Submitted by Елена Викторовна Тимакова on чт, 14/05/2009 - 17:15
Конспект урока.
Эпиграф Настоящий читатель – тот, кто «судит,
наслаждаясь текстом», и наслаждается,
рассуждая.
Гёте
Учитель: сегодняшний урок мне хочется начать с чтения притчи. В ней содержится народная мудрость. Но чтобы ее понять, вам следует настроиться на ее прочтение.
(слайд 1)
Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает.
Первый ответил: «Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята».
Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб для своей семьи».
Третий гордо произнес: «Я строю прекрасный храм».
- Расскажите об отношении каждого рабочего к своему труду и о том, как каждый из них чувствует себя в жизни. (Первый рабочий несчастен, т.к. для него труд – каторга; второй – спокоен, т.к. он трудится ради своей семьи (в его ответе – спокойное достоинство); третий горд и счастлив, т.к. служит прекрасной цели.)
- Наверное вы поняли, что в этом тексте отчетливо видна роль установки, очень важного психологического механизма, который часто руководит поведением и мыслями людей. Ею продиктован и ответ, и поведение каждого рабочего.
(слайд 2)
- Прочитайте эпиграф и подумайте, чем мы сегодня будем заниматься на уроке словесности.
- Наш урок называется «В поисках мудрости». А мудрее книги еще ничего нет. Ибо она вершина всего, что создано человечеством. Как вы думаете, почему? (Человек смертен, а книга вечна.)
- Итак, сегодня мы будем вести диалог с текстом. А он не мыслим без «установки».
Перед вами два почти одинаковых текста. Прочтите их.
(слайд 3)
- Попробуйте определить, в чем состоит смысловая разница этих почти одинаковых текстов? (Первый текст очевиден. Учащийся 9 класса утром идет в школу. Это всем известная ситуация. А второй текст требует продолжения, т.к. в 23 часа 15 минут учащемуся 9 класса придется объяснить матери, куда, зачем и почему вы уходите, т.е. объяснить ситуацию.)
- Во втором тексте есть так называемая пустота, которую условно мы назовем «скважиной». Чтобы текст был понятен, следует находить в нем «скважины» и заполнять их смыслом.
(слайд 4)
- Сейчас мы постараемся заполнить некоторые пустоты («скважины») в тексте стихотворения поэта XIX века Афанасия Фета
(слайд 5)
Хоть нельзя говорить, хоть и взор мой поник, —
У дыханья цветов есть понятный язык:
Если ночь унесла много грез, много слез,
Окружусь я тогда горькой сладостью роз!
Если тихо у нас и не веет грозой,
Я безмолвно о томнамекну резедой;
Если нежно ко мне приласкалася мать,
Я с утра уже буду фиалкой дышать;
Если ж скажетотец: не грусти, — я готов, —
С благовоньем войду апельсинных цветов.
- Внимательно прочитайте текст и напишите короткую записку, которую героиня этого стихотворения могла передать своему любимому. Не огорчайтесь, если у вас ничего не получится, т.к. это действительно трудно. Но я вам приготовила подсказки:
(слайд 6)
Подсказки
•ВXIX веке девушка не могла выйти замуж без согласия родителей, молодой человек должен был просить ее руки и ждать ответа не только от нее, но и от ее родителей.
•В этом стихотворении девушка почему-то не могла прямо сообщить своему любимому о родительском решении и о своем настроении, поэтому молодые люди договариваются передавать сообщения друг другу с помощью языка цветочных запахов.
- Если у вас снова ничего не получилось, посмотрите, что обозначал язык цветов, да и сейчас, конечно, обозначает:
- Теперь, я думаю, вы сумеете написать записку любимому от лица героини этого стихотворения.
(прослушивание вариантов учащихся)
Примерный текст записки: «Я долго печалилась, т.к. родители не соглашались на наш брак. Но со вчерашнего вечера в нашей семье покой. Мама поняла мои чувства. А утром и отец согласился на наш брак».(слайд 8)
- Однако, ребята, ни один автор не садится за письменный стол для того, чтобы просто записать фабулу (сюжет), он всегда хочет донести до читателя свои мысли и чувства, свое отношение к миру.
- Итак, в этом стихотворении мы искали сейчас информацию, без которой так же не возможен диалог с текстом.
(работа в тетрадях: заполнение таблицы)
(слайд 9)
- Найдите фактуальную информацию.
- Какую основную идею выразил в этом стихотворении Афанасий Фет? (Если влюбленные не могут говорить словами, они будут шептать о своей любви языком цветов.)
- Все виды информации взаимосвязаны. Они не могут существовать друг без друга.
- Вы обратили внимание, что к этому стихотворению А. Фет не придумал названия? Как вы думаете, почему? (Потому что в нем так много ассоциаций, что их нельзя выразить одним словом.)
