Урок литературного чтения в 3 классе по образовательной системе «Школа 2100»
Размещено: ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА ФЕТ - ср, 13/05/2009 - 02:15
Ход урока
I. Оргначало – 1 мин.
- Сегодня у нас гости, а когда в доме гости, считается – это праздник. Давайте улыбнемся нашим гостям, пожелаем друг другу хорошего настроения и начнем урок.
II. Речевая разминка – 3 мин.
1. – Прочитайте отрывок из стихотворения Ивана Бунина «Листопад»
3. – Сейчас сделаем логическое ударение на слове «лес», «терем»,
«золотой».
III. Формулирование темы, цели – 3 мин.
1.– Когда бывает лес таким, каким его увидел Иван Бунин? (Осенью)
- А в каком разделе мы знакомились с произведениями об осени?
(«Глухая пора листопада…»)
- Мы закончили работу над произведениями 5 раздела «Глухая пора
листопада…», и в гости к нам пожаловала сама героиня – Осень,
ведь именно ей были посвящены стихотворения и рассказы этого
раздела. Но в гости к нам пришло две осени. Угадайте, какие?
1. Пришла без красок
И без кисти,
И перекрасила
Все листья.
Зажгла огней рябиновых костер.
То – щедрая красавица
Игриво улыбается
И охраняет всех косым дождем. (Золотая Осень)
2. А это что за девица?
Густым туманом стелется,
Поет с ветрами песни до зари.
И зябко с ней, и голодно,
В душе тоска и холодно.
Все засыпают, угасают дни. (Осень серая, мокрая, скучная)
Открываются иллюстрации осени на доске.
- Как вы думаете, почему сразу две Осени сегодня у нас в гостях?
2. – На уроке рисования вы изобразили разную осень. Разместите свой
рисунок рядом с той осенью, которую вы нарисовали.
Выставка рисунков.
- Благодаря вашим рисункам, в классе создалась осенняя атмосфера, и
несмотря на то, что на улице лежит снег, мы снова вернулись в осень.
Как вы думаете, какая сегодня тема урока?
- Верно, нам на уроке предстоит ответить на вопрос, какая она – Осень –
«унылая пора» или «очей очарованье»? Мы для этого вновь
перелистаем страницы учебника, вспомним, какие поэты и писатели
описывали осень, прочитаем, любимые стихи об этом времени года,
послушаем строчки ваших сочинений. За хорошие ответы вы получите
осенний листочек.
IV. Обобщение – 30 мин.
1.– А теперь я предлагаю вспомнить авторов произведений, которые
мы изучали в этом разделе. Назовите их фамилии.
По мере называния, на доску вывешиваются таблички с фамилиями.
- Теперь вспомним названия произведений и их жанр. На партах
лежат карточки с названиями произведений и жанров.
Посовещайтесь в парах и соедините их с авторами.
Работа в парах.
2.– Определите по ключевым словам, какое это произведение:
Бывшая баня, густой сад, высокий частокол, западня для котов, кукан
с рыбой, застигнутые врасплох, просят пощады, облетающий сад.
- Верно, это ключевые слова к 1 части рассказа К. Паустовского «Мой
дом». Давайте вспомним 2 часть этого рассказа, послушаем ее
пересказ.
Пересказывает 1 ученик.
- Почему сентябрьский денек автор называет пустынным?
- А почему он испытывает счастье?
( Он общается с природой, отдыхает, у него рождаются мысли).
- Мы прочитали несколько произведений К. Паустовского в разных
разделах, что объединяет их?
( Он писал о взаимоотношениях человека и природы с мягким
юмором, по доброму ).
3. Выпадает желтый конверт.
- Что это такое?
- А откуда он к нам пришел? От кого?
- Кто об этом написал? (Г. Сапгир «Четыре конверта»)
- Я просила вас дома написать письма от имени других животных
леса. Прочитаем их.
Чтение писем
- Соберем все послания в конверт на память об осени и поместим на
доску.
ФИЗМИНУТКА под стихотворение Ю. Мориц.
4. В октябре, в октябре –
Частый дождик на дворе,
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.
- С каким произведением из раздела «Глухая пора листопада…»
созвучно это стихотворение?
( К. Паустовский «Прощание с летом» )
- Зачитайте строки из рассказа, подтверждающие вашу мысль.
Выборочное чтение.
- Какое настроение у героев было в такие дни?
- Какое чудо произошло однажды осенней ночью?
- Почему мы считаем это чудом?
- С кем сравнивает Паустовский землю? Почему?
5. - А что было утром? Прочитаем 3 часть еще раз, по ролям. (с. 187)
Чтение по ролям.
6. - Кто из вас расскажет деду Митрию, как встретил нас лес? Кто
хочет прочитать отрывок наизусть?
Чтение отрывка наизусть.
7. – Но не только в классе на уроке вы знакомились с произведениями об осени, дома вы тоже читали стихи и рассказы на эту тему. В этом мы убедились на уроке внеклассного чтения. Давайте еще раз вспомним строчки отдельных произведений.
2 стихотворения – 2 разные осени
8. Звучит запись песни «У природы нет плохой погоды».
У природы нет плохой погоды,
Каждая погода – благодать.
То, что предназначено природой,
Надо благодарно принимать…
- Как вы понимаете эти строчки из песни?
- Послушаем в заключение общее сочинение на тему «Разная осень»,
которое было составлено из строчек ваших сочинений об осени,
которое потом запишем в литературный альбом.
Разная осень.
Осень бывает разной. (Фельк Наташа) Сначала стояла теплая погода. По синему небу плыли облака. Деревья стояли в разноцветном наряде. Начинался листопад. Красные, желтые листья ложились к моим ногам. (Скворцов Алеша) На это так приятно смотреть! (Печина Аня) Когда дул ветерок, листья кружились в воздухе. Значит, уже наступила золотая осенняя пора. (Никишина Катя) Люди в это время копают картошку, собирают грибы. Ученики идут в школу. (Тимофеев Дима)
С каждым днем осень все больше и больше входила в свои права. (Болдуев Саша) Дожди стали лить чаще. Солнце светило реже. На улице становилось холоднее. (Никишина Катя) Была слякоть, лужи.(Фельк Наташа) Дни стали короче. (Рейхарт Алена)
Деревья уже почти облетели, на голых ветках рябин ярко алели гроздья ягод. Прилетели зимующие птицы. Земля приготовилась к зимней поре. Все замерло в ожидании зимы. (Болдуев Саша)
V. Итог – 6 мин.
1.– Таким образом, мы с вами в конце урока можем ответить на вопрос,
«Какая бывает осень?»
- Верно, осень бывает разная, но каждый период осени красив по-
своему и приносит нам радость и очарование.
2.- Все вы потрудились сегодня хорошо, Осень принесла вам свои
последние подарки – осенние листочки, пусть они напоминают вам
об этом прекрасном времени года в холодные зимние дни.