Официальный сайт hauteecole 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Владимир Даль '' Война грибов с ягодами''( русская сказка в обработке В. Даля) , '' Кузовок'' ( игра)

Размещено: Наталия Валентиновна Ниянина - сб, 02/05/2009 - 11:57
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ниянина Наталия Валентиновна
Место работы, должность: 
МОУСОШ №13
Регион: 
Ямало-Ненецкий автономный округ
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Цель урока: 
1) Дать представление о литературном творчестве Даля, его толковом словаре. 2) Продолжать учить различать литературную сказку и обработку народной сказки. 3) В анализе художественных достоинств сказки и лексической игре развивать чутьё к слову, чувство рифмы, образность речи.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник Р.Н. Бунеев Е.В. Бунеева "В океане света"

Толковый словарь В.И. Даля

Используемая методическая литература: 

Методические рекомендации для учителя

Е.В. Бунеева О.В. Чиндилова

уроки чтения по книге "В океане света" 4 класс

А.В. Аркадьева из опыта работы по книге для чтения "В океане света"

Используемое оборудование: 

 

Словари Даля , модели кузовка, рисунки грибов  
мультимедийный проектор презентация Microsoft PowerPoint
 
Краткое описание: 
Форма работы: - урок-диалог. - фронтальная работа. С использованием элементов разноуровнего обучения Методы работы: - разнообразные. На первом этапе провела речевую разминку. Цель: -подготовить речевой аппарат, органы дыхания детей к работе на уроке. - При работе над скороговоркой отработка дикции. - Работа над логическим ударением - Интонацией. Использовала методы. а) словесные б) наблюдения. На этапе обобщающего повторения ставила Цели: - повторить различия между лирической сказкой и обработкой народной сказки Методы: а) беседа б) наглядный На этапе объяснения нового материала Ставила цели: -//- Методы: а) игровой б) поисковый в) словесный Использовала разноуровневый подход. Цели: - познакомить со сказкой - обратить внимание на живой великорусский язык. ( словарная работа) Методы: а) словесный ( беседа) б) деятельностный Использовала разноуровневый подход. Считаю, что всё содержание урока соответствовало теме. Каждый этап урока заканчивался выводом и плавно переходил в следующий этап. Цели урока достигнуты.

 

Тема: Владимир Даль '' Война грибов с ягодами''( русская сказка в обработке В. Даля) , '' Кузовок'' ( игра)

'' Живой великорусский язык''

Цели: 1) Дать представление о литературном творчестве Даля, его

толковом словаре.

            2) Продолжать учить различать литературную сказку и обработку народной сказки.        

           3) В анализе художественных достоинств сказки и лексической игре развивать чутьё к слову, чувство рифмы, образность речи.

Оборудование: словари Даля , его портрет , модели кузовка, рисунки грибов.

I) Речевая разминка.

1) Дыхательная гимнастика.

а) - Представьте , что вы пришли в лес и почувствовали аромат лесных растений.

    - Шумный вдох носом и выдох ртом. (2-3 раза )

б) Выдох со счётом .

- Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте, ( до 10)

Используем скороговорку:

Как на горке, на пригорке

Стоят 33 Егорки

( вдох)

Раз Егорка, два Егорка,…

2) Скороговорка.

- Прочитайте артикуляционно ( губ.)

- Медленно шёпотом по слогам.

- Медленно вполголоса целыми словами.

- В ускореном темпе.

- Индивидуально.

Солил Терентий грибочки сразу 33 бочки,

Съел Терентий грибочки сразу 33 бочки.

3) Работа над логическим ударением. 

- Что солил Терентий? Сколько было бочек?

- Прочитать предложение так, чтобы ответом на наш вопрос было слово грибочки, бочки. 

4) Работа над интонацией.

- Прочитайте с интонацией восхищения;

- с интонацией удивления.

1)      Обобщающее повторение материала прошлого урока

в беседе.

а) Различия между литературной и обработкой народной сказки.

- Вчера мы выяснили, что написанные на основе народных сказки Пушкина и Жуковского являются литературными , авторскими сказками, а не художественными обработками. 

- Вспомните . в чём разница между литературной сказкой и обработкой народной сказки , имеющими один и тот же сюжет?

Обработка народной сказки или пересказ.

- это грамотное литературное изложение народной сказки. Он сохраняет сюжет и персонажей, в основном язык, идею.