- Заглавие в тексте, как вы видели, может быть, а может и не быть. Но если оно есть, его невозможно не запомнить, как красивую шапку. С. Кржижановский образно писал: «Заглавие – это не шапка, а голова, которую извне к телу не приладишь». Почему? (В заглавии часто содержится тема текста.)
-Я предлагаю вам попробовать расшифровать смысл текста, используя его заглавие. Как вы понимаете, что значит «расшифровать»? (Это значит извлечь из текста всю информацию, которая в нем заложена.)
- Вам предлагается прочитать журнальную заметку. Чтобы понять замысел автора, придется подумать. Для этого нужно «провести с текстом диалог».
(слайд 10)
- Текст называется «Требуется флейтист». Как вы думаете, о чем будет заметка с таким названием? (Наверное, о том, как какой-нибудь оркестр набирает музыкантов.)
(используем метод замедленного чтения)
Суть метода: возвращения» к прочитанному, достраивание, разворачивание текста и прогнозирование его дальнейшего содержания.
(слайды 11)
(слайд 12)
(слайд 13)
(слайд 14)
- А теперь поработаем с подтекстовой информацией. Попробуем разгадать тайны текста, читая стихотворение Игоря Губермана. Оно состоит всего из 4-х строчек. Внимание: нас будут интересовать всего лишь события текста, его сюжет.
(слайд 15)
(сдайд 16)
(слайд 17)
(слайд 18)
(слайд 19)
- По-настоящему понять подтекст и осмыслить содержание этого короткого стихотворения сможет только тот, кто пережил это время. Не обязательно на собственной судьбе. Но обязательно – пережил.
-Давайте обобщим, что мы делали? (Отыскивая концептуальную информацию, мы осуществляли монтаж текста, т.е. выстраивали слова, предложения, подчиняя их основному замыслу автора.)
- Сейчас вам предстоит осуществить монтаж текста, т.е. соединить его составные части, чтобы текст получился.
(учащиеся работают парами с раздаточным материалом)
Задание для пар:
1 карточка
Задание: Перед вами набор предложений. Составьте из них текст.
Он попросил извозчика быстрее ехать к театру.
«Вы шутите?» —
«Десять франков».
ответил Паганини.
Паганини опаздывал на концерт.
спросил он у извозчика.
«И не думаю. Возьмете же вы по десять франков с каждого, кто будет слушать сегодня вашу игру на одной струне!»
«Сколько следует заплатить вам?»
«Хорошо, я заплачу вам десять франков только в том случае, если вы довезете меня до театра на одном колесе».
ОтветПаганини опаздывал на концерт. Он попросил извозчика быстрее ехать к театру. «Сколько следуетзаплатить вам?» — спросил он у извозчика. — «Десять франков». — «Вы шутите?» — «И не думаю.Возьмете же вы по десять франков с каждого, ктобудет слушать сегодня вашу игру на одной струне!» — «Хорошо, я заплачу вам десять франков только в том случае, если вы довезете меня до театра на одном колесе», — ответил Паганини.
(Из сборника «Музыканты смеются».)
2 карточка
Задание Перед вами набор «рассыпанных» предложений. Составьте из них текст.
последовал ответ.
А что вы делаете днем?
— Послушайте, а когда же вы думаете?
— Да, профессор, и утром работаю,
— Что вы делаете так поздно? —
— подтвердил ученик.
Как-то вечером знаменитый английский физик Резерфорд зашел в лабораторию и застал там одного из многочисленных своих учеников.
- Работаю,
— спросил Резерфорд.
- Тоже работаю.
- И рано утром работаете?
Резерфорд помрачнел и коротко бросил:
ОтветКак-то вечером знаменитый английский физик Резерфорд зашел в лабораторию и застал там одного из многочисленных своих учеников.
- Что вы делаете так поздно? — спросил Резерфорд.
- Работаю, — последовал ответ.
- А что вы делаете днем?
- Тоже работаю.
- И рано утром работаете? ,
- Да, профессор, и утром работаю, — подтвердил ученик.
Резерфорд помрачнел и коротко бросил:
— Послушайте, а когда же вы думаете?
3 карточка
Задание: Восстановите из «рассыпанных» предложений текст рассказа И.С. Тургенева «Два богача».
Далеко Ротшильду до этого мужика.
— Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут — не на что будет соли добыть, похлебку посолить...
- А мы ее... и не соленую, — ответил мужик, ее муж.
Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.
ОтветКогда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи навоспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь. Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.
—Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последниенаши гроши на нее пойдут — не на что будет соли добыть, похлебку посолить...
—А мы ее... и не соленую, — ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика.
4 карточка
Задание: Из перепутанных абзацев соберите текст.
Екатерина долго смотрела на эту работу, не замечаемая служителями, наконец крикнула, чтобы кто-нибудь из них подошел к ней. Воры оторопели и не знали, что делать. Императрица повторила зов, и тогда один из служителей явился к ней в величайшем смущении и страхе.
