рассматривают портрет Е.А. Пермяка (1902-1982).
I. Организационный момент.
Проверка домашнего задания
Учитель:Назовите раздел учебника, с которым мы знакомимся.
Ученик:Этот раздел называется “Что такое хорошо и что такое плохо”.
Учитель:Какие открытия вы сделали, читая произведения этого раздела?
Ученики:
Мы открыли интересную для исследования тему о поступках людей.
Мы поняли, какие поступки хорошие, а какие плохие.
Мы узнали что писатели создавали образы в произведениях, выражали свое отношение и чувства к героям и учили нас не повторять ошибки тех героев, о ком мы прочитали (ученикам предлагается прочитать наизусть любое из знакомых стихотворений: В.Орлов “Кто первый” или Э.Мошковская “Не надо больше ссориться”. Слушатели дают оценку чтению по критериям: правильность и выразительность, оценивают друг друга.
Физкультминутка
Учитель:
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок!
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко.
II. Актуализация опорных знаний
Учитель:Дома вы должны были найти пословицы и поговорки о труде. Давайте посмотрим, что вам удалось подготовить.
Дети отвечают:
Труд кормит и одевает.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Тяжело тому жить, кто от работы бежит.
Учитель:Сегодня мы познакомимся с новым рассказом Е.Пермяка “Для чего руки нужны”. Евгений Андреевич (1902-1982) написал для детей сотни рассказов и сказок, в которых утверждается великое значение труда. Писатель говорил: “Только труд делает маленького человека большим, только труд должен приходить к детям радостным и счастливым, потому что труд становится и обязательно станет радостью человека”.
Учитель:Ребята, а как вы считаете, сколько существует на земле профессий и почему все они дружат со словом труд?
Выслушиваются ответы детей (показ иллюстраций). Презентация
Кто знает, что такое профессия? (ответы детей). Обратимся к Толковому словарю: “Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность”. Обратите внимание на слово “трудовая”. Что это значит?
Ответы детей, где дети рассказывают о профессии своих родителей, о том какие обязанности есть у них и как они их выполняют.
Физкультминутка
Учитель проводит игру “Царь-картошка”. Водящий жестами изображает занятие человека, а дети отгадывают.
III. Изучение нового материала.
1.Сейчас мы познакомимся с интересным рассказом Е.Пермяка “ Для чего руки нужны”
2.Первичное чтение текста учителем и сильными учениками.
3.Беседа по содержанию.
Учитель:Рассмотрите иллюстрацию, каким вы представили дедушку и Петю?
Характеристика
Дедушка
Петя
Настроение
Дружеское
Дружеское
Состояние души
Тревожное
Задумчивое
Воспоминания
Мудрые
Связанные с игрой
(дети заполняют таблицу вместе с учителем на доске).
Учитель:Найдите и прочитайте в основной части рассказа, как называет автор дедушку и Петю (выборочное чтение).
Ученик:Петя с дедушкой большими друзьями были.
Учитель:Какой главный вопрос задал дедушка внуку?
Ученик:А для чего, Петенька, людям руки нужны?
Учитель:Прочитайте, как ответил на вопрос внук.
Ученик:Чтобы в мячик играть, чтобы ложку держать, чтобы кошку гладить, чтобы камешки в речку бросать.
Учитель:Почему дедушка задавал один и тот же вопрос внуку? Что хотел услышать дедушка?
Ответы детей о роли труда в жизни каждого человека.
Учитель:Можем ли мы придумать продолжение разговора Пети и дедушки?
Ученик:Дети придумывают продолжение разговора (работа в парах).
Учитель:Давайте послушаем, что у вас получилось.
(Слушание детей).
Чтение заключительной части рассказа (самостоятельное, вслух).
“…Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только по своим рукам обо всех других судил, а не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится...”
Учитель:Вернемся к характеристике героев. Какое состояние души было у дедушки, когда он говорил с внуком? Какое у Петеньки?
Ученик:У дедушки было тревожное, потому что он испугался, что его внук – лентяй.
Ученик:Петя задумался, потому что понял, что руки нужны не только для игры, но и для чего-то большего, нужного, что может помочь себе и другому человеку. Без труда не будешь учиться отлично и не станешь хорошим человеком.
IV. Подведение итогов урока.
Почему рассказ назван “Для чего руки нужны”?
Чем он вам понравился?
Что поучительного вы взяли из этого рассказа?
Творческое задание:
Нарисовать рисунок на тему «Для чего руки нужны». Ответить на вопрос: “Для чего человеку очень нужны руки?” стр.77.
На: Е.Пермяк. "Для чего руки нужны"
На уроке у детей есть возможность научиться анализировать текст произведения и развивать навыки чтения