Официальный сайт hauteecole 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Своя игра» по литературе для учащихся 10 класса (компьютерная версия).

Размещено: Ирина Валентиновна Григорович - чт, 09/04/2009 - 20:25
Данные об авторе
Автор(ы): 
Григорович Ирина Валентиновна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ № 38
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
Развитие познавательной активности учащихся; формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой; выработка умения внимательного чтения художественного произведения; воспитание интереса к чтению.
Тип урока: 
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 

 Произведения А.Н. Островского ( драма «Гроза»), И.А. Гончарова (роман «Обломов»), И.С. Тургенева (роман «Отцы и дети»).

 

Используемое оборудование: 

Компьютер

Краткое описание: 
Игра состоит из двух раундов: синий, красный. Игровое табло каждого из раундов проецируется на экран. Первый раунд длится 15 минут, второй – 20 минут. Синий и красный раунды включают в себя 6 номинаций, а каждая номинация содержит 5 вопросов. Итого в каждом раунде насчитывается 30 вопросов. Вопросы в каждой номинации расположены по степени сложности и соответственно оцениваются: в синем раунде – 10, 20, 30, 40, 50 баллами, в красном – 20, 40, 60, 80, 100 баллами. Играющие сами выбирают номинацию и количество баллов. Если на выбранный вопрос команда отвечает, ей записывается это количество баллов. Команда, знающая ответ на вопрос, на которой затрудняется ответить играющая команда, поднимает красный сигнальный диск. Счёт ведёт счётная группа из 3 человек. Вопросы составлены по творчеству А.Н. Островского ( драма «Гроза»), И.А. Гончарова (роман «Обломов»), И.С. Тургенева (роман «Отцы и дети»).

 

Ход игры.

 

      От каждой команды выходит один представитель для разыгрывания очерёдности участия команды в игре. На столы играющих команд выставляются таблички с №№ 1, 2, 3, соответствующие разыгранной очерёдности.

 

Синий раунд.

Географические  названия.

 

10. Где происходит действие романа «Обломов» ?

(В Петербурге.)

 

20. В каком городе разворачивается действие пьесы «Гроза»?

(Город Калинов.)

 

30. Место рождения И. Гончарова.

(Город Симбирск.)

 

40. Где родился И.С. Тургенев?

(Имение Спасское – Лутовиново недалеко от города Мценска Орловской губернии.)

 

 

50. Как называлось имение, которое в 1867 году Островский вместе с братом Михаилом выкупил у мачехи ?

(Имение Щёлыково.)

 

Вещи и предметы.

 

10. Кому принадлежат перечисленные вещи, предметы: халат из персидской материи, настоящий восточный халат без малейшего намёка на Европу, без кистей, без талии, весьма поместительный. Длинные, мягкие, широкие туфли?

 ( Обломову. )

 

20. Кому принадлежат перечисленные вещи: серый сюртук с прорехою под мышкой, серый жилет с медными пуговицами?

 (Захару из романа «Обломов».)

 

30. Какие детали становятся сквозными, постоянно появляются, символизируя определённую форму жизни, уклад, состояние героя в романе Гончарова «Обломов»?

(Халат – символ состояния героя; ветка сирени – символ расцвета и угасания любви; снег – символ конца любви и внутренней жизни)

 

 

40. Кому принадлежат перечисленные вещи: длинный балахон с кистями, старая круглая шляпа?

(Базарову из романа «Отцы и дети».)

 

50. Кому принадлежат перечисленные  предметы: серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя, кольцо?

 (П.П. Кирсанову из романа «Отцы и дети».)

 

 

 

 

 

Портрет

 

10. Это был человек среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, гуляющими беспечно по стене, по потолку, с тою неопределённою задумчивостью, которая показывает, что его ничто не занимает, ничто не тревожит. С  лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.

