Submitted by Рашид Рафаильевич Рахманкулов on Fri, 15/05/2009 - 08:31
1.Ведение в урок.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайся все понять –
Будешь грамотно писать.
Слайд 1
2.Сообщение темы.
Сегодня узнаем о приключениях ь, о его встречах с разными словами. Этот урок должен помочь вам подняться еще на одну ступеньку школьной грамотности.
Перед нами стоит задача: узнать , когда пишется на конце существительных после букв щипящих согласных мягкий знак.
Слайд 2.
Мягкий знак – хитрый знак,
Не назвать его никак.
Он не произносится,
А в слово часто просится.
Слайд3. 3. Актуализация знаний.
_Зачем он просится в слова?
- Назовите его работу в данных словах: пальто, шьют, беречь: (показатель мягкости, разделительный ь, глагол н. ф. ).
ППРОЧИТАЙТЕ СООБЩЕНИЕ: какой пример подходит к подчеркнутым словам?
№ 505 В русском языке Ь НЕРЕДКО ВОВСЕ НЕ ОБОЗНАЧАЕТ МЯГКО СТЬ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.
Иногда он лишь указывает на форму слова.
3.НАБЛЮДЕНИЕ ЯЗЫКОВОГО МАТЕРИАЛА, АНАЛИЗ.
Мягкий знак отправился в страну Существительных совершать добрые дела. Он узнал, что в этой стране в заточении находятся несколько слов , оканчивающихся на щипящий согласный звук и поспешил к ним на помощь.
-Какие щипящие вы знаете, назовите. (Слайд5)
Мягкий знак освободил некоторые им. Существительные и встал рядом с последней буквой (прочитайте их) (Слайд 6)
Дочь мяч
вещь грач
Речьплащ
Мышьмалыш
(Слайд 7)
И вдруг раздался шум, шипение, свист. Поднялся страж, в руках у него меч ,на плечах черный
плащ и говорит: -Если ты не уйдешь ,от меча и погибнешь. Мягкий знак разумно решил ,что не будет помогать другим словам , пусть они будут без мягкого знака и ушел.
Итак , нам теперь самим надо выяснить, каким словам помог Ь , а каким не стал.
1)проанализируйте слова как части речи (надпис. – сущ. )
.2)назовите признак, который отличает слова ( Ь )
3) а по какому признаку еще отличаются слова (м. р., ж.р.)
4)сделайте вывод: мягкий знак помог сущ. Ж. р.
В отношениях людей надо помогать женщинам, девочкам, бабушкам, т. е. женскому роду, М. Р. НЕ требует защиты.
Слайд 8 .
Дополните схему:
?, Ч, Щ, Ш, Ж. Р. Ь
. м. Р.
РАССКАЖИТЕ ЕЕ СЛОВАМИ.
Является ли Ь на конце сущ. с щипящими согласными буквами орфограммой ? Почему?
Так сущ. М.Р. И Ж. Р. стали жить по разным законам .Расскажите о них по картинкам.
Слайд 9 .
4.ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Проверим, совпадает ли наш вывод с правилом (стр.64 )
После букв щипящих на конце имен сущ. мягкий знак пишется только в словах женского рода,
В словах мужского рода мягкий знак не пишется.
Алгоритм действия:
1)имя сущ.
2)на конце – шипящие ч, ж, ш, щ.
3)М. Р.- Ж. Р. – Ь
Физминутка (под музыку идут за билетами )
Сейчас у мягкого знака отдых В стране существительных есть цирк. Купив билет, он туда отправился. Вы тоже. В ы должны помочь мягкому знаку выбрать нужное ему место в данных сущ. , чтобы в зале не было переполоха, была тишь.
( С комментированием )
В цирке имен существительных.
В полноч… на манеж… вышел циркач… и его доч… На нем был плащ… В руках он держал меч… Скрипач… играл марш… Вот морж… поймал мяч… Стояла тиш…
Физминутка «Поймай луч» : зарядка для глаз (с помощью лазера )
5. Работа над расширением словарного запаса, лексикой.
Место, где купаются и загорают—
Ароматный белый майский цветок---
Хорошую речь хорошо слушать. (речь –звуко-буквенный анализ).
6.Итог урока. Вот так закончилось путешествие мягкого знака. Встретился он со словами ,оканчивающимися на щипящие согласные, но не со всеми подружился.