Литературная сказка на народный сюжет.

- это новая, самостоятельная сказка. Она может быть по другому построена, иметь более сложный сюжет, большее количество героев. В ней глубже прописаны характеры героев. В ней чувствуется стиль автора, его идеи. Она красивее. Главная мысль сказки шире и глубже, чем в народной сказке, или её обработке.

- Приведите примеры литературных сказок на народный сюжет.

- Попробуйте выстроить цепочку. Что вы поставите в её начало, чем завершите?

 

На доске выстраивается цепочка:

Литературная авторская сказка

Литературная обработка

Народная сказка

 

б). Работа с авторской статьёй.

- Откройте учебник на с. 153- 154. Найдите и зачитайте отрывки, из которых мы узнаем о том, как хотел писать для детей В. А. Жуковский?

-А Пушкин?

 

 

3. Введение в тему.

-А теперь перечитайте на с. 154 очень интересную мысль, которую высказал Николай Васильевич Гоголь о творчестве Пушкина.

( А. С. никогда " не подставляет лестницы" ни для кого из тех, кто глухи к поэзии. Одни способны понять поэта, другие, увы, нет. И причина не в возрасте, а в душевном развитии человека.)

- Прав ли Пушкин в своём высказывании?

( Да, способность понять поэзию надо развивать в себе, развивать слух к красоте и выразительности нашего языка. Писатели и поэты как раз и помогают нам в этом своими произведениями.)

4. Сообщение темы и цели урока.

- И сегодня мы встретимся с одним из таких писателей, Казаком Луганским.

- Кто это?

( Это Владимир Даль. А Казак Луганский его псевдоним.)

- Поиграем в игру, познакомимся со сказкой в обработке Даля. Будем развивать выразительное чтение. Вы опять встретитесь с "живым великорусским языком".

 

5. Объяснение нового материала.

- Что вы узнали о Дале?

-Вот его портрет.

а). Рассказ учителя о Дале, главном деле его жизни.

- В. И. Даль был офицером, потом окулистом (глазным врачом), но самым главным делом его жизни, которое принесло его имени славу и известность, а нам дало великолепный " Словарь живого великорусского языка", с которым мы уже работали. Он собирал русские слова, разъяснял их значение. За свою жизнь В. И. Даль собрал около 200000 слов.

- Откроем его и посыпятся на нас звонкие, сочные, хлёсткие, громкие, тихие, шуршащие, звенящие- разные живые русские слова. Те, которые мы с вами произноси каждый день. И те, значение которых, может быть, не знаем, никогда не употребляем в своей речи.

- Вот выпало из словаря одно русское слово- КУЗОВОК.

- Что это? ( корзинка)

-Какая? Как она выглядит? Из чего сделана? Для чего предназначена?

б). Практическая работа со словарём.

- Не будем теряться в догадках, поищем ответ у Даля. Вы уже учились работать со словарём дома и на уроках.

- Вот так выглядит русский кузовок - плетёная корзиночка для ягод и грибов. (показ модели)

- С таким кузовком не только в лес по грибы да по ягоды ходили, но и играли в интересную, развивающую речь игру. Такую игру увидел Даль, когда в поисках новых слов для своего словаря, а может быть и по другому какому- то делу бывал в русской деревне.

- Прочитаем, как он описывает её.

в) Чтение игры "Кузовок". Беседа.

Дети читают вслух.

- Понятны вам правила игры? ( Да. Это похоже на игру в фанты.)

- А каким словом у Даля назван фант? ( ЗАЛОГ)

- Что нужно сделать, чтобы не отдать залог? ( Правильно подбирать слова, не ошибаться).

- Поиграем?

г). Лексическая игра " Кузовок" .

- Сыграем в игру, которой нас научил Даль.

Работа по группам:

Медвежата:  -Будете называть слова, заканчивающиеся на "ка", с ударением на предпоследнем слоге. Когда все из вашей группы назовут слова, решите, кто из вас будет выкупать залог.

 

Белочки:     - Будете называть слова, с суффиксом -ушк.

 

Лисички:     - Будете называть слова с суффиксом - оньк.

 

-Кто из вашей группы будет выкупать залог?

- Что назначим сделать?

 

6. Сказка" Война грибов с ягодами" литературная обработка Далем народной русской сказки.

 

- Закончили играть, пора и сказку послушать. Прочитаю я вам сказку "Война грибов с ягодами".

