Официальный сайт медиатэк 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Снова о мягком знаке

Фото пользователя Рашид Рафаильевич Рахманкулов
Submitted by Рашид Рафаильевич Рахманкулов on Fri, 15/05/2009 - 08:31
Данные об авторе
Автор(ы): 
Козлова В.С.
Место работы, должность: 
МОУ-СОШ № 2 р.п. Степное
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
Ознакомить учащихся с правилом правописания мягкого знака на конце существительных в начальной форме после букв щипящих согласных; алгоритмом этого правила; научить решать данную орфографическую задачу; развивать интерес к учебе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемое оборудование: 

компьютер, проектор

Используемые ЦОР: 

презентация

Краткое описание: 
Сегодня узнаем о приключениях ь, о его встречах с разными словами. Этот урок должен помочь вам подняться еще на одну ступеньку школьной грамотности. Перед нами стоит задача: узнать , когда пишется на конце существительных после букв щипящих согласных мягкий знак.

1.Ведение в урок.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайся все понять –

Будешь грамотно писать.

Слайд 1

2.Сообщение темы.

Сегодня узнаем о приключениях ь, о его встречах с разными словами. Этот урок должен помочь вам подняться еще на одну ступеньку школьной грамотности.

Перед нами стоит задача: узнать , когда пишется  на конце существительных после букв щипящих согласных мягкий знак.

Слайд 2.

Мягкий знак – хитрый знак,

Не назвать его никак.

Он не произносится,

А в слово часто просится.

Слайд3. 3. Актуализация знаний.

_Зачем он просится в слова?

- Назовите его работу в данных словах:  пальто, шьют, беречь: (показатель мягкости, разделительный ь, глагол н. ф. ).

ППРОЧИТАЙТЕ СООБЩЕНИЕ: какой пример подходит к подчеркнутым словам?

№ 505 В русском языке Ь НЕРЕДКО ВОВСЕ НЕ ОБОЗНАЧАЕТ МЯГКО СТЬ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

Иногда он лишь указывает на форму слова.

3.НАБЛЮДЕНИЕ ЯЗЫКОВОГО МАТЕРИАЛА, АНАЛИЗ.

Мягкий знак отправился в страну Существительных совершать добрые дела. Он узнал, что в этой стране в заточении находятся несколько слов , оканчивающихся на щипящий согласный звук и поспешил к ним на помощь.

-Какие щипящие вы знаете,  назовите. (Слайд5)

Мягкий знак освободил некоторые им. Существительные и встал рядом с последней буквой (прочитайте их)   (Слайд 6)

Дочь                                     мяч

  вещь                                               грач

Речь                                        плащ

Мышь                                       малыш

(Слайд 7)

И вдруг раздался шум, шипение, свист. Поднялся страж, в руках у него меч ,на плечах черный

плащ и говорит: -Если ты не уйдешь ,от меча и погибнешь. Мягкий знак разумно решил ,что не будет помогать другим словам , пусть они будут без мягкого знака и ушел.

Итак , нам теперь самим надо выяснить, каким словам помог Ь , а каким не стал.

1)проанализируйте слова как части речи (надпис. – сущ. )

.2)назовите признак, который отличает слова ( Ь )

3) а по какому признаку еще отличаются слова (м. р., ж.р.)

4)сделайте вывод: мягкий знак помог сущ. Ж. р.

В отношениях людей надо помогать женщинам, девочкам, бабушкам, т. е. женскому роду, М. Р. НЕ требует защиты.

Слайд 8 .

Дополните схему:

?, Ч, Щ, Ш,                   Ж. Р.               Ь

         .               м.  Р.

РАССКАЖИТЕ ЕЕ СЛОВАМИ.

Является ли  Ь на конце сущ. с щипящими согласными буквами  орфограммой ? Почему?

Так сущ. М.Р. И Ж. Р. стали жить по разным законам .Расскажите о них  по картинкам.

Слайд 9 .

4.ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Проверим, совпадает ли наш вывод с правилом (стр.64 )

 После букв щипящих на конце имен сущ. мягкий знак пишется только в словах женского рода,  

В словах мужского рода мягкий знак не пишется.

Алгоритм действия:

1)имя сущ.

 2)на конце – шипящие ч, ж, ш, щ.

3)М. Р.-          Ж. Р. – Ь

Физминутка (под музыку идут за билетами )

Сейчас у мягкого знака отдых В стране существительных есть цирк. Купив билет, он туда отправился. Вы тоже. В ы должны помочь мягкому знаку выбрать нужное ему место в данных сущ. , чтобы в зале не было переполоха, была тишь.

              ( С комментированием )                                                                                                   

    В цирке имен существительных.

В полноч… на манеж… вышел циркач… и его доч… На нем был плащ… В руках он держал меч… Скрипач… играл марш… Вот морж… поймал мяч… Стояла тиш…   

Физминутка «Поймай луч» : зарядка для глаз (с помощью лазера )

Слайд 13. Игра на закрепление «Найди свой причал»

Нож, речь, вещь, камыш, чиж, печь, еж. врач, душ, ключ, ночь, помощь, силач.

5. Работа над расширением словарного запаса, лексикой.

Место, где купаются и загорают—

Ароматный белый майский цветок---

Хорошую речь хорошо слушать. (речь –звуко-буквенный анализ).

6.Итог урока. Вот так закончилось путешествие мягкого знака. Встретился он со словами ,оканчивающимися на щипящие согласные, но не со всеми подружился.

 

Прикрепленный файл Size
Козлова В.С..ppt 362 KB

»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн