Этот урок я предлагаю провести перед изучением «Песни про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова. Произведение Лермонтова рассказывает о времени, с которым ученики 7 класса не знакомы, и мне кажется необходимым познакомить их с эпохой. Поскольку поэт художественно отображает время Ивана Грозного, я также предлагаю обратиться к живописной интерпретации, т.е. образу, созданному художником.
Вот вопросы и задания, которые мы обсуждаем на уроке, цель которого подготовить ребят к написанию сочинения-описания по картине (данная тема перекликается с уроком развития речи, посвященным описанию внешности человека) или творческой работе «Что рассказал Виктор Васнецов об Иване Грозном и его времени?»:
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Что известно вам об авторе этой картины?
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Какие события русской истории связаны с именем Ивана Грозного? (Возможно, ребятам известно о трагической гибели зодчих, создавших храм Василия Блаженного в Москве, или другие сведения об Иване Грозном)
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Что испытываем мы, когда смотрим на портрет? Почему возникают такие чувства? (Напряженный колорит, преобладание темных тонов, использование красного и его оттенков; источник света находится внизу)
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Давайте внимательно всмотримся в портрет Ивана Грозного. Какие детали содержат скрытый символический смысл? Что скрывается за ними, что они помогают нам узнать? (Идет вниз, из темноты к свету; одежда наглухо застегнута; парадные одежды и монашеская скуфья на голове и четки в правой руке; посох с острым наконечником; красная ковровая дорожка под ногами; в маленьком оконце – вид Москвы, яркий и красочный, а на лестнице темно.)
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Что особенно поражает в лице Иоанна? Какие детали помогают понять характер изображенного человека?
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Давайте попробуем представить, о чем может думать сейчас царь? Что было до того момента, который запечатлел художник? Куда направляется государь? Что ждет его там, внизу? Карать он идет или миловать? Принято решение или еще нет? Остановится ли он у оконца, взглянет ли на Москву или пройдет мимо?
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Какой же представляется вам жизнь этого человека?
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Послушайте, что писал об Иване Грозном Н. М. Карамзин в своем историческом труде «История государства Российского» (здесь звучит индивидуальное задание). Совпадают ли мнения об этом человеке Карамзина и Васнецова?
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Попробуйте встать так, как стоит на портрете Грозный. Легко, удобно стоять? Чувствуете ли вы одежду? Мешает ли вам что-то? Опираетесь на посох или нет?
После обсуждения ребята пишут работу (сочинение-описание или творческое задание). При изучении произведения М. Ю. Лермонтова можно будет сравнить образы царя, созданные поэтом и художником.