Класс разделен на две группы. Одна группа принимает на себя роль противников такого строительства. Они придерживаются мнения: «Не мешай природе, а там уж как повезет». Другая группа считает, что надо прилагать значительные усилия, чтобы продолжать оставаться здоровым.
Учащиеся сходятся во мнении, что это – наследственность.
- Как вы думаете, что из перечисленного выше станет главным строительным материалом? (Образ жизни)
- Что в вашем понимании есть здоровый образ жизни?
Высказываются версии, в итоге формируется схема.
1-ый ученик. Американские медики разработали тест «Доживете ли вы до 70?», который дает возможность оценить факторы риска различных видов образа жизни человека. Ученые собрали большой фактический материал и сделали выводы относительно влияния некоторых особенностей образа жизни человека на его долголетие. Оказалось, что физический труд, в отличие от умственного, прибавляет несколько лет жизни. Спорт также увеличивает ее продолжительность. Установлено, что лица, занимающиеся спортом 5 раз в неделю, живут на 4 года дольше, чем те, кто игнорирует физические нагрузки или обращается к спорту лишь эпизодически.
2-ый ученик. Длительный сон (свыше 10 часов в сутки) отрицательно влияет на продолжительность жизни, сокращая ее на 4 года по сравнению с 7-8-часовым сном, что объясняется снижением двигательной активности, а значит, и ухудшением кровообращения. Доказано, что агрессивные люди вспышками гнева укорачивают свой век, тогда как спокойные – удлиняют его благодаря собственной уравновешенности. Разница в продолжительности жизни этих двух категорий лиц составляет шесть лет. На продолжительность жизни отрицательно влияют курение, употребление наркотиков, алкоголя, положительно влияет образование: среднее удлиняет ее на год, высшее – на два. Образование развивает интеллект и культуру, которые влияют на всю организацию жизни человека.
Давайте с помощью теста проверим, как принятый вами образ жизни влияет на ваше здоровье. Я предлагаю каждому из вас ответить на вопросы теста, подсчитать балловую оценку и самим оценить результат.
Анализ тестирования учащихся для самооценки факторов риска ухудшения здоровья.
Было опрошено 25 учащихся 9 классов.
- Очень больно по здоровью «бьют» стрессы, связанные со страхами, неуверенностью, обидами, грубостью окружающих. И первая ступень к стрессу – состояние тревожности. Я предлагаю вам провести самооценку уровня вашей тревожности.
Учитель: Правильное питание – первый шаг к здоровью.
Сейчас вам предлагается побывать в роли диетологов. В последние годы эта профессия становится модной и высокооплачиваемой. И как знать, может кто-то из вас выберет эту профессию в будущем и прославится, как знаменитый диетолог.
На столе у каждой группы имеется конверт, в котором представлены изображения разных продуктов (мясо, рыба, яйца, творог, грибы, мёд, шоколад, сдоба, молоко, сыр, ягоды, яблоки, бананы, апельсины, лимоны и другие) (Приложение №1).
Попытайтесь распределить их по следующим принципам, обосновывая свой выбор. Каждая группа должна распределить продукты на три части:
· те, которые необходимо включать в рацион с осторожностью,
· те, которые давать ребёнку не рекомендуется
· те, присутствие которых должно быть обязательным.
1) Группа делает отбор для ребенка 3-5 лет
2) Группа - для школьника среднего и старшего звена.
3) Группа – пожилого человека.
Время выполнение задания: 5-7минут.
Ученики одной из групппосле выполнения задания высказывают своё мнение и обосновывают сделанный выбор. Другие группы дополняют ответ.
Медик подводит итог:
Действительно, рацион питания человека в разном возрасте различен.
Детям дошкольного возраста не рекомендуется резко вводить в рацион такие продукты как грибы, мёд, ягоды, фрукты и овощи красной окраски, так как она могут вызвать аллергию у ребёнка.
Обязательно в рационе должны присутствовать молочные продукты, нежирные сорта мяса, рыба, овощи и фрукты, натуральные соки.
До трёх лет лучше совсем не давать ребёнку шоколад и шоколадные конфеты.
Детям школьного возраста нельзя острое, жирное, газированные лимонады, чипсы, гамбургеры. С осторожностью нужно употреблять какао. В рационе должно быть достаточно овощей и фруктов, натуральных соков.
У взрослых в зависимости от вида деятельности суточная потребность в калорийности продуктов разная. Она зависит от того, физически или умственно работает человек, имеются ли у него хронические заболевания.
При отсутствии аллергии и противопоказаний все продукты в умеренном количестве можно и нужно употреблять.
