1.Организационный момент:
«Исходная мотивация»
2 мин.
Актуали
зация
3мин.
|
Подготовка учащихся к работе на уроке.
Обеспечение учащемуся с учетом индивидуальных способностей и личностных качеств условия для успешного выполнения задания, заинтересовать его самим познавательным процессом.
Прежние знания сделать актуальными в данный момент.
|
Психологический настрой учащихся.
Почему санки, скатившись даже
с самой высокой горы, не мчатся дальше и дальше, вокруг всего земного шара?
Зимой даже в нашем южном городе бывает гололед. Это здорово, ведь можно прокатиться по ледовой дорожке. Обычно дворники посыпают такие места песком. Для чего?
Чтобы ответить на этот вопрос с научной точки зрения вспомним:
1. Что характеризует сила?
2.Какие силы вы знаете?
3.Назовите прибор для измерения силы.
4.Как измерить вес бруска? Покажите, используйте оборудование на столах. Какие силы в данном положении измеряет динамометр?
5.Что является результатом действия силы?
Демонстрация. Если тележку вывести из состояния покоя, подействовав некоторой силой, то скорость перестанет быть равной нулю, она изменится. А что происходит с тележкой спустя некоторое время? Почему скорость тележки сначала увеличивается до некоторого значения, а потом снова становится равной нулю?
Значит, мы наблюдаем взаимодействие каких тел?
Это взаимодействие характеризуется силой трения. Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
Чтобы изучить силу трения, что мы должны о ней узнать?
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Включение учащихся в ритм работы, полная готовность класса к уроку.
Формирование интереса к познавательному процессу на уроке.
Быстрая проверка опорных знаний по теме, активность каждого ученика.
Учащиеся сами формулируют тему урока.
|
Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку.
Метод эмоционального стимулирования познавательной деятельности в ходе беседы. Мультимедийная презентация «Сила трения» (ММП) слайд №2.
Метод устного контроля (фронтальный опрос). ММП слайд №3.
Демонстрирует эксперимент с тележкой. ММП слайды № 4,5 (1), 6(1).
|
Приветствуют учителя, готовят свое рабочее место.
Эмоционально реагируют, отвечают на вопрос учителя, опираясь на свой жизненный опыт.
Отвечают на вопросы, повторяют опорные знания: сила характеризует взаимодействие тел, сила тяжести, вес тела, сила упругости, подвешивают брусок к динамометру, измеряют вес бруска и действующую на него силу тяжести, результатом действия силы является деформация тела или изменение скорости тела.
Отвечают на вопросы, анализируя наблюдаемое.
Она останавливается.
Самого тела и поверхности, по которой это тело движется.
Формулируют и записывают тему урока: «Сила трения».
|
2.Усвоение новых знаний и первичная проверка усвоения новых знаний.
5 мин.
3.Постанов
ка проблемы.
2 мин.
4.Выдвижение гипотезы.
3 мин.
5.Планиро
вание и осуществле
ние эксперимен
тальной проверки гипотезы.
15 мин.
6.Анализ и обобщение полученных результатов.
2 мин.
7. Домашнее задание.
2 мин.
8. Подведение итогов урока, выставление оценок.
2 мин.
|
Сформировать представление о силе трения.
|
План урока – план изучения силы трения. По ходу обсуждения открывается план ММП слайд №7.
Из-за чего же возникает сила трения?
Промежуточное закрепление:
1)(Чеботарева 2 – 22):
Можно ли устранить трение, гладко отполировав соприкасающиеся поверхности? Да или нет? (нет)
2)(Чеботарева 7 – 22):
Куда направлена сила трения в случае а) и в случае б)?
Варианты ответа:
1. В сторону, противоположную направлению движения тела
2. В сторону движения тела
3. Вертикально вниз
4. Вертикально вверх (ответ: 1)
3)(Чеботарева 10 – 22):
а) Действие какой силы преодолевают при равномерном подъеме тела? (ответ: 2)
б) Действие какой силы преодолевают при равномерном перемещении по горизонтальной плоскости? (ответ: 1)
Варианты ответа:
1.силу трения
2.силу тяжести
3.вес тела
Теперь ответим на 5-ый вопрос нашего плана: как измерить силу трения?
Какую силу показывает динамометр, если двигать брусок равномерно по доске, держа динамометр горизонтально?
F тяги = F упр. пружины динамометра. Если скорость постоянна, то:
Fупр. = F тр. и противоположны по направлению.
Нам осталось выяснить, от чего зависит сила трения. Подготовим в тетради таблицу:
сила трения:
Зависит от:
|
Не зависит от:
|
|
|
|
|
Как вы думаете, от чего может зависеть сила трения.
Предлагаю разделиться на группы. Каждая группа будет проводить экспериментальное исследование одной из гипотез. Посмотрите на оборудование, имеющееся у вас на столах, и подумайте, какую гипотезу будет поверять колонка №1, №2 и №3.
