Организационный момент (знакомство с планом работы конференции; порядок выступления групп; правила работы по группам).
Изложение нового материала. Выступление учащихся по группам.
В начале урока учитель формулирует проблемный вопрос: «Зачем нужна компьютерная сеть?»
Примерный ответ: Для передачи данных на большие расстояния. В сети могут общаться много компьютеров. Общий доступ к оборудованию, например, лазерному принтеру.
По мере ответов учащихся, в диалог можно добавить другие проблемные вопросы:
Какие технические и социальные проблемы решаются средствами глобальных компьютерных сетей?
Примерный ответ: Распространение Интернета решает важную социальную проблему – проблему «информационного неравенства», которое существует между людьми, живущими в разных странах и на разных континентах, но самое главное в крупных городах и на периферии.
Почему на современном этапе развития общества важным элементом информационной культуры становится умение использовать Интернет?
Примерный ответ: Необходимо умение использовать компьютер для общения с другими людьми, для дистанционного обучения, для поиска справочной информации, для коммерческой деятельности для участия в конкурсах, форумах, и много другого.
Итак, мы убедились, насколько важна рассматриваемая нами тема, поэтому целью сегодняшнего урока будет наша совместная деятельность, направленная на изучение компьютерных сетей.
Учитель вводит понятие телекоммуникации, компьютерные телекоммуникации, компьютерные сети, ее назначения и рассматривает программное обеспечение компьютерных сетей (клиент-сервер)
Телекоммуникации ( от греч. tele — вдаль, далеко, лат. сommunicatо - связь) - обмен информацией на расстоянии с помощью средств связи.
Компьютерные телекоммуникации обмен информацией на расстоянии с помощью компьютера.
Учитель проецирует на экран и работает с ресурсом из Единой коллекции ЦОР. «Устройство компьютерных сетей (№ 119340)».
Компьютерная (электронная) сеть это система обмена информацией между различными компьютерами.
Назначение локальных сетей:
· передача информации между компьютерами;
· совместный доступ к программам и данным, совместное использование оборудования.
Затем организуется работа по группам: каждая группа, которая готовила доклад, выступает с ним.
1-я группа - «Виды сетей» (должна представить виды сетей по географическому признаку, отличия между ними и типы каналов связи - подробнее остановиться на локальных сетях, рассказать, какие сети являются одноранговыми и в каких сетях используется сервер).
В тетрадях учащиеся делают конспект.
Виды сетей:
· локальные (внутри одного учреждения);
· региональные (внутри города, страны, континента);
· глобальные (между компьютерами всего мира).
Локальная сеть - это соединение 3-х и более компьютеров друг с другом на небольшом расстоянии (внутри одного учреждения) с помощью кабелей.
Сервер - центральный компьютер, на котором установлено сетевое программное обеспечение. Остальные компьютеры называются рабочими станциями, клиентами или абонентами сети. Такая сеть называется клиент-сервер.
Одноранговая сеть - сеть, в которой нет специального сервера.
Администратор человек, который отвечает за работу сети, ее исправность, за права доступа пользователя.
Провайдер - организация, которая владеет сервером и предоставляет услуги по работе в сети.
Глобальная сеть. Краткий экскурс в историю создания.
Описание понятия и архитектуры с использованием ресурса из Единой коллекции ЦОР. «Глобальные сети (№ 119347)».
3 Закрепление. После выступления, учащимся в группах предлагается заполнить таблицу в задании1, которая затем фронтально проверяется.
Задание 1. Подумайте о достоинствах и недостатках каждого вида соединения.
Критерии оценки сети
Шинная
Кольцевая
Звезда
Экономические затраты на кабель
Возможность нелегального подключения
Возможность подключения абонента без остановки работы сети
Возможность обмена информацией без сервера
Влияет ли поломка компьютера абонента на работу сети?
2-я группа - «Топология сетей» (должна представить в ознакомительном порядке виды топологий и типы каналов связи для каждого вида).
Группа для наглядного сопровождения выступления использует ресурс из Единой коллекции ЦОР. «Модели различных конфигураций локальной сети (№ 119373)».
Рассматриваются различные варианты подключения к глобальной компьютерной сети Интернет (по телефонной линии, по оптоволоконному каналу, по радиоканалу, по спутниковому каналу). Работа с учебником на странице 163-164.
3-я группа — «Что должен иметь компьютер, который подключен к сети?» (должна представить в ознакомительном порядке аппаратное обеспечение компьютерных сетей: сетевая карта, адаптеры, модем, кабель).
Группа для наглядного сопровождения выступления использует ресурс из Единой коллекции ЦОР. «Аппаратное и программное обеспечение сетей (№ 119316)».
Прямое соединение - соединение двух компьютеров между собой с помощью кабеля.
Для соединения компьютеров между собой нужны:
· сетевые платы для каждого компьютера;
· соединительные кабели;
· сетевое программное обеспечение.
Виды используемых кабелей:
· витая пара
· коаксиальный кабель (состоит из центрального
проводника, одножильного или многожильного,
и внешней экранирующей оплетки);
· телефонный кабель;
· оптоволоконный кабель (состоит из двух проводов, каждый из которых проводит световые волны в одном направлении).
Учитель: «Вспомните какие единицы передачи информации вы уже знаете?»
Единица измерения скорости передачи данных бод (количество бит в секунду).
Максимальная скорость передачи информации в локальной сети может достигать 100 Мбит/с.
3. Закрепление
Задание 1. Определите, сколько страниц текста можно передать по такой сети за 1 с?
Во время выступления одной группы остальные учащиеся разбиваются «на черных» и «белых» абонентов внимательно слушают выступления, чтобы затем задавать вопросы или высказывать свое мнение в защиту. Учитель оценивает работу учащихся и ведет протокол, в котором фиксирует качество выступления (согласно критериям) и учебную активность (вопросы). Протокол может быть как «открытым» для учащихся, так и «закрытым».
Учитель по мере надобности комментирует выступления, акцентирует важные мысли, подводит итоги, делает логические переходы
В течение урока оценивается работа всех учащихся: и докладчиков (помимо оценки за доклад они могут получить оценку за вопросы другим группам и за составление таблицы).
4. Практическая работа. Выполнение ресурса из Единой коллекции ЦОР. «Практическое задание №1 Тема: Как устроена компьютерная сеть (№ 119426) ».
Рефлексия
Какие впечатления от урока у вас остались?
Понравилась ли вам сегодняшняя форам работы на уроке?
Что нового по теме вы узнали сегодня на уроке? Изученные понятия о которых говорят дети сопровождаю слайдом из коллекции «Логическая схема понятий по теме компьютерные сети №119419)».
Какие вопросы при изучении темы нам еще предстоит рассмотреть?
Подведение итогов урока.
Домашнее задание. Ресурс из Единой коллекции ЦОР. «Домашнее задание №1 Тема: Как устроена компьютерная сеть (№ 119362)».