Официальный сайт tali-sk 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Обобщающий урок по теме "Тип Членистоногие"

Фото пользователя Надежда Геннадиевна Александрова
Размещено: Надежда Геннадиевна Александрова - ср, 29/04/2009 - 10:44
Данные об авторе
Место работы, должность: 
МОУ "Янситовская средняя(полная)общеобразовательная школа" учитель биологии и химии
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 
обобщить, систематизировать и расширить знания, полученные при изучении темы "Тип Членистоногие"
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Латюшин В.В, Шапкин В.А. Биология. Животные.7 класс. М.: Дрофа, 2002.- 304 с.

Биология: Животные: Учеб. для 7-8 кл. сред. шк./ Быковский Б.Е., Козлова Е. В., Мончадский А.С. и др.- М.: Просвещение, 1997.-256с.

Молис С. А. Книга для чтения по зоологии. - М.: Просвещение, 1981.- 224 с.

Используемая методическая литература: 

Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология. 7-8 класс: Поурочные разработки к учебникам Никишова А.И., Шаровой И.Х.; Латюшина В.В., Шапкина В.А.- М.- ВАКО, 2004.- 432 с.

Используемое оборудование: 

Таблицы: «Внутреннее строение речного рака», «Внутреннее строение паука», «Внутреннее строение насекомых», «Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Представители главнейших отрядов», коллекции насекомых, магнитная доска, жетоны, плакат с торговыми рядами.

Краткое описание: 
Урок проводится по типу "Ярмарка знаний". На каждой ярмарке есть торговые ряды. Учащимся предстоит пройти по следующим торговым рядам: "Систематический","Светофор", "Немые рисунки", "Систематический", "Почемучка", "Охрана членистоногих", "Загадочный". Учащиеся в течение урока зарабатывабт жетоны. В конце упрока выставляются оценки.

 

Ход урока:
1.     Организационный момент.
Сегодня, мы урок посвящаем обобщению и систематизации тех знаний, которые получили при изучении темы «Тип Членистоногие». Наш урок называется «Ярмарка знаний». Самое главное – на ярмарке – торг и товар. Ваш товар – знания, которые вам надо выгодно «продать». Покупатель – я.  За правильные ответы получаете жетоны. На каждой ярмарке есть торговые ряды. На  плакате названия торговых рядов, по которым нам предстоит пройти. Итак, начинаем торги.
2.     Обобщение и систематизация знаний.
1. Торговый ряд «Аукцион»
Учитель показывает термин, поднимая трафарет. Кто первый поднял руку и правильно объяснил термин, получает жетоны.
Термины: хитин, линька, фасеточные глаза, мозаичное зрение, мальпигиевы сосуды, зеленые железа, биологический метод борьбы, партеногенез, развитие с полным превращением, развитие с неполным превращением, трахеи, жабры, незамкнутая кровеносная система, энцефалит.
  1. Торговый ряд «Светофор»
Решите, правильно или неправильно предложенное суждение. Если суждение на ваш взгляд правильное – поднимите зеленый кружочек, если вы с суждением не согласны – красный.
1.      Членистоногие имеют хитиновый покров (да).
2.      Тело рака состоит из двух отделов: головогруди и брюшка (да).
3.      Паукообразные имеют две пары усиков  (нет).
4.      Насекомые имеют три пары ног  (да).
5.      Вши, блохи, и клопы – бескрылые насекомые (да).
6.      Паукообразные – это восьминогие членистоногие (да).
7.      Майский жук имеет три отдела тела: голову, грудь и брюшко (да).
8.      Бабочки имеют сосущий ротовой аппарат (да).
9.      Усики членистоногих являются органами вкуса   (нет).
10. У паукообразных глаза сложные   (нет).
11. У речного рака первая пара ходильных ног несут клешни (да).
12. Ноги насекомых располагаются и на груди и на брюшке (нет).
13. Паукообразные имеют одну пару крыльев (нет).
14. У жуков ротовые органы грызущие, а у комаров – колюще-сосущие   (да).
15. Тело клещей состоит из головы, груди и брюшка (нет).
16. Насекомые имеют одну пару усиков   (да).
17. Представители отряда перепончатокрылых имеют чешуйчатые крылья   (нет).
18. У рака простые глаза   (нет).
19. Подвижность глаз рака возмещает ему неподвижность головы   (да).
20. Насекомые имеют две пары крыльев   (да).
  1. Торговый ряд «Немые рисунки»
Учащимся предлагаются «немые» рисунки – схемы внутреннего строения речного рака, паука – крестовика и насекомого. Необходимо назвать органы, обозначенные на рисунке цифрами.
  1. Торговый ряд «Систематический»
1) На доске даны названия членистоногих животных. Распределите их по классам, найдите их характерные признаки.
Мокрица, дафния, циклоп, сенокосец, майский жук, тутовый щелкопряд, таракан, чесоточный клещ, краб, скорпион, омар, божья коровка, паук-крестовик, лангуст, тля, собачий клещ.
2) Сгруппировать названия насекомых по отрядам.
Отряд Чешуекрылые                 Отряд Жесткокрылые
колорадский жук                        тутовый шелкопряд
шмель                                           овод
комар                                            пчела
 
Отряд Двукрылые                       Отряд Перепончатокрылые
крапивница                                  майский жук
божья коровка                              капустная белянка
муравей                                         муха
  1. Найти «лишнее». Из четырех предложенных натуральных объектов (насекомых) выберите лишнее. Объясните, почему вы так думаете?
1.      мертвоед, бронзовка, колорадский жук, брюквенница
2.      мертвоед, божья коровка, жужелица садовая, пчела медоносная
3.      шершень, муравей древоточец, шмель полевой, муха серая
4.      жужелица полевая, шмель земляной, оса гребенчатая, рыжий муравей
5.      майский жук, навозник лесной, божья коровка, лимонница
6.      божья коровка, бархатница, лимонница, беляночка
7.      зорька, древосек, жужелица краснорогая, долгоносик
8.      муха журчалка, чернотелка древесная, златка, щелкун
 
Физкультминутка.
Учитель называет животных. Если животное относится к типу Членистоногих, учащиеся поднимают руки вверх, если не относится – отводят руки.
 
  1. Торговый ряд «Почемучка»
Учащиеся задают друг другу вопросы и отвечают.
Примерные вопросы:
1)      Почему речного рака считают индикатором чистоты водоемов?
2)      Почему, когда раков варят, они становятся красными?
3)      По какому признаку можно безошибочно отличить паукообразных от насекомых?
4)      Какие насекомые являются переносчиками возбудителей опасных болезней?
5)      Что называют биологическим методом борьбы?
6)      Каково значение паутины?
7)      Каких одомашненных насекомых вы знаете?
8)      Как называется оболочка, в которой гусеница превращается в куколку?
9)      Какие клещи наносят вред человеку?
10) Сколько ног у паука?
11) Почему членистоногие линяют?
12) Какие особенности членистоногих позволили им расселиться почти по всей планете?
13) Как вы можете доказать, что ракообразные и паукообразные относятся к одному типу?
14) Какое значение имеют клешни?
15) Каково значение линьки?
16) Каковы особенности строения представителей отряда Чешуекрылые?
17) Каковы особенности развития насекомых с полным превращением?
18) Как называется класс обитающих преимущественно в воде членистоногих животных с телом, покрытым панцирем?
19) Почему майского жука и паука-крестовика относят к разным классам, но одному типу?
20) Из каких отделов состоит тело ракообразных?
21) Сколько ног у комара?
22) Из каких особей состоит пчелиная семья?
  1. Торговый ряд «Охрана членистоногих»
Учащиеся отвечают на вопросы.
1)      Что такое Красная книга?
2)      Каких членистоногих, занесенных в красную книгу вы знаете?
3)      Какую пользу приносят муравьи?
4)      Самый прожорливый хищник среди насекомых? (стрекоза)
5)      Какая операция по охране насекомых проводилась среди школьников? (муравей)
6)      Какое насекомое опыляет красный клевер? (шмель)
7)      Какое насекомое приносит пользу, охотясь за насекомыми вредителями? (божья коровка)
8)      Какое насекомое является санитаром леса? (жук-могильщик)
9)      Какое насекомое приносит пользу. Охотясь за насекомыми вредителями, откладывая свои яички в их личинки, яйца? (наездник)
  1. Торговый ряд «Загадочный»
1)      Висит сито, не руками свито (паутина).
2)      Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым? (насекомое с полным превращением)
3)      Кто в лесу без топоров строит избу без углов? (муравьи)
4)      Что случается с пчелой после того как она ужалит? (погибает)
5)      Летит как птица, рычит как бык? (жук)
6)      Лесной богатырь таскает тяжелее себя? (муравей)
7)      Кто над нами вверх ногами? (муха)
8)      Сама крошка, а зла полмешка (оса)
9)      Сам с наперсток одет в шубу боярина? (шмель)
 
3.Подведение итогов
 
4. Задание на дом.
1)      Взяв за основу слово, насекомое, составить кроссворд, используя названия видов класса насекомые.
2)      Взяв за основу слово, членистоногие, составить кроссворд, используя названия видов класса ракообразные и паукоробразные.
3)      Напишите названия бабочек, оканчивающихся на «А».


На: Обобщающий урок по теме "Тип Членистоногие"


спасибо вам за урок желаем удачи в дальнейшей работе



Оценка материала

...
 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн