Учитель: Добрый день! Судя по вашему виду, можно сказать, что настроение у вас хорошее и вы все готовы к работе. Я знаю, что вы с компьютером на «ты»[1]. То есть, вы прошли весь курс предмета информатика. Поэтому урока у нас сегодня не будет…
Представим себе, что на Центральном телевидении появилась новая увлекательная игра. И первыми участниками стали асы компьютера, т.е. все вы[2].
Передача будет называться «INF-кренол». Первые буквы показывают на наш предмет ИНФОРМАТИКА, а вторая часть слова сокращенное название от «крестики-нолики».
Слайд № 1 (тема урока с изображением современного персонального компьютера)
2)Сообщение правил игры, цели, задачи, мотивации учебной деятельности учащихся.
Учитель: Итак, во-первых, нам сегодня предстоят приятные воспоминания, т.е. вы вспомните, что вы знаете о предмете информатика, как умеете использовать свои знания на практике; во-вторых[3], новым для вас будет возможность научиться, как представителям поварского искусства, заполнять калькуляционную карту на компьютере и запомнить некоторые поварские термины на английском языке[4].
В чем же будет заключаться смысл нашей игры?
Всем вам хорошо известна игра «Крестики-нолики», в которую вы обычно играете на переменах. Поэтому со смыслом, я думаю, все понятно, первым поставить свой знак и зачеркнуть три рядом стоящих. Но обратите внимание на игровое поле…
Слайд № 2 (игровое поле)
®
En
ü
@
:
³
Í
¯
В каждой ячейке имеется значок, под которым «прячется» какое-то задание. А, так как в игре принимают участие две команды, то вы друг с другом и будете соревноваться. Та команда, которая выигрывает в данном туре, получает право поставить свой значок на игровом поле[5]. Право первым сделать ход получает та команда, которая сейчас назовет любое слово, связанное с информатикой. Чье слово будет иметь больший объем информации (самым длинным), та команда и сделает первой ход. В конце игры победителей ждут неожиданные призы и сюрпризы.
Учитель: Теперь более подробно рассмотрим каждый из этапов игры, которые будут выбираться по воле участников, поэтому их последовательность не суть важна.
Слайд № 3 («Первые английские слова»)
a.«Первые английские слова»[7].Этот этап выполняют на компьютере по два участника от каждой команды, у которых карточки с заданием.
Первая команда
Вторая команда
кастрюля
ложка
cup
water
нож
картофель
tomato
folk
вилка
молоко
Надо с помощью компьютера найти данные варианты слов на русском или английском языке и заполнить карточку. Затем ребята меняются своими карточками и проверяют работы своих соперников[8].
Слайд № 4 («INF-тайник»)
b.«INF-тайник»[9]. Этот этап предусматривает участие всей команды[10]. На магнитной доске задан код (интересная и полезная информация по предмету[11]). Нужно «вскрыть тайник», т.е. расшифровать код, который разгадывается по буквам (каждой букве соответствует какой-то вопрос по предмету: например, угадывается четвертая буква в данном задании – «при делении на какую цифру и в информатике, и в математике получается ошибка» (Ноль). Значит в данном коде четвертая буква Н).
С – Какая система счисления используется в ЭВМ: бинарная или двоичная? (Эти слова — синонимы).
К – место сбора всей удаленной информации (Корзина).
А – Какой российский город назван “в честь” древнейшего компьютера? (Абакан, столица Республики Хакасия. Абак счеты в Древней Греции, Древнем Риме, а затем в Западной Европе до XVIII в.)
Н - При делении на какую цифру и в информатике, и в математике получается ошибка» (Ноль).
Е – русская транскрипция первой буквы электронной почты (E-mail).
Р – с этого знака начинается ввод формулы вEXCEL(Равно).
Слайд № 5 («INF-аукцион»)
c.INF-аукцион. С «молотка» продается современный «компьютер»[12]. Цена: все термины, касающиеся предмета информатика[13]. Выигрывает та команда, которая последней назовет правильно термин по информатике.
Слайды № 6, 7, и 8 («Обработка информации»)
d.«Обработка информации».В компьютере загружается программа, в которой необходимо «обрабатывать информацию»[14], т.е. разгадать какую-то информацию. В этапе три задания:
и=е
г=к
– ксерокс
1) ξ С
И=Е г=к
2)BNITi
3)
Й
А
Г
И
:
А
Б
Т
Г
Побеждает та команда, которая первой «обработает» два задания[15].
Слайд № 9 («INF-ворд»)
e.«INF-ворд»[16].Командам предлагается небольшой кроссворд – где среди буквенной неразберихи надо найти служебные клавиши клавиатуры. Из оставшихся букв необходимо сложить пароль.
A
L
T
R
L
N
D
D
E
L
T
C
E
E
E
N
E
:
E
I
N
S
C
T
E
R
T
S
E
M
O
H
T
R
E
Побеждает та команда, которая первой получит пароль и ответит, что данный пароль означает.
Слайд № 10 («INF-тест»)
f.«INF-тест[17]».Командам предлагается задание, в котором ребята, используя полученные знания и приобретенные навыки работы на компьютере, отвечают на вопросы, выбирая правильный вариант ответа, записывают его в кроссворд и угадывают ключевое слово (разновидность кофе с коньяком – мазагран).
2
4
1
5
8
3
7
6
1)Что представляет собой программаWORD?
Дзета) графический редактор.
Гамма) текстовый редактор.
Сигма) бухгалтерская программа.
2)Под шифром вWORDе понимают:
Тета) набор символов одной гарнитуры.
Иота) набор символов одного стиля.
Бета) набор символов одной гарнитуры и одного стиля независимо от размера.
3)Как вWORDе вставить таблицу?
Альфа) в меню Таблица выполнить команды Вставить – Таблицу.
Сигма) воспользоваться кнопкой Вставить таблицу на Стандартной панели.
Дзета) оба ответа правильные.
4)Чтобы преобразовать таблицу в текст…
Бета) удалить обрамление таблицы.
Иота) задать команду из меню Таблица Преобразовать – Таблицу в текст.
Тета) этого сделать нельзя.
5)Чтобы ввести текст в ячейку электронной таблицы, надо …
Альфа) щелчком мыши выделить ячейку, ввести текст в ячейку, зафиксировать ввод.
Дзета) щелчком мыши выделить ячейку, ввести текст в строку формул.
Сигма) оба ответа правильные.
6)Запись «А1:С3» означает:
Ми) ячейки А1 и С3.
Пи) ячейки А1, А2, А3 и С1, С2, С3.
Ро) ячейки А1, А2, А3, В1, В2, В3, С1, С2, С3.
7)Чтобы ввести формулу в ячейку надо …
Тау) щелчком мыши выделить ячейку и ввести формулу в ячейку, начиная со знаку «=».
Пси) щелчком мыши выделить ячейку и ввести формулу в ячейку, начиная со знаку «?».
Кси) нет правильного ответа.
8)С английского слово «Windows» переводится …
Побеждает та команда, которая первой и правильно выполнит задание.
Слайд № 11 («Paint»)
g.Paint[18].Загружается одинаковая картинка для каждой команды, и по два участника выполняют задание: сделать из данной картинки «конфетку», используя все знания и умения при работе в графическом редакторе. Побеждает та команда, которая быстрее и красивее выполнит задание.
Слайд № 12 («Задание соперникам»)
h.Задание соперникам[19].Это домашнее задание для команд, в котором необходимо придумать, найти интересный вопрос соперникам. Этот этап оценивается и как творческий (найти интересную информацию в литературе), и как интеллектуальный (найти ответ на поставленный вопрос).
Слайд № 13 («Калькуляция»)
i.Калькуляция[20].Это задание предназначено для всей команды. Этап проходит в форме эстафеты. Команды получают бланк калькуляционной карточки с заполненными данными, и где расписан алгоритм выполнения задания. Поочередно, друг за другом, участники выполняют задание. После завершения этапа капитаны команд проверяют калькуляцию у команд соперника[21]. Алгоритм выполнения задания должен включать в себя: умение вставлять формулы и их копировать, вставлять функции, устанавливать денежный формат, умение форматировать ячейки, обрамлять их. Образец калькуляционной карточки см. ниже.
Организация _________________
Предприятие ________________
Калькуляционная карта № ____
Наименование блюда "Салат из редиса" № по сб.рецептур ___
№ п/п
Наименование продуктов
№1
______2007 г.
норма
цена
сумма
1
Редис
8,2
6,00р.
213,20р.
2
Лук
1,9
5,00р.
8,50р.
3
Масло растительное
2,5
13,00р.
32,50р.
4
Яйцо
2
102,00р.
204,00р.
5
Соль
0,3
3,00р.
0,90р.
Общая стоимость сырьевого набора
479,10р.
Продажная цена одного блюда
4,79р.
Выход в готовом виде одного блюда (в г)
Зав. производством
Калькуляцию составила
Утверждаю: Директор
4)Подведение итогов игры[22]. В любой игре должен быть красивый финал (всегда запоминается самое последнее). Поэтому от того, как пройдет награждение в игре, зависит запомниться ли данный урок ребятам. По возможности надо отметить каждого участника, похвалить и подметить его заслуги перед командой. И обязательно кроме традиционных оценок в журнал, необходимо наградить участников наградами и призами.
5)Домашнее задание.В последних словах урока особо отметить, что информатика – это такая наука, которая очень быстро развивается, поэтому останавливаться на достигнутом нельзя, а надо постоянно совершенствовать свои знания по предмету, познавать все новые и новые возможности компьютера.
[1] Урок давался в выпускной группе, обучающихся по специальности «Повар, кондитер», у которых курс информатики шел к завершению.
[2] Такое начало урока сразу снимает с ребят напряжение и настраивает на что-то необычное, интересное и интригующее.
[3] Любой урок – это, прежде всего, получение новой информации, при чем познавательной.
[4] На игре присутствуют герои сказок Винни-Пух и Пятачок, которые разговаривают на английском языке.
[5] Одна команда – Винни-Пух, вторая – Пятачок, соответственно их значки с изображением Винни-Пуха и Пятачка.
[6] Игра построена таким образом, что ее можно остановить в любой момент, т.е. только стоит одной из команд поставить три своих значка на игровом поле подряд в ряд, и игра окончена. Но этого не будет происходить, если серьезно отнестись к формированию команд: команды должны быть по своему интеллектуальному уровню равные. Тогда игра будет напряженной, интересной и увлекательной.
[7] В компьютер установлена любая обучающая игра, с помощью которой необходимо найти перевод данного слова. Тем самым формируется чувство уверенности в себе, способность самому найти нужную информацию в компьютере.
[8] Этот момент дает возможность учащимся самостоятельно проконтролировать своих товарищей, проанализировать их работы и высказать свою точку зрения.
[13] Благодаря этому этапу систематизируются знания по пройденному курсу информатики.
[14] Здесь еще раз делается акцент на одно из основных понятий информатики «обработка информации». В несложных и интересных заданиях учащиеся разгадывают информацию, применяя к ним определенные правила обработки информации, и получают результат.
[15] Во всех заданиях используется какой-то принцип расшифровки: 1) правило ребуса – оргтехника с помощью которой получают копии документов; 2) химические элементы – каждому элементу соответствует русская буква (В – бор. Значит буква Б; N – азот, значит А; I – йод, значит Й; Ti – титан, значит Т). После расшифровки обязательно проговаривается, что означает слово байт. 3) «INF-конь» - пройдя по клеткам шахматным конем, прочитайте слово и объясните его значение. Выполняя задание, учащиеся должны уметь логически мыслить.
[16] В данном этапе вспоминается основное устройство ввода информации компьютера – клавиатура, учащиеся должны уметь, используя полученные знания, применить их на практике. Пароль: ENTER – клавиша ввода.
[17] Данный этап позволяет проверить уровень знаний учащихся по теме «Текстовый редактор WORD» и «Электронные таблицы EXCEL». Причем основное задание несет в себе полезную информацию по профессии повар-кондитер. Здесь команды снова работают вместе.
[18] Творческий этап, на котором трудятся по два участника с команды. Проверяются навыки и умения учащихся при работе в графическом редакторе Paint. Особое внимание уделяется творческому подходу к выполнению упражнения.
[19] Это домашнее задание рассчитано на то, чтобы ребята самостоятельно поработали с научной литературой и извлекли из нее нужную информацию: нашли интересное задание для соперников. Акцент делается на то, чтобы цель вопроса была не завалить соперника, а дать возможность, используя свои знания, «вытащить» ответ на интересную и познавательную тему.
[20] Как представители поварского дела, учащиеся должны уметь заполнять калькуляционные карты, что само по себе нелегко (много расчетов). А если это делать в EXCEL, то эта работа упрощается в несколько раз. Для этого участникам надо вспомнить необходимые знания по электронным таблицам и рассчитать калькуляцию. Особое внимание уделяется на умение правильно использовать нужные формулы, копировать их, объединять ячейки, обрамлять таблицу. От четкого выполнения каждого участника своего задания будет зависеть успех всей команды. Данное упражнение учит ребят выполнять задание, которое будет необходимо им в будущем.
[21] Здесь снова дается возможность учащимся самостоятельно проконтролировать своих товарищей, проанализировать их работы и высказать свою точку зрения.
[22] В любом деле должен быть не только хороший настрой, но и продуманный анализ проведенного мероприятия. Поэтому прежде чем преподаватель сам подведет черту, надо дать возможность высказаться ребятам, чтобы они учились анализировать, выделять самое главное, высказывать свою точку зрения.