Подпишите бланки исследований, отвечая на вопросы, составьте план эксперимента и проведите его. План проведения эксперимента записывайте на обратной стороне листа. Листы вы сдадите, каждый получит оценку за эту работу. Будет оцениваться: составленный план, результаты и сделанные выводы, ваша самостоятельность при выполнении работы. Если у вас есть затруднения, можете попросить помощь – это подсказка. На работу вам дается 15 минут.
По завершении работы обсуждаем результаты и выводы. Желающий от каждой группы демонстрирует ход эксперимента. Заполняем таблицу:
Сила трения:
Зависит от
|
Не зависит от
|
1. рода трущихся поверхностей
2. силы, прижимающей тело к поверхности
|
площади соприкосновения тела с поверхностью
|
Оказывается существуют разные виды трения.
Трение
Скольжения Качения Покоя Возьмите учебник, расположите его наклонно. Если карандаш скользит по
поверхности учебника – возникает сила
трения скольжения. Если карандаш скатывается по поверхности учебника, возникает сила трения качания. При равных нагрузках сила трения качания всегда меньше силы трения скольжения.
«Знаете ли вы, что трение страж покоя? Если бы не было трения покоя, в мире творились бы удивительные вещи. Мебель гуляла бы по комнатам от легкого сквозняка. Со всех гор на свете сползли бы вниз все ледники, все камни и даже вся земля, лежащая на склонах. Самые спокойные школьники не смогли бы усидеть за партами: при малейшем движении они соскальзывали бы на пол. Да и мало ли еще, какие происходили бы неприятности!»
§ 30, 31. Подобрать пословицы и поговорки о трении. Напишите сочинение на тему: «5 минут без трения». На следующем уроке ответим на вопросы: трение полезно или вредно? Какую роль играет трение в жизни человека?
|
Проводит обсуждение плана урока с учащимися.
По слайдам 5(2, 3) и 6 (2, 3, 4), 8 делают выводы по пунктам плана 1-3.
Демонстрирует видеосюжет из программы « Электронные уроки и тесты «Физика»», раздел «Движение и взаимодействие», урок 11 «Силы трения», стр. 6 «Трение между гладкими поверхностями». Выводы ММП, слайд №9,10.
Задает вопросы по слайдам ММП №11, 12.
Проводит демонстрацию.
Поводит обсуждение и демонстрирует слайд №13.
ММП, слайд №14
Проводит беседу в ходе, которой ученики выдвигают свои гипотезы.
ММП, слайд №15.
ММП, слайды №16,17.
Демонстрирует видеосюжет из программы « Электронные уроки и тесты «Физика»», раздел «Движение и взаимодействие», урок 11 «Силы трения», стр. 4 «От чего зависит сила трения?».
ММП, слайды №18, 19, 20.
Слабым ученикам предлагает подсказки.
Проводит обсуждение результатов работы.
ММП, слайд №21.
ММП, слайд №24.
Демонстрирует видеосюжет из программы « Электронные уроки и тесты «Физика»», раздел «Движение и взаимодействие», урок 11 «Силы трения», стр. 2, 3 «Движение тела и сила трения (1), (2)». ММП, слайды №22, 23.
ММП, слайды №25-28.
Демонстрирует видеосюжет из программы « Электронные уроки и тесты «Физика»», раздел «Движение и взаимодействие», урок 12 «Силы трения», стр. 2 «Роль силы трения при ходьбе», стр.3 «Движение по скользкой поверхности».
Выставляет оценки за работу на уроке самым активным ученикам.
|
Формулируют пункты плана изучения сил:
1.Когда возникает сила трения?
2. Направление силы трения 3. Определение силы трения.
4. Причины возникновения силы трения.
5.Как измерить силу трения?
6.Выяснить, от чего зависит сила трения.
Делают записи в тетрадях:
1.Сила трения возникает при движении одного тела по поверхности другого.
2. Сила трения направлена в сторону противоположную движению тела.
3. Определение силы трения.
4.Сила трения возникает
из-за:
а) шероховатостей поверхностей
б) молекулярного притяжения молекул поверхностей трущихся тел.
Отвечают с помощью сигнальных карточек.
Делают рисунок в тетрадях. Делают вывод о том, что при равномерном движении тела по поверхности сила тяги равна силе трения.
Чертят таблицу в тетради.
Выдвигают гипотезы:
Сила трения зависит от рода трущихся поверхностей, от веса тела, от площади поверхности тела.
Составляют план исследования, составляют таблицу результатов измерений.
Проводят экспериментальное исследование.
Желающий от каждой группы демонстрирует ход эксперимента. Заполняют таблицу на интерактивной доске.
Делают записи в тетради.
Проводят фронтальный эксперимент.
Записывают домашнее задание.
|
Самостоятельно, анализируя увиденное формулируют и составляют план-конспект основных знаний о силе трения.
Активное включение в опрос всех учеников.
Самостоятельность проведения экспериментального исследования в проблемной форме, осмысление всех этапов работы.
Активно включены все ученики в изучение нового материала.
Мотивация к выполнению домашнего задания.
|
На: Сила трения. Виды трения