Однажды в Царском Селе императрица, проснувшись раньше обыкновенного, вышла на дворцовую галерею подышать свежим воздухом и увидела у подъезда нескольких дворцовых служителей, которые поспешно нагружали телегу казенными съестными припасами.
-Виноваты, Ваше Величество, — отвечал служитель, падая ей в ноги.
-Чтоб это было в последний раз, — сказала императрица, — а теперь уезжайте скорее, иначе вас увидит обер-гофмаршал, и вам жестоко достанется от него.
ОтветОднажды в Царском Селе императрица, проснувшись раньше обыкновенного, вышла на дворцовую галерею подышать свежим воздухом и увидела у подъезда нескольких дворцовых служителей, которые поспешно нагружали телегу казенными съестными припасами.
Екатерина долго смотрела на эту работу, н езамечаемая служителями, наконец крикнула, чтобы кто-нибудь из них подошел к ней. Воры оторопели и не знали, что делать. Императрица повторила зов, и тогда один из служителей явился к ней в величайшем смущении и страхе.
— Что вы делаете? — спросила Екатерина. — Вы, кажется, нагружаете вашу телегу казенными припасами?
— Виноваты, Ваше Величество, — отвечал служитель, падая ей в ноги.
— Чтоб это было в последний раз, — сказала императрица, — а теперь уезжайте скорее, иначе васувидит обер-гофмаршал, и вам жестоко достанется от него.
(проверка работы в парах осуществляется при помощи демонстрации текстов)
(слайды 20 – 23)
- А теперь опять стихотворение А. Фета. Но чтобы его понять, его надо нарисовать.
(слайд 24)
Твоя старушка мать могла
Быть нашим вечером довольна:
Давно она уж не была
Так зло-умно-многоглагольна.
Когда же взор ее сверкал,
Скользя по нас среди рассказа,
Он с каждой стороны встречал
Два к ней лишь обращенных глаза.
Ковра большого по углам
Сидели мы друг к другу боком,
Внемля насмешливым речам,
А речи те лились потоком.
Восторгом полные живым.
Мы непритворно улыбались
И над чепцом ее большим
Глазами в зеркале встречались
(слайд 25)
• Как вы поняли текст этого стихотворения?
• От чьего лица оно написано?
• Кто такие мы?
• Что между ними происходило?
• Почему старушка-мать осталась довольна?
Чтобы лучше понять сюжет этого стихотворения, нарисуйте комнату, в которой происходили встреча и разговор. Но прежде обдумайте свой рисунок: имеет ли значение величина ковра? где висит зеркало? будут ли видны на вашем рисунке лица героев?
(учащиеся создают рисунки по тестовому смыслу стихотворения)
(проверка осуществляется при помощи показа слайдов)
(слайды 26 – 30)
- Подведем итоги нашей работы. Для этого выстроим алгоритм работы с любым текстом, будь то короткое предложение, четверостишие или крупный текст.
(учащиеся создают алгоритм)
(проверка осуществляется по слайду)
(слайд 31)
Домашнее задание: (на выбор)
- Используя алгоритм работы с текстом, напишите окончание сказки «Философ и лодочник». Приготовьтесь объяснить свой ответ.
- Используя алгоритм работы с текстом, продолжите рассказ «Лебединая песня». Объясните свой замысел.
Размещено Tue, 19/05/2009 - 03:20 пользователем Ольга Алексеевна Медведева.
Очень хорошая полная аннотация, в которой не только указаны цели урока, но обоснована их актуальность, также обоснован и отбор материала, и пути достижения поставленных целей, проанализированы возможные трудности и предложены приемы, помогающие с ними справиться.
Такая аннотация – прекрасный помощник в поисках необходимого, снимает многие вопросы, которые неизбежно появляется при знакомстве с чьими-то разработками.
Замечательно подобран сам материал урока, и серьезный, и иногда шутливый.
Все заявленное в аннотации четко просматривается в уроке.
Хорошая презентация, выполненная в одном стиле, анимация органична, уместна. Она, на мой взгляд, еще бы выиграла, при наличии изобразительного ряда. Так как урок серьезный и напряженный, а исключительно текст с экрана воспринимать сложно. Это внесет оживление, разнообразие и поможет избежать утомления.
Уверена, что Ваши ученики станут хорошими читателями и тонкими ценителями слова.
Указан предмет, это облегчит поиск. Но можно было бы добавить тег, который отражал бы тематику урока.
Спасибо! Сама о многом задумалась впервые, узнала много нового.Некоторые приемы взяла себе на заметку.
На: Урок словесности "В поисках мудрости"
Очень хорошая полная аннотация, в которой не только указаны цели урока, но обоснована их актуальность, также обоснован и отбор материала, и пути достижения поставленных целей, проанализированы возможные трудности и предложены приемы, помогающие с ними справиться.