Пожилым людям для укрепления костей необходим кальций, источником которого являются молочные продукты, рыбу, мясо. Лучше ограничивать приём сладкого. Кушать больше овощей и фруктов, натуральные соков.
Таким образом, пищевой рацион должен соответствовать энергетической потребности организма в том или ином возрасте, содержать достаточное количество пищевых веществ с определенным — сбалансированным — соотношением между ними.
Учитель:А как вы думаете, имеет ли значение цвет продуктов для сохранения и укрепления нашего здоровья?
Ученики высказывают свои предположения.
Учитель: Цвет продуктовможет не только создать хорошее настроение, но и сохранить здоровье.
Следующий этап нашей с вами работы связан с сайтом «Сам себе помоги» http://rodn-I-k.narod.ru/
Выходим на главную страницу сайта.
Далее переходим по ссылке «Здоровье без лекарств». На этой странице выберите строчку «Цвет продуктов лечит» и найдите информацию о том, как влияет цвет продуктов на состояние организма человека.
Учитель: Я предлагаю вам обменяться полученной информацией.
Ученики делятся друг с другом новой информацией (Приложение №2).
Учитель: А какие продукты полезны для поддержания творческого состояния организма, для укрепления памяти, для концентрации внимания, для повышения работоспособности и хорошего настроения?
Учащиеся продолжают искать информацию на сайте «Помоги себе сам» и делятся ею (Приложение №3)
Учитель:На мой взгляд, прозвучали интересные и малоизвестные факты.
Таким образом, учащиеся прикрепляют к «фундаменту» четыре «блока» с надписью на каждом «Образ жизни», которые составят «стены» нашего дома здоровья.
Этап 4. Мы почти у цели.
А теперь поговорим о влиянии на здоровье окружающей среды.
(Сообщения учащихся об экологии дома.)
• Ученые отмечают, что опасными загрязнителями воздуха в помещениях являются древесно-стружечные плиты, из которых обычно делается мебель. Их изготавливают из измельченной древесины и склеивающих составов. В качестве связующего материала широко применяются пено- или аминопласты, которые выделяют формальдегид – вещество, вызывающие аллергию.С течением времени поступление формальдегида в окружающую атмосферу уменьшается, поэтому старая мебель экологичнее. Опасны также продукты неполного и полного сгорания, испарения жидких моющих веществ, клеев, освежителей, сигаретный дым.
• Не менее опасно электромагнитное излучение. В помещении электромагнитные волны излучают телевизоры, компьютеры, СВЧ – печи, сотовые телефоны. При покупке предпочтение отдавайте приборам с низкой мощностью и жидкокристаллическими дисплеями. Факторами риска являются и громкие звуки, разрушающие нервную систему, могущие привести к нарушению сна.
Экология дома - это и правильный подбор растений, и дизайн, и отношения, которые складываются между людьми, это и мысли и душевное состояние каждого человека.
Сообщение ученицы о правильном подборе растений в доме.
-А теперь выйдем за пределы вашего дома. С какими факторами риска может столкнуться здесь человек?
Ответы учащихся:
• Загрязнение воздуха, водоемов
• Замусоренность территории
• Загрязнение почвы
• Уменьшение площадей зеленых насаждений
• Стихийные автостоянки
• Шум
• Радионуклиды
Краткие сообщения учащихся.
1 учащийся. Автомобили стали главными загрязнителями окружающей среды в городах. В выхлопных газах содержатся угарный и углекислый газ, двуокись азота, агрессивные окислители, тяжелые металлы. Воздушное пространство загрязняют ТЭЦ, работающие на угле, который часто содержит много серы и является причиной кислотных дождей. Растворенная в капельках атмосферной влаги серная кислота попадает в дыхательные пути и вызывает различные нарушения в их деятельности. Так, в Лондоне в 1952 году от «черного тумана» (капли кислотного дождя +взвешенная пыль) заболели десятки тысяч человек, 4000 умерли.
Слово учителя.
Таким образом, крышей нашего «дома» будет окружающая среда,
что символизирует защищенность человека в случае разумного отношения к ней. Не в нашей с вами компетенции обсуждать сегодня качество медицинских услуг как компонент здоровья. Сейчас мы ничего не можем изменить, хотя в этой сфере далеко не всё в порядке. В нашем символическом доме хорошее медицинское обслуживание мы обозначим окнами, потому что они открывают человеку возможность увидеть новые подходы к лечению болезней и поддержанию организма в нормальном состоянии на долгие годы.
Подведение итогов.
Итак, мы завершили наш диалог, построили наш «дом здоровья». Пусть он будет крепким, надежным и долговечным. Залог того – тот опыт, который вы сегодня получили.
Мы много говорим о сохранении здоровья школьника.
А как же здоровье учителя?
Здоровье так же заразительно, как и болезнь.
Р. Роллан
Известно, что именно профессиональные риски педагогического труда (коммуникативная перегрузка, сложная модель деятельности, жесткий характер труда, низкая экономическая защищенность и престиж профессии, неблагоприятные условия работы и т.п.) создают профессиональный дистресс и являются основной причиной нарушений здоровья педагога.
В основе здоровьесберегающей профессиональной позиции педагога лежит осознание им проблем собственного здоровья, понимание зависимости здоровья от образа жизни, наличие знаний о формировании здорового образа жизни и деятельности по его осуществлению.
Необходимо понимать, что профессиональные риски педагогического труда во многом определяются реализацией учителем «традиционных» подходов к обучению, которые негативно влияют на здоровье школьников. Приобретение профессиональной позиции и стратегий поведения, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, уменьшает насильственный характер педагогического труда и отчасти обеспечивает сохранение здоровья самого педагога. Поэтому здоровьесберегающая деятельность педагога имеет обобщенный характер и создает возможность сохранить и укрепить как здоровье учащихся, так и собственное здоровье.
В качестве методических рекомендаций хочу предложить схему анализа здоровьесберегающего потенциала урока (мероприятия).
Анализ здоровьесберегающего потенциала школьного урока (внеклассного мероприятия)
1. Опишите, когда и где происходил урок:
Школа______ класс _____ дата ________ предмет ___________ какой это урок по счету ____
Ф.И.О. учителя __________________________________________________________________
Тема ___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
2. Кратко изложите ход урока (рекомендуется приложить к анализу план или конспект урока) ______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
3. Оцените здоровьесберегающую направленность целей урока:
*А) направленность на развитие личности учащегося _____
обеспечивать приобретение знаний о себе, о своем месте в мире, своих отношениях с миром;
создавать условия для понимания смысла собственной деятельности на уроке;
способствовать приобретению умений принятия решений, выбора поведения;
помогать развитию рефлексии собственной деятельности и ее результата;
другое______________________________________________________________________
*Б) направленность на формирование здоровья и здорового образа жизни____
обеспечивать понимание сущности здоровья и здорового образа жизни;
способствовать формированию отношения к человеку и его здоровью как к ценности;
содействовать развитию потребности в здоровом образе жизни;
помогать вырабатывать индивидуальный способ здорового образа жизни;
другое____________________________________________________________________
4. Оцените наличие в организации деятельности учащихся на уроке:
На: Классный час "Строим дом своего здоровья"
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию презентацию к классному часу "Строим дом своего здоровья"
На: Классный час "Строим дом своего здоровья"
Добрый день, колега! Спасибо, Марина Викторовна! Ваш материал пригодится: новый учебный год в нашем образовательном округе посвящён проблемам экологии. Позвольте пожелать Вам новых успехов и творческих находок!
Ирина Трошенкова ,МОУ Новосемейкинская СОШ им. Зеленова Е.М.Красноярского района, Самарской обл.
На: Классный час "Строим дом своего здоровья"
Марина Викторовна!!! Прочитала Ваш материал и просто восхитилась, потому что в борьбе за знания, мы часто забываем о здоровье детей! Поделитесь с нами, как Вам удалось собрать такой материал и есть ли результаты? Удачи!
Это ссылка нашей 3 группы http://friendfeed.com/anfrida77
На: Классный час "Строим дом своего здоровья"
На: Классный час "Строим дом своего здоровья"
Замечательный классный час! Интересно, познавательно, все этапы продуманы, последовательны.Вы просто молодец!
На: Классный час "Строим дом своего здоровья"
На: Классный час "Строим дом своего здоровья"
Уважаемая Марина Викторовна! Большое спаибо за очень интересный материал. Ёмко, чётко, веско, а, главное, современно и своевременно. Обязательно позаимствую Ваши идеи. Голосую за Вашу работу. Тимакова Елена Викторовна.
На: Классный час "Строим дом своего здоровья"
Спасибо, Марина Виктровна, за участие в сетевом конкурсе "Лучшее внеклассное мероприятие"
С уважением, Лариса Александровна
На: Классный час "Строим дом своего здоровья"
Лариса Александровна, спасибо огромное Вам за организацию данного проекта. Познакомилась со многими интересными работами, пополнила свою методическую копилку.
На: Классный час "Строим дом своего здоровья"
Очень интересный материал!
Елена Добро