(И.И. Обломов. «Обломов»)

 

20. Он весь состоял из костей, мускулов и нервов, как кровная  английская лошадь. Он худощав, щёк у него почти нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица розовый, смугловатый и никакого румянца, глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные.

( Штольц. «Обломов». )

 

30. Пожилой человек с голым, как колено, черепом, с широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы три бороды.

(Захар. «Обломов».)

 

40. Когда она говорила, она очень мило улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно-сурово, снизу вверх. Всё в ней было ещё молодо-зелено: и голосок, и пушок на всём лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть-чуть сжатые плечи. Она беспрестанно краснела и быстро переводила дух.

(Катя. «Отцы и дети».)

 

50. Она была удивительно сложена: её коса золотого цвета и тяжёлая, как золото, падала ниже колен, но красавицей её никто не называл; во всем её лице только и было хорошего что глаза, и даже не самые глаза – они были невелики и серы, - но взгляд их, быстрый и глубокий, беспечный до удали и задумчивый до уныния, - загадочный взгляд.

(Княгиня Р. «Отцы и дети».)

 

Имя.

 

10. Назовите внесюжетных персонажей в романе «Обломов».

(Волков, Пенкин,  Судьбинский.)

 

20. Кто первым произнёс слово «обломовщина»?

(Штольц)

 

 

30. Какому герою автор «поручает» дать характеристику «тёмного царства» («Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие)?

( Кулигин. )

 

40. Кому был посвящён роман «Отцы и дети»?

(В.Г. Белинскому.)

 

50. Как звали сына И.И. Обломова?

(Андрей.)

Закончи фразу.

 

10. «Такая ли я была! Я жила, ни об чём не тужила, точно…»

(…птичка на воле.)

 

20.  «Нет, моя жизнь началась с…»

(…угасания.)

 

30. «Он (Обломов) задумался и машинально стал чертить пальцем по пыли, потом посмотрел, что написал: вышло…»

( …обломовщина.)

 

40. «…Он (Штольц) не предвидел, что он вносит( в жизнь Обломова)…»

(…фейерверк.)

 

50. «Твой отец добрый малый, но он человек отставной…»

(… его песенка спета.)

 

Жилище.

 

10. Комната… с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шёлковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шёлковые занавески, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей.

(Комната Ильи Обломова.)

 

20. Изящный кабинет, оклеенный по стенам красивыми обоями дикого цвета, с развешанным оружием на пёстром персидском ковре, с ореховою мебелью, обитой тёмно-зелёным трипом, с библиотекой…из старого чёрного дуба, с бронзовыми статуэтками на великолепном письменном столе, с камином.

(Комната П.П. Кирсанова.  «Отцы и дети».)

 

30.  Это была просторная, высокая комната, убранная довольно роскошно, но без особенного вкуса. Тяжёлая дорогая мебель стояла в обычном чопорном порядке вдоль стен, обитых коричневыми обоями с золотыми разводами…Над средним диваном висел портрет обрюзглого белокурого мужчины.

(Гостиная в доме Одинцовой. «Отцы и дети».)

 

40. Небольшая низенькая комната была очень чиста и уютна. В ней пахло недавно выкрашенным полом, ромашкой и мелиссой. Вдоль стен стояли стулья с задками в виде лир. В одном углу возвышалась кроватка под кисейным пологом, рядом с кованым сундуком с круглою крышкой. В противоположном углу горела лампадка перед большим тёмным образом Николая – чудотворца…

(Комната Фенечки. «Отцы и дети».)

 

50. …На скате пологого холма, наконец, открылась небольшая деревушка…Рядом с нею, в молодой берёзовой рощице, виднелся дворянский домик под соломенною крышей.

(Дом родителей Базарова. «Отцы и дети».)

Красный раунд.

 

Представьтесь, пожалуйста!

 

20. Вы высокая, грузная старуха, носит тёмное, старомодное платье; держитесь прямо, с достоинством, ходите медленно, степенно, говорите веско, значительно. Вы властная, деспотичная, непрерывно точите домашних.

(Кабаниха. «Гроза».)

40. По происхождению вы дворянин. В Петербурге живёте двенадцатый год. Вы  были полны разных стремлений,…ждали много от судьбы и от самого себя; всё готовились к поприщу, к роли – прежде всего, разумеется, в службе, что и было целью вашего приезда в Петербург. Потом вы думали и о роли в обществе; наконец, в отдалённой перспективе, на повороте с юности к зрелым летам, воображению вашему мелькало и улыбалось семейное счастье.

(И.И. Обломов.)

 

60.  Одни считали вас простой, недальней, неглубокой, потому что не сыпались с языка вашего ни мудрые сенсации о жизни, о любви, ни быстрые, неожиданные и смелые реплики, ни вычитанные или подслушанные суждения о музыке и литературе: говорите  вы мало, и то своё, неважно – и вас обходят умные и бойкие «кавалеры»; небойкие, напротив, считают вас слишком мудрёной и немного боятся. Вы любите музыку, но поёте чаще втихомолку, или какой-нибудь подруге…

(Ольга Ильинская. «Обломов».)

 

80. У вас хорошее имение в двести душ. Родились вы на юге России. До 14 лет воспитывались дома. В детстве храбростью не отличались и даже заслужили прозвище трусишка. В 1835 году закончили университет и вместе с родителями приехали в Петербург. Но вскоре родители ваши умерли. После срока траура вы женились на дочке одного чиновника, в которую влюбились при жизни ваших родителей.

(Н.П. Кирсанов. «Отцы и дети».)

 

 

100. Вы владеете умением возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя никогда не потакали им. Но во что не верите. Вы охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном называете белибердой…, считаете рыцарские чувства чем-то вроде уродства.

(Базаров. «Отцы и дети».)

 

Кому принадлежат слова?

 

20. «Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? Говорят, даже легче бывает, когда за какой-нибудь грех здесь, на земле, натерпишься…»   (Катерина. «Гроза».)

40. «Да, я дряблый, ветхий изношенный кафтан, но не от климата, не от трудов, а от того, что двенадцать лет во мне был заперт свет, который искал выхода, но только жёг свою тюрьму, не вырвался на волю и угас…»

 ( Илья Ильич.)

 

60.  «…  Хотел отдать  меня в солдаты, да не отдал, так это всё одно, что ничего. Не отдаст он меня, он чует носом-то своим, что я свою голову дешево не продам. Это он вам страшен – то, а я с ним разговаривать умею».

(Кудряш. «Гроза».)

 

80.  «Всё я  чувствую, всё понимаю: мне давно совестно жить на свете! Но не могу идти с тобой твоей дорогой, если б даже захотел…Я стою твоей дружбы, но не стою твоих хлопот».

(И.И. Обломов.)

 

100.  «Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги, а нравственные болезни происходят от дурного воспитания…от безобразного состояния общества, одним словом, - исправьте общество, - и болезней не будет…»

(Базаров. «Отцы и дети».)

 

Назови персонаж.

 

20.  О ком писал Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?»:

«Ясно, что…не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек чего-то ищущий, о чём-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, - развила в нём апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства»?

(И.И.Обломов.)

 

40. О ком писал Гончаров в романе «Обломов»:

«Этот рыцарь был и со страхом, и с упрёком. Он принадлежал двум эпохам, и обе положили на него печать свою. От одной перешла к нему по наследству безграничная преданность к дому Обломовых, а от другой, позднейшей, утончённость и развращение нравов»?

( Захар. «Обломов».)

 

60. Не все герои пьесы «Гроза» принадлежат (по рождению и воспитанию)  этому городу. Назовите этот персонаж.

(Борис. «Гроза».)

 

80. Чем счастье её было полнее, тем она становилась задумчивее и даже…боязливее. Она стала строго замечать за собой и уловила, что её смущала эта тишина жизни, её остановка на минутах счастья. Она насильственно стряхивала с души эту задумчивость и ускоряла жизненные шаги, лихорадочно искала шума, движения, забот, просилась с мужем в город, пробовала заглянуть в свет, в люди, но ненадолго.

(Ольга Ильинская. «Обломов».)

 

100. «И лицо её принимало дельное и заботливое выражение, даже тупость пропадала, когда она заговаривала о знакомом ей предмете».

 (Агафья Матвеевна. «Обломов».)

Детали.

 

20.  Какими словами встречал Обломов Волкова, Судьбинского, Пенкина, Тарантьева, Алексеева?

(«Не подходи, не подходи: ты с холода!»)

 

40. Назовите возраст Обломова.

(33 года.)

 

60. Назовите чин И.И. Обломова, «дворянина родом».

(Коллежский секретарь.)

 

80.  Какая деталь в облике Базарова говорит о том, что это человек дела, человек труда?

(Красная обнажённая рука.)

 

100.  Что у Н.П. Кирсанова служило признаком внутреннего смущения?

(Потирал лоб и брови рукою.)

 

 

Жанр.

 

20. Он всю свою жизнь посвятили служению театру, для него театр стал и образом мыслей, и любимым делом, и главным испытанием, и мучительной страстью.

(А.Н. Островский.)

 

40. Какое произведение Тургенев считал началом своей литературной деятельности?

(Поэма «Параша», которая появилась в печати в 1843 году).

 

60. Каким рассказом открывается цикл «Записки охотника»?

(«Хорь и Калиныч»)

 

80. С каким произведением И.А. Гончаров вошёл в русскую литературу?

(Роман «Обыкновенная история».)

 

100. Литературоведы называют эти произведения «лебединой песней» писателя. В них много грусти, но грусти светлой, пленительной. О каком жанре произведений И.С. Тургенева идёт речь?

( Стихотворения в прозе. )

 

 

Факты биографии.

 

20.  Какой период в жизни Гончарова был назван биографами мариенбадским чудом?

(21 июня 1857 г. Гончаров приезжает в Мариенбад поправить здоровье. Здесь была завершена первая часть «Обломова», написана вторая и больше половины третьей.)

 

40. Какую роль сыграл цикл «Записки охотника» в судьбе И.С. Тургенева?

(Писатель был сослан под надзор полиции в родовое имение Спасское.)

 

60. Формирование личности этого писателя происходило на фоне величайшего взлёта русской литературы, в среде высшего дворянского общества, живущего насыщенной культурной и политической жизнью.  В  творчестве писателя отразились исторические и социальные катаклизмы, происходившие в мире, свидетелем которых он был, выход на передний план и утверждение нового класса разночинцев, формирование новых политических сил, сыгравших впоследствии огромную роль в исторической судьбе страны.

(И.С. Тургенев.)

 

80. Они оба принимали участие в экспедициях. Один – в литературной экспедиции по российским морям, озёрам и рекам, другой – в экспедиции  к берегам Японии для  установления торговых и дипломатических отношений между двумя странами.

(А.Островский, И.Гончаров.)

 

100. С каким журналом связано начало литературной судьбы А.Островского?

(Начало литературной судьбы Островского было тесно связано с журналом «Москвитянин», издаваемым Погодиным.)

 

 

Счётная группа оглашает количество набранных баллов группами.

 

 

 

 


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Рашид Рафаильевич Рахманкулов

На: «Своя игра» по литературе для учащихся 10 класса (компьютер


Прекрасный материал!!!
С уважением РРР



Фото пользователя Галина Геннадьевна Селиванова

На: «Своя игра» по литературе для учащихся 10 класса (компьютер


Спасибо огромное, это титанический труд учителя и великолепная возможность привить ребятам желание читать.



На: «Своя игра» по литературе для учащихся 10 класса (компьютер


Великая труженица! Спасибо за материал


Поиск

Loading

Оценка материала

...


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн