Официальный сайт moscowout 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация

«Я голос ваш…»

Размещено: Светлана Валентиновна Назарова - вт, 07/04/2009 - 17:12
Данные об авторе
Автор(ы): 
Назарова Светлана Валентиновна
Место работы, должность: 
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ "СОШ №25" г.Балаково Саратовской области
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
понять, в чем идейно-художественное своеобразие поэмы А. А. Ахматовой «Реквием»
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемая методическая литература: 

Свенцицкая Э. М. Ад и его преодоление. (К изучению поэмы А. Ахматовой «Реквием».) // Русский язык и литература в школе. 1992. № 2. С. 6 – 8.

Используемое оборудование: 

Портрет А. Ахматовой; выставка книг поэтессы, канделябр, выставка ассоциативных рисунков учащихся, выставка литературы 30-60 гг. «Искусство при свете совести».

Краткое описание: 
Ход урока. I. Вступление. Исторический контекст поэмы. Урок имеет название «Я голос ваш…». Тема урока «Идейно-художественное своеобразие поэмы А. А. Ахматовой «Реквием». Словарная работа. На доске: Реквием – 1. Католическое богослужение по умершему. 2. Траурное музыкальное произведение. (Ожегов С. И. Словарь русского языка.) - Что общего в этих значениях? Учитель. Реквием – произведение о гибели. Людей, стран, каких-то основ бытия. Оно часто пророчит гибель самому автору (вспомните пушкинских Моцарта и Сальери, цветаевский «Реквием»), но одновременно реквием преодолевает смерть самим фактом своего существования. Потому не случаен эпиграф нашего урока: Кроме фабулы, в этом трагическом прошлом было нечто еще, что далеко не поросло быльем, а продолжает и доднесь тяготеть над жизнью. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Пошехонская старина». - А что именно, кроме фабулы, было в ахматовском трагическом прошлом, вы решите к концу урока. II. Из истории создания.Учитель. III. Осмысление поэмы. 1. Чувственное восприятие. - Что вы чувствовали, читая поэму, дочитав ее до конца? Ответьте на этот вопрос, опираясь на свой рисунок-ассоциацию. (Ответы детей.) 2. Визуальное восприятие. - Чтобы возникло сопереживание, сочувствие автору, нужно увидеть картину, им созданную, попытаться войти в нее. Если бы вы получили задание написать сценарий поэмы, какова была бы экспозиция действия I (место действия, действующие лица, звуки)? Выходит ученица в образе А. Ахматовой и читает строки, открывающие поэму: «В страшные годы ежовщины… некогда было ее лицом». - Слово «могу» в этом фрагменте указывает на способность или необходимость описать это? Докажите. - Изучая лирику Ахматовой, мы говорили о многоцветии ее мира: от ярких красок до серых и черных. Что в этом плане отличает поэму «Реквием»? (Ответы детей, затем обобщение учащегося, получившего накануне домашнее задание – «Цветовой спектр в поэме».) 3. Звуковое восприятие. - А каковы звуки «Реквиема»? Связано ли это как-то с названием поэмы? (Ответы детей, затем обобщение учащегося, получившего накануне домашнее задание – «Звуки, обусловленные названием».) 4. Драматизм поэмы. Учитель. Звуки, краски, слово – все в поэме работает на то, чтобы подчеркнуть драматизм происходящего. - А где истоки этой драмы? Почему лирическая героиня оказывается в драматической ситуации? Какой мир ее окружает? - А что по другую сторону? - Что представляет собой образ лирической героини? Каким вы его видите? - Каково ее отношение к происходящему? - Какие детали указывают на безмерность ее страдания? Учитель. Итак, ахматовская героиня находится на грани безумства. Все, что происходит вокруг нее, тоже из мира безумного. - Кому же адресует Ахматова свой «Реквием»? 5. Аналитический минисеминар (план на доске). Группа I. Тема народного страдания и скорби. (Выступление докладчика, содокладчика; вопросы.) Учитель резюмирует. Группа II. Тема скорби и безумия. (Выступление докладчика, содокладчика; вопросы.) Резюме учащихся. Группа III. Религиозно-библейская семантика поэмы. (Выступление докладчика, содокладчика; вопросы.) Дополнительные вопросы учителя группе: - Какое отношение к поэме имеет эта икона? (Распятие Христа.) - Почему главу «Распятие» называют кульминационной? Резюме учителя. Группа IV. Мотив заступничества в поэме. (Выступление докладчика, содокладчика; вопросы.) Резюме. Вывод учителя. Итак, мы рассмотрели основные темы поэмы. Но следует обратить внимание на то, что в «Эпилоге» с идеей великого заступничества тесно связана тема назначения поэта и поэзии. 6. Поэма «Реквием» в контексте классической русской литературы и лирики поэтессы. Звучит «Аве Мария». Учитель зажигает свечи, На фоне музыки читает наизусть отрывок из «Эпилога»: «А если когда-нибудь в этой стране… по Неве корабли». - О каких произведениях русской классики вы вспомнили, слушая эти строки? Почему? - Стало быть, в «Реквиеме» звучат мотивы, традиционные для русской литературы. Докажите, что эту поэму нельзя рассматривать изолированно и от всего творчества поэтессы, что здесь присутствуют характерные ее лирике мотивы и образы. (Ответы детей.) 7. Обобщение. Учитель. Чтец читает стихотворение М. И. Цветаевой «О, муза плача, прекраснейшая из муз…». Учитель. Спасибо Анне Ахматовой, Николаю Гумилеву, Андрею Платонову, Осипу Мандельштаму, Борису Пастернаку и многим другим за то, что не позволили нам забыть то самое «нечто», что «продолжает и доднесь тяготеть над жизнью». - Что же это за «нечто»? (Ответы детей.) Вывод. Верно, «нечто» - это гибель людей, трагедии человеческих душ, униженных и разбитых огромной государственной машиной; трагедия, о которой нельзя забывать, дабы она никогда на повторилась в дне завтрашнем, творить который вам! IV. Оценка работы учащихся. Домашнее задание.

Ход урока.
I. Вступление. Исторический контекст поэмы.
Звучит «Реквием» Моцарта.
Учитель (на фоне музыки):
Мы множество раз повторяли: «Никто не забыт, ничто не забыто», - и предали глубочайшему забвению миллионы наших сограждан. Мы с комом в горле слушали «Бухенвальдский набат», но не слышали набата Колымы и Печоры, Соловков и Быковнянского леса. А ведь жертвы сталинского геноцида не имеют даже братских могил. В 20 – 30 гг. на войне с собственным народом мы потеряли миллионы людей. Только среди литераторов было репрессировано более тысячи человек. Был расстрелян муж Анны Андреевны Николай Гумилев и арестован сын Лев. Об этом жутком времени Ахматова писала: «Того, что пережили мы… - да, да, все мы, потому что застенок грозил каждому! – не запечатлела ни одна литература. Шекспировские драмы – все эти эффектные злодейства, страсти, дуэли – мелочь, детские игры по сравнению с жизнью каждого из нас. О том, что пережили казенные и лагерники, я говорить не смею. Это не называемо словом. Но и каждая наша благополучная жизнь – шекспировская драма в тысячекратном размере. Немые разлуки, немые черные кровавые вести в каждой семье». Нам долго внушали, что всего этого не было, чтобы чувство памяти, право на память атрофировалось в наших душах. Но нельзя убить или заставить замолчать вечно живое слово, сохранившее для нас многочисленные свидетельства современников того кровавого лихолетья.
Ярославной ХХ века, которая, подобно жене князя Игоря, оплакала своих современников в словах, вырвавшихся из глубины женской страдавшей и сострадавшей души, стала А. А. Ахматова.
А потому наш урок имеет название «Я голос ваш…». Тема урока «Идейно-художественное своеобразие поэмы А. А. Ахматовой «Реквием».
Словарная работа.
На доске:
Реквием –
1. Католическое богослужение по умершему.
2. Траурное музыкальное произведение.
(Ожегов С. И. Словарь русского языка.)
- Что общего в этих значениях?  (Тема гибели.)
Учитель.
Реквием – произведение о гибели. Людей, стран, каких-то основ бытия. Оно часто пророчит гибель самому автору (вспомните пушкинских Моцарта и Сальери, цветаевский «Реквием»), но одновременно реквием преодолевает смерть самим фактом своего существования. Потому не случаен эпиграф нашего урока:
Кроме фабулы, в этом трагическом прошлом было нечто еще, что далеко не поросло быльем, а продолжает и доднесь тяготеть над жизнью.
М. Е. Салтыков-Щедрин. «Пошехонская старина».
- А что именно, кроме фабулы, было в ахматовском трагическом прошлом, вы решите к концу урока.
II. Из истории создания.
Учитель.
 «Реквием» создавался в 1935 – 40 гг., кроме предисловия, написанного в 1957 году. Два с половиной десятилетия Ахматова Хранила поэму в памяти, доверив ее лишь нескольким друзьям. «Забыть «Реквием», хотя бы строку из него, было бы предательством. Записать же его – худе, чем предательством – окаянством»,- писала Л. К. Чуковская. И не забыли. Передали. Донесли до нас. И вот вы, молодые люди XXI века, прочли ее.

III. Осмысление поэмы.
1. Чувственное восприятие.
- Что вы чувствовали, читая поэму, дочитав ее до конца? Ответьте на этот вопрос, опираясь на свой рисунок-ассоциацию. (Ответы детей.)
2. Визуальное восприятие.
- Чтобы возникло сопереживание, сочувствие автору, нужно увидеть картину, им созданную, попытаться войти в нее. Если бы вы получили задание написать сценарий поэмы, какова была бы экспозиция действия I (место действия, действующие лица,  звуки)? (Ответы детей.)
Учитель резюмирует сказанное.
Выходит ученица в образе А. Ахматовой и читает строки, открывающие поэму: «В страшные годы ежовщины… некогда было ее лицом».
- Слово «могу» в этом фрагменте указывает на способность или необходимость описать это? Докажите.
(Последовал заказ – необходимость.)
- Изучая лирику Ахматовой, мы говорили о многоцветии ее мира: от ярких красок до серых и черных. Что в этом плане отличает поэму «Реквием»? (Ответы детей, затем обобщение учащегося, получившего накануне домашнее задание – «Цветовой спектр в поэме».)

3. Звуковое восприятие.
- А каковы звуки «Реквиема»? Связано ли это как-то с названием поэмы? (Ответы детей, затем обобщение учащегося, получившего накануне домашнее задание – «Звуки, обусловленные названием».)

4. Драматизм поэмы.
Учитель.
Звуки, краски, слово – все в поэме работает на то, чтобы подчеркнуть драматизм происходящего.
- А где истоки этой драмы? Почему лирическая героиня оказывается в драматической ситуации? Какой мир ее окружает?
(«Две России: та, что сажала, и та, которую посадили».)
- С помощью каких образов рисует поэтесса сильных мира сего?
(Определение черной силы – «ежовщина», тюрьма, кровавые сапоги, черные Маруси, палач, смерть, «выглядывает страх».)
- А что по другую сторону?
(«Женщина с голубыми губами», «тюремная очередь», лирическая героиня, сын, ее «невольные подруги», тот, кого «уводили на рассвете», его дети.)
- Что представляет собой образ лирической героини? Каким вы его видите? (Ответы детей.)
- Каково ее отношение к происходящему?
(Неспособность к адекватной реакции – близка к безумию.)
- Какие детали указывают на безмерность ее страдания?
(Ответы детей.)
Учитель.
Итак, ахматовская героиня находится на грани безумства. Все, что происходит вокруг нее, тоже из мира безумного.
- Кому же адресует Ахматова свой «Реквием»?
(Невольным подругам; ему, кого уводили; себе сегодняшней; сыну; смерти (т. к. может избавить от мук - тоже выход); тем, кто в застенках.)

