Размещено: Надежда Алексеевна Потеряшная - пн, 06/04/2009 - 05:38
Материалы к практическому занятию по теме: «Социокультурная инверсия – 3».
Цель: -рассмотреть содержание третьей социокультурной инверсии в истории Российской цивилизации, раскрыть особенности инверсионных процессов на примере русского крестьянства во второй половинеXIXвека;
- продолжить работу по формированию информационных компетенций;
- создание условий для воспитания толерантного отношения к различным явлениям и процессам русской истории.
Ход занятия.
I. Эпиграф: «В России тезис оборачивается антитезисом». Н.Бердяев
1. О какой особенности Российской цивилизации свидетельствует это высказывание?
(социокультурная инверсия)
Постановка целей занятия.
2. Что называют социокультурной инверсией, и сколько их было в истории России? Назовите какие?
В чем проявилась третья социокультурная инверсия?
Работа со схемой:
Социокультурная инверсия – 3
рабочиекрестьянствобуржуазия
город – деревняобщина – надел монополия – конкуренция
рост личного потребления – соц.справедливость придворный - предприниматель
3. На примере нескольких фактов рассмотрим, как проявлялась СКИ в деревне, каковы ее причины, проявления и последствия в среде русского крестьянства. (см. приложение 1)
Внесите в таблицу номера, приведенных фактов в соответствии с тем, что они иллюстрируют.
Причины СКИ
Проявления СКИ
Последствия СКИ
Вывод: крестьяне – типичные традиционалисты.
Но: крестьянское землевладение после реформы 1861 г. было подробно обследовано во многих губерниях, а результаты этих обследований опубликованы. Из них следует, что общие и частные переделы касались главным образом полевой земли. Подавляющая часть общин Московской, как и других губерний, осуществляла общий передел земли не чаще 1 – 2 раз в двадцать лет. При этом статистики отмечали тенденцию производить переделы все реже. Даже в передельных общинах пашня меняла своего хозяина лишь через 12 – 18 лет.
В Иркутской губернии переселенцы Михайленковы и Никитин построили паровую мельницу, купив локомобиль за 6,5 тысячи рублей. Паровую мельницу построили и крестьяне-переселенцы Степанчуки. Там же крестьянин А.Фомин построил кирпичный завод, а Куркин – маслобойный.
О чем свидетельствуют эти факты?(не все крестьяне находились в поле СКИ).
4. Задание: составьте скинвейн «Община», который отражал бы данное противоречие.
4.Средство соц. защиты и помощи апробированное 4. Негативное влияние общинных
на протяжении тысячелетий традиций на эконом. и соц. развитие
5.Спасение! 5. Неэффективно! Невыгодно!
Как вы считаете, кого было больше, тех кто «за» или тех, кто «против» сохранения традиций?
Каковы в таком случае перспективы модернизации в России в концеXIXвека?
5 Рефлексия: Показались ли вам сегодняшние задания сложными? Какие?
Что полезного вы вынесли для себя с сегодняшнего занятия? Какие выводы возьмете на вооружение для будущего?
Дом. задание: 1) составить скинвейн «Надел» с точки зрения крестьянина черноземья и крестьянина нечерноземья; 2) ответьте на вопросы: а) Отражением какого явления в жизни российской деревни стала пословица «Куда ни кинь – всюду клин»? б) Каковы последствия этого явления?