Тема нашего урока « Факторы окружающей среды и их влияние на здоровье человека». Этот урок интегрированный, поэтому мы проводим его вместе с учителем биологии, и тему мы будем рассматривать как с точки зрения географии, так и биологии.
Перед нами стоят следующие задачи:
- Определить территории России с благоприятными и неблагоприятными условиями жизни, установить взаимосвязь между климатическими условиями, состоянием здоровья и освоением территории.
-Познакомиться с новыми понятиями : «благоприятные условия», «неблагоприятные условия», «медицинская география», «метеотропные реакции».
Учитель биологии.
Еще мы должны определить виды реакции организма на действие некоторых климатических факторов, а именно атмосферное давление, влажность воздуха, температура воздуха, а также объяснить природу их проявления.
Общая цель этого урока показать взаимосвязь наших предметов и сформировать представление о взаимосвязи окружающей среды и здоровья населения.
III.Первичное усвоение.
Учитель географии.
Человек – часть природы и вне природы жить не может. Связь между природой и здоровьем человека очевидна. Близость или удаленность от крупных водоемов, лесных массивов, качество воды, санитарное состояние почв, температура воздуха – все эти природные факторы оказывают влияние на наше здоровье. Известны также оздоровительные свойства солнечных лучей, чистого воздуха. Но в определенных районах жизнь человека затруднена из-за неблагоприятных природных условий.
Что же такое благоприятные и неблагоприятные условия. Давайте послушаем материал, который подготовили небольшой материал по этому поводу.
(выступление учащихся с использованием электронных презентаций, которые были выполнены учащимися заранее).
Существует специальная наука «медицинская география», специалисты которой создают медико-географические карты и дают оценку отдельных компонентов, определяют географическое распространение болезней человека.
Более того, ученые предложили для клинической практики разделить погоду на благоприятную, которая хорошо переносится как здоровыми , так и больными, относительно благоприятную, которая хорошо переносится здоровыми, а у больных иногда вызывает ухудшение состояния здоровья, и неблагоприятную, удовлетворительно переносимую здоровыми, а у больных вызывающая обострение заболеваний.
Современное освоение новых территорий приводит к тому, что все большее число людей живет и трудится в неблагоприятных условиях- в высокогорьях, Крайнем Севере, и даже на морских платформах. Организм человека постепенно адаптируется, приспосабливается к суровому климату, но через некоторое время в организме накапливается усталость, снижается иммунитет, и он чаще болеет.
Учитель биологии.
С точки зрения биологии все виды реакции организма на действие климатических факторов наз. метеотропными реакциями. Они проявляются в изменении клинических, функциональных показателей, как в сторону ухудшение, так и улучшения.
На уроках биологии мы изучили механизмы терморегуляции, обмена веществ, механизмы дыхания, кровообращения. Эти знания помогут сегодня выяснить, как будет реагировать организм на выбранные нами факторы.
IV.Теперь приступим к практической части. ( объясняет правила работы).
Показа-
тели
Благоприят-
ные
Неблагоприят-
ные
Реакция
Организ-
ма
Тер-рии
Благ.
Тер-рии
Неблаг.
Атм.давл
влажность
Темп.воз-
духа
V.Проверка уровня знаний.
Ответы учащихся и комментарии к ответам.
VI. Закрепление.
«Заморочки из бочки».
Вопросы для учащихся.
1.Длительное пребывание на солнце вызывает тепловой удар. Что при этом происходит в организме? Первая помощь при тепловом ударе.
2.Где дышать после дождя легче: район Сочи или средней полосе России?
4.Как будет чувствовать себя человек на высоте свыше 3300м над уровнем моря? Благоприятны ли это условия?
5.Людям, страдающим заболеваниями дыхательной системы длительное пребывание или отдых в районе с повышенной влажностью воздуха благоприятен или нет?
6.После длительных морозов зимой резкая оттепель. Какова реакция организма человека на такую смену погоды? У людей страдающих какими заболеваниями реакция более выраженная?
VII.Подведение итогов.
Учитель биологии.
Современный человек не может избежать влияния окружающей среды. Погода или климат, ландшафт или время года- это не безразличны для человека факторы, и действуют они в совокупности. Многие вопросы современной биоклиматологии и географии, проблемы питания и роста, наследственные генетические здоровья и патологии связаны с погодой, качеством воды и почвы и представляют собой предмет медико-географических и экологических исследований и прогнозов в будущем.
Учитель географии.
Поэтому знания, полученные на уроках биологии, географии, экологии важны. Никто пока не знает специалистами, в какой области вы станете, основа закладывается сейчас. Проблем много, интересного и неизученного тоже.
Подведем итоги, оценим вашу работу на уроке.
VIII.
Домашнее задание.
Перечень медико-биологических показателей.
1.головная боль.
2.шум в ушах.
3.ухудшение физического самочувствия ( сонливость, головная боль, и др.)
4.изменение частоты пульса.
5.радикулит.
6.приступы гипертонии, гипотонии.
7.усиление потовыделения.
8.увеличение или уменьшение теплоотдачи.
9. нарушение обменного процесса в коже.
10.простуда.
11.боли в суставах.
12.сухость и жжение в носоглотке.
13.изменения свойства крови (кальция, сахара и др.)
Перечень географических показателей.
А .760 мм. Рт. ст.
Б. 700 мм. Рт. ст.
В. 710 мм.рт. ст.
Г. +25 +30 С
Д. + 18 +21 С
Е. + 10 +13 С
Ж. 60% при температуре +24 С
З. 55% при температуре +24 С
И. 86% при температуре +24 С
Ход урока.
I.Организационный момент.
II.Вводно-мотивационный этап.
III.Первичное усвоение материала.
IV.Осознание и осмысление.
V.Проверка уровня усвоения знаний и умений.
VI.Закрепление.
VII.Итог урока.
VIII.Домашнее задание.
I.Проверка готовности к уроку.
II.Вводно-мотивационный.
Учитель географии.
Тема нашего урока « Факторы окружающей среды и их влияние на здоровье человека». Этот урок интегрированный, поэтому мы проводим его вместе с учителем биологии, и тему мы будем рассматривать как с точки зрения географии, так и биологии.
Перед нами стоят следующие задачи:
- Определить территории России с благоприятными и неблагоприятными условиями жизни, установить взаимосвязь между климатическими условиями, состоянием здоровья и освоением территории.
-Познакомиться с новыми понятиями : «благоприятные условия», «неблагоприятные условия», «медицинская география», «метеотропные реакции».
Учитель биологии.
Еще мы должны определить виды реакции организма на действие некоторых климатических факторов, а именно атмосферное давление, влажность воздуха, температура воздуха, а также объяснить природу их проявления.
Общая цель этого урока показать взаимосвязь наших предметов и сформировать представление о взаимосвязи окружающей среды и здоровья населения.
III.Первичное усвоение.
Учитель географии.
Человек – часть природы и вне природы жить не может. Связь между природой и здоровьем человека очевидна. Близость или удаленность от крупных водоемов, лесных массивов, качество воды, санитарное состояние почв, температура воздуха – все эти природные факторы оказывают влияние на наше здоровье. Известны также оздоровительные свойства солнечных лучей, чистого воздуха. Но в определенных районах жизнь человека затруднена из-за неблагоприятных природных условий.
Что же такое благоприятные и неблагоприятные условия. Давайте послушаем материал, который подготовили небольшой материал по этому поводу.
(выступление учащихся с использованием электронных презентаций, которые были выполнены учащимися заранее).
Существует специальная наука «медицинская география», специалисты которой создают медико-географические карты и дают оценку отдельных компонентов, определяют географическое распространение болезней человека.
Более того, ученые предложили для клинической практики разделить погоду на благоприятную, которая хорошо переносится как здоровыми , так и больными, относительно благоприятную, которая хорошо переносится здоровыми, а у больных иногда вызывает ухудшение состояния здоровья, и неблагоприятную, удовлетворительно переносимую здоровыми, а у больных вызывающая обострение заболеваний.
Современное освоение новых территорий приводит к тому, что все большее число людей живет и трудится в неблагоприятных условиях- в высокогорьях, Крайнем Севере, и даже на морских платформах. Организм человека постепенно адаптируется, приспосабливается к суровому климату, но через некоторое время в организме накапливается усталость, снижается иммунитет, и он чаще болеет.
Учитель биологии.
С точки зрения биологии все виды реакции организма на действие климатических факторов наз. метеотропными реакциями. Они проявляются в изменении клинических, функциональных показателей, как в сторону ухудшение, так и улучшения.
На уроках биологии мы изучили механизмы терморегуляции, обмена веществ, механизмы дыхания, кровообращения. Эти знания помогут сегодня выяснить, как будет реагировать организм на выбранные нами факторы.
IV.Теперь приступим к практической части. ( объясняет правила работы).
Показа-
тели
Благоприят-
ные
Неблагоприят-
ные
Реакция
Организ-
ма
Тер-рии
Благ.
Тер-рии
Неблаг.
Атм.давл
влажность
Темп.воз-
духа
V.Проверка уровня знаний.
Ответы учащихся и комментарии к ответам.
VI. Закрепление.
«Заморочки из бочки».
Вопросы для учащихся.
1.Длительное пребывание на солнце вызывает тепловой удар. Что при этом происходит в организме? Первая помощь при тепловом ударе.
2.Где дышать после дождя легче: район Сочи или средней полосе России?
4.Как будет чувствовать себя человек на высоте свыше 3300м над уровнем моря? Благоприятны ли это условия?
5.Людям, страдающим заболеваниями дыхательной системы длительное пребывание или отдых в районе с повышенной влажностью воздуха благоприятен или нет?
6.После длительных морозов зимой резкая оттепель. Какова реакция организма человека на такую смену погоды? У людей страдающих какими заболеваниями реакция более выраженная?
VII.Подведение итогов.
Учитель биологии.
Современный человек не может избежать влияния окружающей среды. Погода или климат, ландшафт или время года- это не безразличны для человека факторы, и действуют они в совокупности. Многие вопросы современной биоклиматологии и географии, проблемы питания и роста, наследственные генетические здоровья и патологии связаны с погодой, качеством воды и почвы и представляют собой предмет медико-географических и экологических исследований и прогнозов в будущем.
Учитель географии.
Поэтому знания, полученные на уроках биологии, географии, экологии важны. Никто пока не знает специалистами, в какой области вы станете, основа закладывается сейчас. Проблем много, интересного и неизученного тоже.
Подведем итоги, оценим вашу работу на уроке.
VIII.
Домашнее задание.
Перечень медико-биологических показателей.
1.головная боль.
2.шум в ушах.
3.ухудшение физического самочувствия ( сонливость, головная боль, и др.)
4.изменение частоты пульса.
5.радикулит.
6.приступы гипертонии, гипотонии.
7.усиление потовыделения.
8.увеличение или уменьшение теплоотдачи.
9. нарушение обменного процесса в коже.
10.простуда.
11.боли в суставах.
12.сухость и жжение в носоглотке.
13.изменения свойства крови (кальция, сахара и др.)