Размещено: Елена Алексеевна Дементьева - ср, 08/04/2009 - 12:12
Тема: Кодирование информации
Цели:
· Дать детям понять о кодировании информации и символах этого кодирования.
· Научить определять, различать и описывать способы кодирования информации.
· Расширить кругозор детей, познакомив с первопечатником Иваном Фёдоровым.
Ход урока
Организационный момент.
Фронтальный опрос
На сегодняшнем уроке мы повторим: Что такое носители информации?
Во второй части урока познакомимся с кодированием информации.
Повторение домашнего задания в форме эвристической беседы:
Что такое носители информации? (Носителем информации может быть любой предмет, на котором можно сделать запись или что-то нарисовать)
Назовите носители информации которые вам известны? (бумага, береста, камень, диски, магнитные ленты)
Какие носители информации использовали в древности. (камень, бересту, пергамент)
Объяснение нового материала
Рассмотрим преобразование или кодирование информации. Одним из простых примеров преобразования информации является работа над диктантом. Учитель диктует, произносит слова, из которых составляются предложения, а ученики записывают текст в тетради.
Происходит преобразование информации из звуковой формы её представления в текстовую форму. Учитель говорит, ученики кодируют в виде письменной речи, в виде текста, состоящего из различных знаков (букв, знаков препинания, цифр).
(Работа с учебником) Рассмотрим рисунок стр. 44-45. Ваня услышал жужжание. Он понял, что это майский жук. Мальчик написал Ж – Ж – Ж и нарисовал жука. С помощью рисунка и букв Ваня письменно закодировал информацию о жуке.
Рассмотрим другой пример кодирования информации на письме. Буква «О» похожа на рот человека, когда он произносит этот звук. Это звуковое кодирование информации.
Если посмотреть на сообщение оставленное индейцами на горной тропе, то можно увидеть, что здесь кодировали информацию при помощи рисунка. Это рисуночное письмо.
Камень является носителем информации, информация на камне может храниться долгие годы. Для того, чтобы передавать информацию на большие расстояния, такое сообщение тяжело нести. Человек использует для передачи информации бумагу.
Первые книги созданные человеком были громоскими, чтобы написать одну книгу требовалось много времени.
В 16 веке был изобретён книгопечатный станок .Первый издатель славянского букваря и основатель книгопечатания в России Иван Фёдоров.
Рассмотрев примеры нужно сказать, что после преобразования (кодирования) смысл информации не изменяется, меняется форма представления информации.
Работа с тетрадью
Выполним в тетради задание 1. Рассмотри рисунок.
Назови и запиши носители информации: ----------------------------.
Как ты думаешь, о чём хотел сообщить древний человек?
Обведи, каким способом древний человек закодировал и сохранил для нас информацию на камне.
ЦИФРА РИСУНОК БУКВА ЗВУК
2. Воспользуйся обозначениями индейской азбуки на обложке и декодируй сообщение индейца. (страница76)
Запиши это сообщение:
3. Закодируй сообщение с помощью пляшущих человечков. Воспользуйся кодовой таблицей ( в приложении).( стр. 75)