Продолжая разговор о роли смежных искусств на уроке литературы, хочу предложить свою версию урока, в основе которого идея, предложенная С. В. Федоровым и Ю. В. Ээльмаа слушателям курсов «ИТ в деятельности учителя литературы».
Тема перехода от эпохи Возрождения к классицизму относится к разряду обзорных, но имеет важное значение, так как связана не только с теорией литературы, но и с культурным процессом в целом. Поэтому рассмотрение ее на примере живописи более чем оправдано, потому что позволяет проследить, как менялся образ Венеры вместе с переменами в мировоззрении человека.
Презентационное сопровождение позволяет урок конструировать в зависимости от цели и задач, выбранных учителем, а также от формы организации деятельности учащихся на уроке: коллективная работа, работа в группе или самостоятельное освоение материала.
1.Вопрос «Почему на смену эпохе Возрождения приходит классицизм?» ставит перед учащимися конкретную задачу.
2.Обращаемся к первому произведению, «Спящая Венера» Джорджоне 1510 года.
Вопросы могут быть примерно такими:
– какое впечатление производит на вас картина Джорджоне?
– что интересно в композиции произведения?
– какова роль пейзажа?
– почему художник изобразил Венеру спящей?
3.Рассматриваем тициановскую «Венеру Урбини» 1536 года.
– Что сближает произведения художников ?
– Чем они отличаются ?
4.Следующий слайд предназначен для самостоятельной работы, в результате которой ученики приходят к выводу, что постепенно разрушается божественное начало и Венера Тициана похожа на земную женщину больше, чем героиня полотна Джорджоне.
5.Полотно Веласкеса появляется без названия, но ребята легко угадывают его «Венера перед зеркалом» (в классе звучало «Зеркало и Венера»), так как сразу понимают, что зеркало – важная смысловая деталь.
6.Дальше мы сравниваем картины Джорджоне и Веласкеса (эту работу также можно организовать по-разному). Самый главный вывод: последняя Венера меньше всего напоминает богиню (только Амур указывает на это), ее главная черта – самолюбование и эгоизм (ей никто не нужен, потому и повернулась ко всем спиной), само лицо как будто показывает борьбу темного и светлого начала в человеке.
7.Прежде чем обратиться к последнему слайду, предложите ребятам самим расположить три картины на нем так, чтобы это отражало перемены в образе Венеры. А потом попросите их объяснить, насколько удачно расположение «лесенкой вниз». Главное, что они поймут: человек эпохи Возрождения заменил бога собой, посчитав себя превыше всего, даже того нравственного закона, который олицетворяет бог. И как следствие всего этого и возникла необходимость ограничить, дисциплинировать, человека.
Урок может проходить по принципиально другой схеме, если вы предложите своим девятиклассникам три произведения без указания времени их создания и попросите расположить их в хронологической последовательности, объяснив свой вариант последовательности.