Ребята записывают число. Затем им предлагается вместо слов «Классная работа» записать «Путевой лист экскурсовода…».
-Что такое экскурсия?
1)Сообщение подготовленного ученика (по материалу толкового
словаря) о значении слова «экскурсия»
ЭКСКУРСИЯ
а) Посещение (обычно коллективное) достопримечательного места, поездка куда-либо с целью ознакомления с чем-либо.
б) организованный, сопровождаемый объяснением показ чего-либо. Проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью.
Экскурсия– поездка (от латинского excursio), посещение чего-нибудь с образовательной или увеселительной целью.
II. Вступительное слово учителя
Сообщаются цели урока.
III. Тренировочные упражнения
1)Фронтальный опрос-повторение
а) Чтение текста об основании Царевококшайска
Основание Царевококшайска относится ко второй половине 14 столетия.
В 1574 году для безопасности края по велению ИоаннаIVбыла построена крепость на берегу Волги, между устьями рек Большой и Малой Кокшаги, на месте нынешнего Кокшайска. Здесь было учреждено воеводское управление. На территории крепости было 5 деревянных церквей. В 1584 году воеводское управление было переведено в нынешний Царевококшайск, и город при основании переименован в Царев-город-на-Кокшаге.
б) Беседа по вопросам
-Что обозначает числительное как часть речи?
-Какими бывают числительные по разряду и по составу?
-Чем отличаются количественные числительные от порядковых?
в) Выборочно-поисковая работа
ЗАДАНИЕ:Из данного текста выпишите словосочетания «существительное + числительное», записав каждое числительное прописью. Укажите разряд и состав числительных.
г) Склонение порядковых числительных
ЗАДАНИЕ:Просклоняйте числительное 1584 (год).
-Как склоняются порядковые числительные?
2)Рассказ о правописании Ь в середине и на конце числительных
ЗАДАНИЕ:Из данного текста выпишите словосочетания «числительное + существительное», объясните правописание числительных.
По данным первой всеобщей переписи населения России в 1897 году
население Царевококшайска по сословиям распределялось так: дворяне –
51 человек. В городе было 324 хозяйства, из них имели прислугу в 1 человека – 46,
в 2-3 человека – 14, в 4-5 человек – 6, от 6 до 10 человек – 1.
3)Упражнения на склонение количественных числительных
а) Слово учителя
Сейчас мы едем по городу со скоростью 40-50 км/ч, чтобы все успеть разглядеть. Максимальная скорость в городе – 60 км/ч. На трассе «Икарус» едет со скоростью до 70 и даже 80 км/ч.
-Скажите, какой вопрос «спрятан» в моих словах?
(склонение количественных числительных)
б) Склонение количественных числительных
ЗАДАНИЕ:Из данного текста выпишите одно количественное числительное и просклоняйте его.
Произошли изменения в социальной структуре населения города.
Общая численность проживающих в нем увеличилась с 918 человек в 1849 году
до 1658 – в 1897 году и до 2042 – в 1913 году.
-Как склоняются количественные числительные?
Наша экскурсия продолжается.
4)Работа с текстом
По данным первой всеобщей переписи населения России 1897 года
грамотность населения Царевококшайска составляла 60,9%. Это был
самый высокий процент грамотности по сравнению со всеми другими
городами Казанской губернии, включая ее административный центр
- Устно просклоняйте одно из дробных числительных в тексте.
Знаете ли вы, какие имена носил наш город? До 1918 года столица нашего края называлась Царевококшайском. С начала 1919 года город был переименован в Краснококшайск, а затем он стал называться Йошкар-Ола, что значит «Красный город».
5)Чтение текста о первом транспорте города
Интересна и история транспорта города. Послушаем экскурсовода.
Огромное значение для последующего развития города, всей автономной
области имел пуск в эксплуатацию железной дороги от Зеленого Дола
до Йошкар-Олы. В строительстве дороги. Начатом в 1921 году,
активно участвовали трудящиеся Краснококшайска, многих сельских
районов, рабочие и крестьяне русской, марийской, татарской и
других национальностей. 6 ноября 1927 года на станции Куяр
состоялась торжественная встреча первого поезда. В ночь на 22 октября
1928 года первый поезд прибыл в Йошкар-Олу.
ЗАДАНИЕ: Устно определите разряд и состав числительных в тексте.
6)Рассказ о собирательных числительных
- С числительными какого разряда мы с вами сегодня не встретились?
- Как образуются собирательные числительные?
- С какими существительными сочетаются собирательные числительные?
- Что вы можете сказать о собирательных числительных оба (обе)?
7)Конструирование словосочетаний
ЗАДАНИЕ: Составьте словосочетания, употребляя, где можно. Собирательные числительные.