Цели: 1. Рассмотреть художественные средства создания поэтических образов.
2. Учить внимательно читать произведение, подмечать важные детали.
3. Развивать тему родной природы, взаимодействия человека и природы.
4. Воспитывать любовь к родной природе.
Учитель: Сегодня мы будем знакомиться с творчеством красноярского поэта Владлена Николаевича Белкина.
Биографическая справка. (Заранее подготовленный ученик) (Слайд №1 из презентации)
Владлен Николаевич Белкин - известный поэт, почётный гражданин города Дивногорска, заслуженный работник культуры России, ветеран строительства Красноярской ГЭС. Полвека жизни отдал поэт городу, который он строил собственными руками и воспел в своих стихах. Долгие годы на въезде в Дивногорск можно было видеть огромный щит со строчками из стихотворения Белкина. Самый стойкий и верный представитель того поколения поэтов, до сих пор не утративший веры в "социализм с человеческим лицом". По своей первой профессии он учитель, вероятно, этим объясняется и некоторая назидательность белкинских стихов, их философичность. Он не скрывает своего неприятия нынешнего политического строя, считая его бездуховным и античеловечным. А ломать себя и приспосабливаться поэт не желает. В своих последних книгах Белкин выступает против глобализации по-американски, против манипулирования человеческим сознанием, говорит об угрозе экологической катастрофы.
- Главный враг наш - наше невежество, - утверждает поэт. - Не хватает нам и подвижничества, и готовности на жертву. Мы перестали ценить своих героев. Мои последние книги - это современные булыжники современного пролетариата!
Учитель: Жить в Сибири и не восхищаться красотой ее природы невозможно. Но для каждого Сибирь своя, особенная, каждый ее видит ее по-своему. «А какие тут дивные весны! А какие тут звонкие сосны! Воздух чище воды родниковой…». Такой видит Сибирь К.Л.Лисовский. А о том, какой предстает Сибирь перед В.Н.Белкиным, мы сегодня и поговорим. Прежде всего, свои чувства, настроение поэт выражает в своих стихотворениях. Мы познакомимся с четырьмя стихотворениями В.Н.Белкина. Работать будем в группах. Каждая группа получает свое задание и работает 15 минут. В конце урока группа выступает по плану (план выступления группы записан на доске):
1. Выразительное чтение стихотворения.
2. Анализ стихотворения по вопросам, данным на карточке.
3. Заполнение своей графы общей таблицы.
Вспомните, что такое олицетворение, эпитет, метафора, сравнение. Если забыли, воспользуйтесь словарем. (Учитель может заранее подготовить для детей карточки-подсказки).
(Сетка таблицы приготовлена на доске).
«Белые леса»
«Едва прикрыта ветошью ветвей…»
«Весна в тайге»
«Отчаяннее и грозней…»
Чувства
Настроение
Художественно-изобразительные средства:
1.Олицетворения
2. Эпитеты
3. Метафоры
4. Сравнения
Сибирь глазами поэта
Примечание: можно организовать работу групп по слайдам презентации, разделив ее на 4 части или предложить самостоятельную работу сильным учащимся.
I группа. (Слайды №3-8)
? Как вы думаете, о чем говорится в стихотворении «Белыелеса». (Слайд №2, можно подготовить слайд-шоу фотографий из презентации).
(Чтение текста) Оправдались ли ваши ожидания?
? Какие картины стихотворения вам запомнились? Как удалось поэту передать эти картины ?
? Каково настроение в стихотворении? Покажите это на примерах из текста. Почему «семицветное мерцанье»?
? Значение каких слов вам не понятно. Обратитесь к словарю.
? Как вы поняли значение выражения: «…как солдатик оловянный, не в силах сладить с немотой».
? Можем ли мы уже сделать вывод о том, какой видит В.Н.Беляев Сибирь?
? Можем ли мы сделать вывод о том, какой видит В.Н.Белкин Сибирь?
Запись оформляем в тетради и на доске.
Выступление представителей групп.
«Белые леса»
«Едва прикрыта ветошью ветвей…»
«Весна в тайге»
«Отчаяннее и грозней…»
Чувства
Настроение
Олицетворения
Эпитеты
Метафоры
Сравнения
Сибирь глазами поэта
Восхищение красотой
Величие, благородство, достоинство, взаимопомощь в мире природы. Суровая погода не означает черствость во взаимоотношениях.
Преклонение перед красотой и мудростью природы, единение и слияние с нею, спокойствие и тишина.
Гордость, восхищение мощью реки и в тоже время ее нежностью, загадочностью, теплотой
Ответим на основной вопрос урока: какой видит Белкин Сибирь?
Вывод: Стихотворения проникнуты чувством привязанности к миру природы, окружающему человека, благодарности, восхищения, преклонения, гордости. Поэт уверен, что истинный сибиряк должен обладать теми же качествами, что и окружающая его природа.
Рефлексия: возьмите цветные карточки и положите их в «Сундучок настроения»: «зеленый» - урок понравился, «желтый» - не очень понравился, «красный» - не понравился.
Домашнее задание: (на выбор учащихся) 1. Нарисуйте иллюстрации к любому стихотворению, изученному на уроке.
2. Напишите свое стихотворение о весне или зиме в Сибири.
3. Озаглавьте фотографии слайд – шоу строками стихотворений В.Н.Белкина
Приложение к уроку.
Словарик.
Смятенье – состояние крайнего замешательства или взволнованности.