Ход урока
I. Оргначало
1. Настрой на урок чтения с элементами интеграции.
2. Сообщение темы, целей.
II. Новый материал
1.Чтение 1 части рассказа подготовленными учениками по ролям на
фоне музыки. Учитель играет на пианино пьесу.
2.Беседа по вопросам учителя, направленная на проверку уяснения
смысла прочитанного (выборочное чтение):
- Как звали композитора?
- Как выглядела природа?
- Кого встретил Эдвард Григ?
- Почему девочка не испугалась незнакомого человека?
- Какой подарок композитор решил преподнести Дагни?
- Почему сейчас он не мог подарить девочке музыку?
3.- На страницах учебника мы встретились с замечательным
норвежским композитором Эдвардом Григом. Каким он был и какие
произведения написал, мы узнаем из рассказа Елены Валентиновны.
Рассказ музыкального работника о жизни и творчестве Э. Грига.
- Эдвард Григ родился в 1843 году, а умер в 1907 году. Красоту
скандинавских напевов, издревле звучащих на скалистых берегах
Норвегии, во второй половине XIX века узнал весь мир, благодаря
Григу. Григ открыл миру сокровищницу Норвежских мелодий. Он
был не только композитором, но и пианистом, дирижером,
музыкальным критиком, музыкальным просветителем и это
позволяет поставить его в один ряд с Шуманом, Мендельсоном,
Листом. Григ был обаятельным, сердечным человеком и в то же
время очень принципиальным в отстаивании своих идей. Все
произведения Грига посвящены Норвегии. Главная тема его
произведений – тема Родины. Он любил свою Родину, ее леса, озера,
реки. Григ говорил: «Я черпал богатые сокровища в напевах моей
Родины и из этого до сих пор неисследованного источника
норвежской народной души пытался создать национальное
искусство». Григ показывает и раскрывает тему Родины с разных
сторон. В зарисовках природы – «Птичка», «Бабочка»; в картинках
народного танца – «Норвежские танцы»; в сказочно-фантастических
образах - «Шествие гномов», «В пещере горного короля». Григ был
автором более 120 романсов и песен. Он писал их на протяжении всей
жизни. Умер Григ в Норвегии, живя на холме троллей.
4.– А что же было дальше? Как создавал композитор музыку для Дагни?
Чтение учителями выпущенной части о создании музыки.
5. Беседа по прочитанному:
- На что был похож дом композитора? Почему?
- С чем сравнивает К. Паустовский звук струны?
- Как долго Э. Григ писал музыку?
- Кто его подслушивал, когда он играл на рояле?
- Почему он ценил этих слушателей больше всего?
6. Чтение 3 части цепочкой подготовленными учениками.
- Какое впечатление произвела на Дагни музыка, которую девушка
слышала впервые, посвященную ей?
7. Соотнесение музыки со словами из текста.
- Вспомним еще раз картины, которые представлялись Дагни, когда она
слушала музыку, посвященную ей.
- Прослушайте отрывки из музыкальных пьес и зачитайте
соответствующие слова из текста.
8.– Сейчас давайте понаблюдаем, как К. Паустовский передает движение
мелодии, при помощи какой части речи?
(Глаголы – росла, подымалась, бушевала, неслась, срывала, качала,
била) – нарастание, движение, сила.
- С чем сравнивает писатель мелодию?
( порыв осеннего ветра )
- Какие звуки мы слышим?
(Звук пастушьего рожка, эхо, шум ветра, шум моря, шелест ветра).
9. Прослушивание отрывка из произведения Э. Грига «Пэр Гюнт» к драме
Ибсена ( с закрытыми глазами) – «Песня Сольвейг».
- Что вам представлялось, когда вы слушали эту музыку?
Свободные высказывания детей.
III. Итоги
- Что вам больше всего запомнилось?
- Что для вас было новым?
IV. Домашнее задание
- Нарисовать в тетрадях картину, которую представили во время
прослушивания «Песни Сольвейг».
|