I. Организационный этап (проверка готовности уч-ся к уроку, организация внимания).
II. Постановка цели урока.
Начало XX века. Франция. Париж. Проходя по площади Экзюпери, господин Команьон указал на дом Денизо: «Что-то больше не слышно о провидице, общавшейся со святыми. Меня водил туда Лакарель, правитель канцелярии префекта. Она сидела в кресле, закрыв глаза, а человек десять почитателей задавали вопросы… На все вопросы она отвечала в поэтическом стиле и без особого затруднения. Когда черед дошел до меня, я задал самый простой вопрос: «Каков логарифм 9?». Она мне ничего не ответила. Как же так? Провидица не знает логарифма 9? Да виданное ли это дело! Все были смущены. Я ушел, провожаемый общим неодобрением».
«Ох, опять логарифмы», - подумаете вы. А мне хочется сказать: «Ах, эти логарифмы». И сегодня на уроке мы продолжим отрабатывать навыки решения логарифмических уравнений, неравенств, систем уравнений, но задания будут повышенной сложности, а также рассмотрим приложения логарифмической функции в самых различных областях науки и техники.
Ход урока
- Исторический экскурс.
- Повторение (задание с ключом);
- Решение упражнений повышенного уровня сложности;
- Приложения логарифмической функции;
- Самостоятельная работа;
- Домашнее задание.
III. Актуализация знаний.
Повторение ранее изученного.
Более трехсот лет прошло с того дня, как в 1614 году были опубликованы первые логарифмические таблицы, составленные Джоном Непером. Значение логарифмов трудно переоценить. Они нужны инженеру и астроному, штурману и артиллеристу, всем, кому приходится вести громоздкие вычисления. Совершенно прав великий французский математик и астроном Лаплас, который сказал: «Изобретение логарифмов, сокращая вычисления нескольких месяцев в труд нескольких дней, словно удваивает жизнь астрономов».
Задание с ключом.
Этот прием, пришедший к нам из программирования, состоит в следующем: я буду произносить некоторые утверждения и, если вы согласны со мной, то в тетради ставите «1», если нет – «0». В результате у вас должно получиться число.
Если lg x=lg y, то x=y.
1>.
Если , то .
Графики функций и совпадают.
Если 32=9, то
Область определения функции промежуток (0; ?).
lg7<3lg2.
Если , то
при .
Выражение справедливо для любого х?0.
Ключ: 1010000100.
IV. Выполнение упражнений.
Рассмотрим различные примеры применения знаний, полученных на предыдущих уроках при решении заданий повышенного уровня сложности.
№1. Решите уравнение.
№2. Решите систему уравнений
Данная система предлагалась на вступительных экзаменах в 2004 году в МГУ на факультет вычислительной математики и кибернетики.
№3. При каких значениях числа являются длинами сторон некоторого равнобедренного треугольника?
Продолжим урок остроумной алгебраической головоломкой, которой развлекались участники одного съезда физиков в Одессе.
Задача: любое данное число, целое и положительное, изобразить с помощью трех двоек и математических символов. Пусть, например, данные числа – 3 и 5.
Общее решение задачи записывается в виде
№4. Построить график функции
V. Приложения логарифмической функции.
Поистине безграничны приложения логарифмической функции в самых различных областях науки и технике. Рассмотрим некоторые из них (приложение 1).
Звезды, шум и логарифмы.
Логарифмы и ощущения.
Завещание на сотни лет.
Логарифмическая спираль.
VI. Самостоятельная работа.
1) Найдите значение , если
2) Найдите множество значений , при которых выполняется неравенство
Решите систему уравнений
4) Постройте график функции, найдите ее область определения, промежутки возрастания и убывания.
VII. Домашнее задание.
(Приложение 2)
Решите систему уравнений
Число 7 изобразить с помощью трех 2 и математических символов.
№ 6.292 из Сборника заданий для проведения письменного экзамена за курс средней школы
Найдите наименьшее значение функции
на отрезке [1;4]
4) Доказать
VIII. Подведение итогов урока.
Итак, сегодня на уроке мы убедились, что как сказал знаменитый французский философ и математик Жан Кондорсе, «гениальное изобретение логарифмов, упрощая арифметические операции, облегчает все применения вычисления к реальным предметам и, таким образом, расширяет сферу всех наук». Поэтому тема нашего урока выбрана не случайно.
Это урок совершенствования знаний, умений, навыков, на котором основная часть отводится решению задач повышенного уровня сложности, а также расширению представления учащихся о приложениях логарифмической функции.
На: Логарифмическая функция и ее приложения
Это урок совершенствования знаний, умений, навыков, на котором основная часть отводится решению задач повышенного уровня сложности, а также расширению представления учащихся о приложениях логарифмической функции.