5. Аналитический минисеминар (план на доске).
Учитель.
Сегодня в рамках урока мы проводим минисеминар, к которому вы готовились дома.
Группа I. Тема народного страдания и скорби.
(Выступление докладчика, содокладчика; вопросы.)
Учитель резюмирует:
тема берет свое начало от названия – смерть, молчание, которое происходит от непомерности страдания и скорби;
от личной скорби:
Муж в могиле,
Сын в тюрьме,-
к скорби народной:
Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.

Группа II. Тема скорби и безумия.
(Выступление докладчика, содокладчика; вопросы.)
Резюме учащихся: обращение к смерти, ее ожидание, исходящее от отчаяния, горе от постоянных смертей, доводящее до степени безумства.

Группа III. Религиозно-библейская семантика поэмы.
(Выступление докладчика, содокладчика; вопросы.)
Дополнительные вопросы учителя группе:
 Какое отношение к поэме имеет эта икона? (Распятие Христа.)
 Почему главу «Распятие» называют кульминационной?

Резюме учителя: страдания матери ассоциируются с состоянием Богородицы, сына – с муками Христа. Но люди не понимают смысла свершаемого спасительного самопожертвования, торжествует лишь хор ангелов. Вторая часть – переживание трагедии распятия. В христианской традиции распятие – путь к спасению, у Ахматовой распятие безысходно, как бесконечен Большой террор. Впереди – «новая беда».

Группа IV. Мотив заступничества в поэме.
(Выступление докладчика, содокладчика; вопросы.)
Резюме: образ Богоматери, заступницы за людей, и человеческое страдание, которое узнает лирическая героиня, сочувствие приводят ее к молитве:
И я молюсь не о тебе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною…
Мотив углубляется упоминанием «широкого покрова» для людей. Боль за людей героиня хочет пронести и через смерть:
И в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных Марусь.
Вывод учителя.
Итак, мы рассмотрели основные темы поэмы. Но следует обратить внимание на то, что в «Эпилоге» с идеей великого заступничества тесно связана тема назначения поэта и поэзии.

6. Поэма «Реквием» в контексте классической русской литературы и лирики поэтессы.
Звучит «Аве Мария». Учитель зажигает свечи, На фоне музыки читает наизусть отрывок из «Эпилога»: «А если когда-нибудь в этой стране… по Неве корабли».
- О каких произведениях русской классики вы вспомнили, слушая эти строки? Почему?
(М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, А. С. Пушкин – мотив памятника, созданного нерукотворно, в памяти народа.)
- Стало быть, в «Реквиеме» звучат мотивы, традиционные для русской литературы. Докажите, что эту поэму нельзя рассматривать изолированно и от всего творчества поэтессы, что здесь присутствуют характерные ее лирике мотивы и образы. (Ответы детей.)

7. Обобщение.
Учитель.
Безусловно, поэму не следует рассматривать изолированно от лирики поэтессы, но отличает ее то, что это единственное произведение, написанное по такому своеобразному заказу. Ахматова видела свою поэтическую и человеческую миссию в том, чтобы донести скорбь и страдания «стомильонного» народа. Она стала голосом людей в годы тотального и вынужденного молчания всех.
Чтец читает стихотворение М. И. Цветаевой «О, муза плача, прекраснейшая из муз…».
Цветы, которые чтец держит во время чтения в руках, он возлагает к портрету поэтессы.
Учитель.
Спасибо Анне Ахматовой, Николаю Гумилеву, Андрею Платонову, Осипу Мандельштаму, Борису Пастернаку и многим другим за то, что не позволили нам забыть то самое «нечто», что «продолжает и доднесь тяготеть над жизнью».
- Что же это за «нечто»? (Ответы детей.)
Вывод. Верно, «нечто» - это гибель людей, трагедии человеческих душ, униженных и разбитых огромной государственной машиной; трагедия, о которой нельзя забывать, дабы она никогда на повторилась в дне завтрашнем, творить который вам!
IV. Оценка работы учащихся. Домашнее задание.
 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн