П.А.Ксенофонтов «Питкяранта» Петрозаводск «Карелия» 1986 г.
Т.А. Бабакова, А. П. Мамонова «Младшим школьникам о Карелии» Петрозаводск «Карелия» 1988 г.
Ход урока.
Начало показа презентации (1, 2слайды)
Введение в тему.
Город над Ладогой в синей дали.
Изредка летом плывут корабли.
Трубы завода парят в вышине.
Серые скалы стоят в стороне.
…Город на взгорье прекрасен и юн,
Нежится в трепете песенных рун.
Да, Питкяранта, рассветом дыша,
Летом, зимою – всегда хороша!
( слайд «Сегодня на уроке»)
(слайд «Из истории»)
Ученик. Наш город называется Питкяранта, что в переводе с финского языка означает Длинный берег. Он занимает 4 км береговой линии Ладожского озера - самого красивого и самого большого в Европе. Длина которого 219 км , а ширина 83 км.
Ученик. Первое упоминание о селении Питкяранта относится к 1500 году. Поселение состояло из 3 дворов, в которых жили 30 человек. В 1638 году в поселении было 7 дворов и 50 жителей, в 1681 году – 5 дворов с 30 жителями.
Ученик. Здесь жили карелы , вепсы, лопари (саамы). Карелы называли наше селение Пикяранда, а финны – Питкяранта. Основными занятиями людей была охота, рыболовство, земледелие. Пограничное положение нашей земли становилось причиной частых войн между Швецией и Россией.
( слайд «Варашев камень»)
Учитель. Со шведским присутствием связан один из самых старых исторических объектов района – Варашев камень, установленный в 1618 году близ деревни Погранкондуши в качестве порубежного знака. В течение веков именно здесь были сосредоточены приграничные интересы России, Швеции, Финляндии. Вблизи этой деревни в разное время проходила государственная граница России. Варашев камень обозначал начало границы между Россией и Швецией от берега Ладожского озера на север в период с 1618 по 1721 год.
Учитель. Расцвет Питкяранты наступает с начала 19 столетия. Широкое освоение территории Питкяранты связано с геологическими изысканиями, когда в селение приезжали металлурги и горнопромышленники.
(слайд «Подземный вход»)
Ученик. И только десятилетие спустя, начнётся « золотой век» подземных кладовых Питкяранты. С сороковых годов 19 века селение становится своеобразной Меккой для русских и финских геологов – естествоиспытателей.
( слайд – завод, церковь, школа)
Ученик. В1832 году, с началом деятельности медеплавильного завода, Питкяранта стала селом, так как в селении была построена Вознесенская церковь. К началу 80-х г. 19 столетия в Питкяранте была школа с двумя классами: один для детей до 11 лет, другой – для детей от 12 до 17 лет. В разные годы в ней училось от 30 до 50 учеников. В школе работало 2 учителя.
( слайд « Предприятия»)
Ученик. В Питкяранте работал сульфатный завод. На нём изготовлялась красная краска. Многие деревянные дома в Финляндии в те времена красили именно питкярантской краской. В 1887 году был построен стекольный завод, выпускавший до 10 млн. бутылок в год. По Ладоге готовую продукцию перевозили два буксирных парохода и около 20 барж.
В 1920 году на острове Пусунсаари были построены лесопильный и целлюлозный заводы.
Учитель. В первой половине 20-го столетия Питкяранта становится крупным населённым пунктом и важным промышленным центром Приладожья. Традиции, культура, занятия наших земляков нашли отражение в гербе города.
( слайд « Герб»)
Учитель. Сегодня Питкяранта – городское поселение.
- Какие предприятия нашего города вы знаете?
Сейчас мы совершим заочное путешествие по улицам нашего города.
( слайд «Схема города»)
Вопросы классу:
· На какой улице ты живёшь?
· Кто ещё живёт на этой улице?
· На какой улице находится наша школа?
· Какая улица самая длинная?
Слайд – Знаешь ли ты свой город?
Слайд – викторина «Знаешь ли ты свой город?»
Слайд – «Питкяранта знаменита».
Учитель. Уникальна природа Приладожья. Многочисленных гостей и туристов привлекают скалистые берега, хвойные боры, лесные озёра, обилие рек и речушек. Но самое неожиданное и потрясающее зрелище – это мощные водопады и Ладожские шхеры.
Учитель. Об истории нашего города, его людях, природе можно узнать, посетив городской краеведческий музей, который носит имя Василия Фёдоровича Себина.
(Слайд «Музей»)
Недалеко от Питкяранты находится «Долина героев» и «линия Маннергейма» с системами траншей, дотов, дзотов. Здесь шли упорные бои за освобождение Питкяранты.
Юные следопыты под руководством В.Ф.Себина собрали много экспонатов для музея. Жители города активно помогали им в этой работе.
Учитель. В краеведческом музее большое место занимают экспозиции, посвящённые военным событиям 20 века.
(Слайд «Крест Скорби».)
Летом 2000года в присутствии высоких гостей из Хельсинки и Москвы открыт «Крест Скорби» - символ примирения двух соседних народов – финнов и русских (вернуться на слайд Музей).
Слайд. Проверь себя.
· Что означает слово Питкяранта на русском языке?
· В каком году впервые упоминалось о Питкяранте?
· Какие народы жили в окрестностях селения?
· Чем занималось население?
· Где находится Варашев камень? Что обозначает?
· Какие заводы были построены в 19веке, в начале 20 века?
(медь, стекло, краска, железо, лес, целлюлоза)
· Что изображено на гербе города?
· Что олицетворяет памятник «Крест Скорби»?
Слайд. Фото города.
Ученик. Мы живём в этом городе, нам есть, чем гордиться. Мы любим свой город. Это город нашего будущего, нашей надежды и радости.
Показ видеофильма«Длинный берег»
Задание: Нарисуй, каким ты видишь свой город в будущем.
прикрепленная презентация представлена в усеченном варианте из-за лимита закаченного файла
На: « Мой любимый город»