Официальный сайт janmille 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



конспект урока по литературе Красноярского края

Фото пользователя Светлана Владимировна Кураленко
Размещено: Светлана Владимировна Кураленко - пн, 18/05/2009 - 07:49
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кураленко Светлана Владимировна
Место работы, должность: 
Муниципальное учреждение "Информационно-методический центр" Большеулуйского района
Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
1. Рассмотреть художественные средства создания поэтических образов. 2. Учить внимательно читать произведение, подмечать важные детали. 3. Развивать тему родной природы, взаимодействия человека и природы. 4. Воспитывать любовь к родной природе.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемая методическая литература: 

"Поурочноые разработки" по предмету литература Красноярского края"

Используемое оборудование: 

Компьютер, экран, проектор

Используемые ЦОР: 

электронная презентация

Краткое описание: 
Жить в Сибири и не восхищаться красотой ее природы невозможно. Но для каждого Сибирь своя, особенная, каждый ее видит ее по-своему. «А какие тут дивные весны! А какие тут звонкие сосны! Воздух чище воды родниковой…». Такой видит Сибирь К.Л.Лисовский. А о том, какой предстает Сибирь перед В.Н.Белкиным идет речь на этом уроке

 

 

«Врастают в землю ноги, словно корни».
В.Н. Белкин. Стихотворения
     Цели: 1. Рассмотреть художественные средства создания поэтических образов.
2. Учить внимательно читать произведение, подмечать важные детали.
3. Развивать тему родной природы, взаимодействия человека и природы.
4. Воспитывать любовь к родной природе.
Учитель: Сегодня мы будем знакомиться с творчеством красноярского поэта Владлена Николаевича Белкина.
Биографическая справка. (Заранее подготовленный ученик)   (Слайд №1 из презентации)
 

Владлен Николаевич Белкин - известный поэт, почётный гражданин города Дивногорска, заслуженный работник культуры России, ветеран строительства Красноярской ГЭС. Полвека жизни отдал поэт городу, который он строил собственными руками и воспел в своих стихах. Долгие годы на въезде в Дивногорск можно было видеть огромный щит со строчками из стихотворения Белкина. Самый стойкий и верный представитель того поколения поэтов, до сих пор не утративший веры в "социализм с человеческим лицом". По своей первой профессии он учитель, вероятно, этим объясняется и некоторая назидательность белкинских стихов, их философичность. Он не скрывает своего неприятия нынешнего политического строя, считая его бездуховным и античеловечным. А ломать себя и приспосабливаться поэт не желает. В своих последних книгах Белкин выступает против глобализации по-американски, против манипулирования человеческим сознанием, говорит об угрозе экологической катастрофы.
- Главный враг наш - наше невежество, - утверждает поэт. - Не хватает нам и подвижничества, и готовности на жертву. Мы перестали ценить своих героев. Мои последние книги - это современные булыжники современного пролетариата!

 
Учитель: Жить в Сибири и не восхищаться красотой ее природы невозможно. Но для каждого Сибирь своя, особенная, каждый ее видит ее по-своему. «А какие тут дивные весны! А какие тут звонкие сосны! Воздух чище воды родниковой…». Такой видит Сибирь К.Л.Лисовский. А о том, какой предстает Сибирь перед В.Н.Белкиным, мы сегодня и поговорим. Прежде всего, свои чувства, настроение поэт выражает в своих стихотворениях. Мы познакомимся с четырьмя стихотворениями В.Н.Белкина. Работать будем в группах. Каждая группа получает свое задание и работает 15 минут. В конце урока группа выступает по плану (план выступления группы записан на доске):
 1. Выразительное чтение стихотворения.
2. Анализ стихотворения по вопросам, данным на карточке.
3. Заполнение своей графы общей таблицы.
Вспомните, что такое олицетворение, эпитет, метафора, сравнение. Если забыли, воспользуйтесь словарем. (Учитель может заранее подготовить для детей карточки-подсказки).
(Сетка таблицы приготовлена на доске).
       

 
«Белые леса»
«Едва прикрыта ветошью ветвей…»
«Весна в тайге»
«Отчаяннее и грозней…»
Чувства 
 
 
 
 
Настроение
 
 
 
 
Художественно-изобразительные средства:
1.Олицетворения
 
 
 
 
2. Эпитеты
 
 
 
 
3. Метафоры
 
 
 
 
4. Сравнения
 
 
 
 
Сибирь глазами поэта
 
 
 
 

    
Примечание: можно организовать работу групп по слайдам презентации, разделив ее на 4 части или предложить самостоятельную работу сильным учащимся.
I группа. (Слайды №3-8)
? Как вы думаете, о чем говорится в стихотворении «Белые леса». (Слайд №2, можно подготовить слайд-шоу фотографий из презентации).
(Чтение текста) Оправдались ли ваши ожидания?
? Какие картины стихотворения вам запомнились? Как удалось поэту передать эти картины ?
? Каково настроение в стихотворении? Покажите это на примерах из текста. Почему «семицветное мерцанье»?
? Значение каких слов вам не понятно. Обратитесь к словарю.
? Как вы поняли значение выражения: «…как солдатик оловянный, не в силах сладить с немотой».
? Можем ли мы уже сделать вывод о том, какой видит В.Н.Беляев Сибирь?
Запись оформляем в тетради и на доске.
      II группа. (Слайды №10-12)
«Едва прикрыта ветошью ветвей…» (Слайд №10)
Восстановите стихотворение, вставьте пропущенные слова. (Слайд №11)
Едва прикрыта ветошью ветвей,
Дрожит береза от … стужи.
А рядом, в шубу зарываясь глубже,
… кедр склоняется над ней.
Он … . он много видел на веку.
Он ни о чем выспрашивать не станет.
И молча … горностаев
В … лапах держит на весу.
Какое художественно-выразительное средство было опущено в тексте?
? Сравните с авторским вариантом. Почему именно эти эпитеты использовал поэт?
? Почему «дрожит» береза? Какова погода в Сибири? (Суровая)
? Почему кедр «склоняется» над березой? (Оберегает) Как это характеризует природу Сибири? (Нужно помогать выжить друг другу в суровых условиях)
? Почему «молча» и «на весу»? (Королевское величие и благородство)
? Можем ли мы сделать вывод о том, какой видит В.Н.Белкин Сибирь?
Запись оформляем в тетради и на доске.
 
III группа. (Слайды №13-16)
? Какое время года любимое для вас? Почему?
Выразительное чтение стихотворения «Весна в тайге». (Слайд №13)
? Разделите на части стихотворение и озаглавьте каждую часть.
(1. Ручей. 2. Тропа. 3. Тишина.4. Почки. 5. Человек и природа. 6. Солнце.)
? Найдите сравнения: (соки - кровь, ноги - корни, руки – ветви). О чем говорит это сравнение?
? Почему «чуть дышу»? Сравните со строчками из стихотворения «Белые леса»: «… и сам уже полуживой».
? Почему солнце сравнивается с птицей? Почему оно не боится человека?
? Можем ли мы сделать вывод о том, какой видит В.Н.Белкин Сибирь?
Запись оформляем в тетради и на доске.
 
IV группа. (Слайды №18-23)
Каково значение реки в жизни людей?
Что вы знаете о Енисее? Каким вы его себе представляете?
Чтение стихотворения «Отчаяннее и грозней…» (Слайд № 18)
Каким видит В.Н.Белкин Енисей? Мы можем представить характер реки? 
(Дурит, захлестывает, разливается, захлестывает, плутает, подбирает, уносит, отплясывает, играет, льется, переливается, пробудился, колышется, ворочает, покачивает), (река – труженик, разгулье, отвага, деловитость, спина, руки, дыхание, глубина).
? Можем ли мы сделать вывод о том, какой видит В.Н.Белкин Сибирь?
Запись оформляем в тетради и на доске.
 
Выступление представителей групп.

 
«Белые леса»
«Едва прикрыта ветошью ветвей…»
«Весна в тайге»
«Отчаяннее и грозней…»
Чувства 
 
 
 
 
Настроение
 
 
 
 
Олицетворения
 
 
 
 
Эпитеты
 
 
 
 
Метафоры
 
 
 
 
Сравнения
 
 
 
 
Сибирь глазами поэта
Восхищение красотой
Величие, благородство, достоинство, взаимопомощь в мире природы. Суровая погода не означает черствость во взаимоотношениях.
Преклонение перед красотой и мудростью природы, единение и слияние с нею, спокойствие и тишина.
Гордость, восхищение мощью реки и в тоже время ее нежностью, загадочностью, теплотой

Ответим на основной вопрос урока: какой видит Белкин Сибирь?
Вывод: Стихотворения проникнуты чувством привязанности к миру природы, окружающему человека, благодарности, восхищения, преклонения, гордости. Поэт уверен, что истинный сибиряк должен обладать теми же качествами, что и окружающая его природа.
Рефлексия: возьмите цветные карточки и положите их в «Сундучок настроения»: «зеленый» - урок понравился, «желтый» - не очень понравился, «красный» - не понравился.
Домашнее задание: (на выбор учащихся) 1. Нарисуйте иллюстрации к любому стихотворению, изученному на уроке.
2. Напишите свое стихотворение о весне или зиме в Сибири.
3. Озаглавьте фотографии слайд – шоу строками стихотворений В.Н.Белкина
 
Приложение к уроку.
Словарик.

Смятенье – состояние крайнего замешательства или взволнованности.
Оцепенелый – неподвижный.
Ветошь – старое, ветхое платье.
Колодник – арестант, узник.
Верткая – проворный, ловкий.
Сторожко – тихо, осторожно.
Вещий – знающий или предсказывающий будущее.
Кряж – невысокая горная цепь.
Стрежень – глубокое место в речном русле.
 
Олицетворение-
Эпитет-
Метафора-
Сравнение-

 
 

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн