Учащиеся обмениваются приготовленными дома заданиями на листочках, вставляют пропущенные буквы и необходимые знаки препинания.
Затем выполненное задание возвращается для проверки(ученик сверяет ее с записью в тетради).
Аналогично можно провести работу и по упр.215. После взаимопроверки возможна корректировка с помощью компьютера (дается вариант с правильно расставленными знаками).
III.Языковая разминка
На доске записаны предложения (спроецированы на доску с помощью компьютера)
Ученье – все, а неученее – тьма.
Повторенье – мать ученья.
Азбука – к мудрости ступенька.
Лук – от семи недуг, а чеснок – от девяноста девяти.
Весна красна цветами, а осень – снопами.
Хлеб питает тело, а книга – разум.
Кончил дело – гуляй смело.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Семь бед – один ответ.
Задания.
·Что объединяет эти предложения? (это пословицы)
·Что еще у них общего? (во всех предложениях есть тире)
·Есть ли различия в записанных группах слов? (есть, для каждой группы – свои правила постановки тире)
·Какие же основания для постановки тире в 1-й группе слов? (подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в И.п.)
·Назовите условие постановки тире во 2-й группе слов (неполное предложение, в котором опущено сказуемое)
·Какие смысловые отрезки разделяются тире в 3-й группе? (части бессоюзного сложного предложения)
·Вспомните, в каких еще случаях ставится тир (в предложениям с прямой речью и при обобщающем слове после однородных членов предложения). Приведите примеры на эти правила
·Назовите орфограммы в глаголах и устно объясните условия их выбора
·Произведите словообразовательный и морфемный разбор слова повторенье
·Назовите слова, в которых: а) букв больше, чем звуков, б) звуков больше, чем букв (ключи: а) тьма, мать, ступенька, осень, погонишься, семь; б) питает)
IV.Введение в тему
На основе материала для языковой разминки предположите, какая будет тема урока. Учащиеся формулируют тему «Тире в бессоюзном сложном предложении» и записывают ее в тетрадях.
V.Открытие нового знания
1.Для установки и решения учебной проблемы используется побуждающий диалог.
Учащиеся записывают в тетрадях примеры бессоюзных сложных предложений из языковой разминки.
Кончил дело – гуляй смело.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Семь бед – один ответ.
Учитель
Ученики
Подумайте, почему в бессоюзных сложных предложениях из языковой разминки становится тире
Какие у вас будут версии?
Нужно определить смысловые отношения между частями
Согласны?
Да
Что вам поможет в этом?
Можно подставить какие-то союзы, превратив бессоюзное предложение в союзное
Попытайтесь. Что получилось?
В первое предложение можно подставить союз когда перед 1-й частью, во второе – союз если также перед 1-й частью, а в третье – союз а перед 2-й частью
Сделайте вывод, при каких условиях в бессоюзном сложном предложении ставится тире
Тире ставится, если 1-я часть называет время или условие того, о чем говорится во 2-й части, или содержание 2-й части сложного предложения противопоставляется содержанию 1-й части
Откройте учебник на с.145 и прочитайте текст упр.216
Найдите в упражнении примеры, которые соответствуют указанные вами условиям
Читают предложения, которые соответствуют названным положением
Попробуйте определить другие виды смысловых отношений и сформулировать, при каких еще условиях между участями бессоюзного сложного предложения ставится тире
Выявляют смысловые отношения следствия, сравнения, быстрой смены событий (если затрудняются, учитель может дать подсказку – «союз») и формулируют правило полностью
2.Сравнение собственных выводов учащихся с правилом в рамке учебника на с.145-146
·Прочитайте текст в рамке
·Все ли условия вы назвали?
·Какой способ проверки предлагается для установления смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения? (замена синонимичными союзными конструкциями – сложноподчиненными или сложносочиненными предложениями)
·Разделите текст на части в соответствии с логикой установления отношений (1-я часть – 3 первых положения, где бессоюзные сложные предложения сравниваются со сложноподчиненными предложениями, 2-я часть – 2 последних условия, выявляющих отношения, подобные отношениям в сложносочиненном предложении)
·Приведите примеры пословиц, в которых ставится тире. Какое положение правила они иллюстрируют чаще всего? (1-я часть указывает на время или условие: Взялся за гуж – не говори, что не дюж. Волков бояться – в лес не ходить. Тише едешь – дальше будешь)
·Назовите ключевые слова темы (тире в бессоюзном сложном предложении, смысловые отношения времени, условия, следствия, сравнения, противопоставления, быстрой смены событий)
·На основе пунктов правила и ключевых слов подготовьте краткое сообщение о постановке тире между частями бессоюзного сложного предложения и расскажите текст соседу по парте
VI.Развитие учебно-языковых и правописных умений
1.Упр.217 (устно) – развивается умение находить части бессоюзного сложного предложения, между которыми нужно поставить тире, объяснять условие его постановки
2.Упр.218 (письменно) – развивается умение постановки тире в бессоюзном сложном предложении, части которого (или одна из частей) являются односоставными предложениями, а также умение объяснить условие выбора знака
3.Упр.220 – развивается умение находить в тексте и заменять сложные союзные конструкции сложными бессоюзными, оформлять их пунктуационно, объяснять условие выбора тире в бессоюзных предложениях (работу можно провести выборочно: записать только измененные варианты, а не весь текст)
4.Упр.221 – осложненное списывание – совершенствуется умение определять границы частей сложных бессоюзных предложений, выбирать нужный пунктуационный знак (запятая, двоеточие, тире), объяснять условие его выбора
5.Упр.223 – развивается умение разграничивать разные конструкции, в которых ставится тире (после однородных членов перед обобщающим словом, в предложениях с прямой речью, при диалоге, в бессоюзном сложном предложении), совершенствуется умение правильно их оформлять пунктуационно
6.Упр.224 – объяснительный диктант – совершенствуется умение разграничивать разные типы сложных предложений (союзных, бессоюзных, с разными видами связи), объяснять выбор знаков препинания (запятой, точки с запятой, двоеточия и тире) между частями сложных предложений и возможные варианты знаков.
Примечание. Выполнение упр.224 может быть перенесено на следующий урок
Программный уровень
7.Упр.219 (учащиеся самостоятельно проводят наблюдения) – развивается умение выявлять разные способы выражения сравнения в художественной речи (сравнительным оборотом, придаточным сравнительным, второй частью в бессоюзном сложном предложении). По окончании самостоятельной работы ученики называют способ выражения сравнения и приводят пример фрагмента, в котором встречается названная конструкция. Проверка может проводится по ярдам, например, 1-й ряд выбирает фрагмент(ы), в котором(ых) сравнение выражено сравнительным оборотом, 2-й ряд – придаточным сравнительных и т.д.
8.Упр.222 (для работы в группе) – развивается умение работать с текстом литературно-критической статьи, выявлять особенности языка и стиля Н.В.Гоголя, проводить наблюдения над языковыми конструкциями в тексте – находить простые и сложные предложения, в которых употребляются запятые, двоеточие, тире, и объяснять условия выбора знаков препинания. В группе можно распределить работу:
·Особенности языка художественных произведений Н.В.Гоголя (краткое сообщение в научно-учебном стиле)
·Конкретные примеры из произведений Н.В.Гоголя, иллюстрирующие смешение разных речевых стилей
·Понятие стиль в широком смысле и смешение стилей в произведениях Н.В.Гоголя (по упр.195)
·Языковые конструкции, встретившиеся в тексте упр.222 (бессоюзные сложные предложения с разными знаками препинания между частями, двоеточие и тире в простых предложениях)
9.Упр.225 – творческий диктант – развиваются умения письменной художественной речи на заданную по заглавию тему (морские просторы. Симфония моря) с использованием разных видов бессоюзных предложений
Примечание. Это упражнение можно дать в качестве домашнего задания
VII.Подведение итогов
·Дайте комментарий ключевым словам темы
·В каких синтаксических конструкциях, кроме бессоюзных сложных предложений, используется тире? (в простом предложении между подлежащим и сказуемым, после однородных членов перед обобщающим словом, в неполных предложениях, в предложениях с прямой речью)
·Составьте обобщающую таблицу о постановке двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении
VIII.Домашнее задание
1.Выучить правило в рамке на с.145-146
2.Составить обобщающую таблицу о постановке двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении (таблицы можно предложить составить в электронном виде)
3.Возможно дифференцированное выполнение упражнений: