Конспект урока на тему: «Информационные ресурсы современного общества»
Основные понятия:
• Ресурс
• Информационные ресурсы
• Национальные информационные ресурсы
• Рынок информационных ресурсов
• Информационные услуги
Ресурс –
Это запас или источник некоторых средств. Всякое общество имеет определённые ресурсы, необходимые для его жизнедеятельности.
• Природные ресурсы (неисчерпаемые, исчерпаемые: возобновляемые ресурсы, невозобновляемые ресурсы)
• Экономические ресурсы
☺ Организационные
☺ Трудовые
☺ Финансовые
☺ Материальные
• Информационные ресурсы
☺ Сетевые
☺ Интернет-ресурсы
☺ Печатные издания
☺ Издания на компакт-дисках
• В информационных технологиях
☺ Вычислительные ресурсы
☺ Ресурсы (Windows) и т.д.
• В туризме (Рекреационные ресурсы, природно-лечебные ресурсы)
Информационные ресурсы - Это знания людей, идеи человечества и указания по их реализации, зафиксированные в любой форме, на любом носителе информации
Всякий ресурс, кроме информационного , после использования исчезает. Информационным ресурсом можно воспользоваться многократно
Использование информационных ресурсов влечет за собой создание новых ресурсов, в том числе и информационных
Информационные ресурсы тем быстрее растут, чем быстрее их расходуют
Национальные ресурсы:
• Фонды библиотек
• Архивы
• Центры научно – технической информации
• Фонды отраслевой информации
• Информация государственных структур
• Информационные ресурсы социальной сферы
• Информационные ресурсы образования
• Т.Д.
Рынок информационных ресурсов
Обилие информационных ресурсов и возможность их представления в современном («электронном») виде привели к появлению развитого рынка информационных ресурсов, товаров и услуг. В настоящее время во многих странах (включая и Россию) сформировался национальный рынок информационных ресурсов; видны и явные признаки соответствующего мирового рынка. Этот рынок во многом подобен рынку традиционных ресурсов, поскольку имеет определенную номенклатуру товаров, в качестве которых на нем выступают информационные продукты и услуги. Такими товарами могут быть:
• информация бытового характера о доступе к «обычным» товарам и услугам, их стоимости;
• информация научно-технического характера (патенты, авторские свидетельства, научные статьи и т. д.);
• информационные технологии, компьютерные программы;
• базы данных, информационные системы
• и многое другое.
Как и на всяком рынке, на рынке информационных товаров и услуг есть поставщики (продавцы) и потребители (покупатели). Поставщики — как правило, это производители информации или ее собственники. Ими бывают:
• центры, в которых создаются и хранятся базы данных;
• службы связи и телекоммуникации;
• бытовые службы;
• специализированные коммерческие фирмы, занимающиеся куплей-продажей информации (например, рекламные агентства);
• неспециализированные фирмы, выпускающие «обычные» товары и в качестве дополнительной продукции — информацию о них;
• консалтинговые (консультационные) фирмы;
• биржи;
• частные лица (например, программисты) и пр. Потребители информации — это мы все, частные лица, а также предприятия, которые сегодня без информации остались бы столь же недееспособными, как и без поставки сырья; органы власти всех уровней и т. д.
Информационные услуги — особый вид товара на информационном рынке. Примером информационной услуги является выполняемый многими библиотеками подбор литературы по тематике заказчика.
Информационные услуги оказывают отнюдь не только библиотеки. Во многих странах мира (в том числе и в России) существуют специальные институты, которые обрабатывают информацию по многим областям знаний и готовят по ней обзоры, рефераты, краткую информацию для специалистов. Без таких услуг деятельность ученых и специалистов трудно себе представить.
В сфере бизнеса информационные услуги включают в себя предоставление деловой информации, консультации по определенной тематике и т. д. В сфере коммуникаций информационные услуги оказывают операторы связи, провайдеры Интернета (то есть организации, осуществляющие за плату доступ пользователей и их обслуживание).
Некоторые формы услуг по обучению и повышению квалификации также вполне можно рассматривать как информационные услуги (например, обучение на расстоянии с использованием телекоммуникационной сети).
Уровень развития сферы информационных услуг во многом определяет движение к информационному обществу. Рынок информационных товаров и услуг в своем развитии прошел несколько стадий. Его активное формирование совпало во времени с появлением первых ЭВМ, то есть с началом 50-х годов XX века. Это совпадение явилось,в значительной мере, случайным, так как первые ЭВМ еще не создавали информационной инфраструктуры. В то время бурный расцвет науки и техники привел к созданию первых профессиональных информационных служб для этих областей, и соответствующий рынок был ориентирован на узкий круг ученых и специалистов.
По-настоящему рынок информационных товаров и услуг расцвел после широкого внедрения микрокомпьютеров и основанных на их использовании телекоммуникационных систем. Кроме того, решающее значение для формирования рынка имело создание баз данных по множеству направлений знаний и человеческой деятельности. Процесс этот принял массовый характер в 80-х годах ушедшего века. К этому времени появились первые признаки глобализации данного рынка, начался международный обмен на нем товарами и услугами. Ведущими странами на рынке информационных товаров и услуг в настоящее время являются США, Япония и ряд стран Западной Европы.