 

а) Первичное восприятие скаки.

-Понравилась сказка? Чем?

- К какому типу принадлежит эта сказка? (волшебная, бытовая)

- Почему волшебная? ( грибы разговаривают, ведут себя как люди).

-Почему бытовая? (сюжет простой, скорее бытовой)

- Эта сказка по жанру ближе к шутке, забаве, прибаутке.

 

б) Чтение сказки самостоятельное.

-Прочитайте сказку, найдите непонятные слова в тексте.

 

в) Словарная работа.

- Посмотрите на доску, я тоже выписала слова.

- Прочитаем их.

- Объясним их значение.

 

КРАСНОЕ ЛЕТО - тёплое лето

СИДЮЧИ - сидя, восседая

ПЫЖИТСЯ - стараться изо всех сил что- нибудь сделать. Держать себя

                       напыщенно, важничать.

ИЗ ЗЕМЛИ ПРЁТ- идёт, лезет

ГНЕВАЕТСЯ - сердится, злится

ВИШЬ- видишь

В ЧЕСТИ - в почёте

НЫНЕ - сейчас

ВСЕМ ГРИБАМ ГОЛОВА - старший

ГЛЯДЮЧИ - смотря

СТАЛ ПОМОЧЬ СКЛИКАТЬ - стал на помощь звать

НЕ ПОВИННЫ - не хотим

КИЧЛИВАЯ ЯГОДА - горделивая ягода

ПЯТА - пятка

ГРОЗНАЯ РАТЬ - сильное войско

СПОДРЯТ - подрят

БУРАЧКИ - свёкла

 

г) Беседа по содержанию.

 

- Кто герои сказки?

- На какие 2 группы можно распределить грибы?

- Во главе войска всегда стоит военачальник.

- Кто возглавил войско в сказке и почему?

- Прочитайте.

- Какой он?

- Почему прёт?

- Какой военный план придумал?

- Какие грибы он призывал на войну?

- Опишем само войско.

Работа по группам:

Медвежата: Дайте характеристику грибам волнушкам, сморчкам по плану. Найдите рифму.

 

Белочки: Дайте характеристику грибам опёнкам, груздям по плану. Найдите рифму.

 

Лисички: Сделать обобщение, используя вопросы на карточках.

Проверка:

карточки

1. Опиши внешний вид волнушек и сморчков.

2. Почему они отказались идти на войну?

 

карточка

1. Опиши внешний вид опят и груздей.

2. Почему одни отказались идти на войну, а другие согласились?

 

карточка

1. Как повели себя волнушки, опёнки и сморчки?

2. Как откликнулись на призыв Боровика грузди с подгруздками?

3. Что помешало войне грибов с ягодами?

4. Найдите рифмы.

д) Практическая работа с текстом.

- Найдите и отметьте в тексте устойчивые сочетания слов , характерные для русского простонародного языка.

( Под дубочком сидючи на грибы глядючи, сила великая , сладка ягода, помочь, полным-полненько, всем грибам голова,…)

-Посмотрите, какие определения даются в сказке персонажам; Волнушки-старушки, сморчки-старички, тётка Варвара-широкие карманы. 

-Много в сказке и просторечий: '' помочь окликать'', '' из земли прёт'', ''отказалися''. 

- Как вы думаете, почему Даль, пересказывая сказку, сохранил их?

( Наверное потому, что они ему нравились , потому что он хотел сохранить народный колорит русской сказки, очень любил русское простое народное слово)

- Даль сам обогащал сказки народными пословицами, загадками.

- Перечитаем последний абзац сказки, где описан процесс сортировки грибов.  

( Варвара… разобрала…)

- Почувствовали вы рифму? Наверное , так, приговаривая в рифму, русские крестьяне, между делом , занимаясь обыденной работой, создавали '' живой великорусский язык'', который так хорошо знал,любил и собирал В. И. Даль

е) Упр-я в совершенствовании выразительности чтения.

- Разобравшись в особенности сказки, которую обработал Даль, мы готовы к её выразительному чтению? Почему? Прочитаем сказку в лицах.

 

7) Итог урока. Домашнее задание.

 

- Ответить на вопрос № 3 с. 198.

-читать сказку в лицах.

С каким произведением познакомились?

Кто такой Даль?


Поиск

Loading

Оценка материала

...


 

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн