Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка"
Submitted by Татьяна Болеславовна Юрко on Tue, 29/03/2011 - 14:19
Оргмомент и целеполагание. Мотивация деятельности.
Беседа об отношении к учению и отметкам.
3. Слово о художнике Ф.П. Решетникове и его картинах.
Сегодня у нас в гостях художник, который имеет собственное суждение об отношении к учению и роли оценки учебного труда в жизни школьника. Конечно, Фёдор Павлович Решетников, о котором я говорю, не мог прийти лично (его уже нет в живых), но, как это часто бывает, произведения искусства красноречиво говорят за своих авторов. Хотите поближе познакомиться с художником и самой известной его картиной?
Краткое сообщение учащегося о жизни и творчестве
Презентация «Творчество Ф.П. Решетникова»
4. Беседа по содержанию картины с попутными выборочными записями в черновике.
- Какую ситуацию изобразил художник?
- В каком классе, по-вашему, учится герой картины? Почему вы так думаете? Как он успевает?
- Опишите мальчика. Что вы можете сказать о выражении его лица и позе? По каким признакам можно судить о том, что перед нами не очень прилежный ученик и это не первая его двойка?
- Что о любимых занятиях мальчика мог бы рассказать его «бывалый» портфель? Чем занимался мальчик накануне вместо того, чтобы учить уроки?
Вывод:Портрет – средство характеристики. Лицо – зеркало души и настроения. Детали могут иметь особый эмоциональный смысл. Попробуем эту мысль органично ввести в сочинение. Она подтверждается изображением других персонажей картины.
- Как относятся к двоечнику сестра, мать, младший брат? Опишите их. Как в их позах и выражении лиц отразились их чувства?
- Кто встречает мальчика с радостью?
5. Творческие задания.
- Описать одного из персонажей так, чтобы было понятно, о ком идёт речь.
- Рассказать о характерах персонажей, обосновать свои наблюдения.
- Рассказать о настроении персонажей.
- Описать цветовую гамму картины. Подумать и ответить, почему на картине так много красного цвета? Что он может символизировать?
- Объяснить авторский замысел. Что хотел сказать художник,
изобразив для нас возвращение домой ученика, получившего
двойку. Как он лично относится к герою своей картины?
- Разделиться на две группы в зависимости от того, сочувствуешь ли герою картины или нет. Посоветоваться в группах и поручить одному ученику представить общее мнение с обоснованием выбранной точки зрения.
6. Инсценирование ситуации, изображённой на картине, с последующим обсуждением, удалось ли ребятам передать авторский замысел. Это задание может носить опережающий характер для группы творческих учеников или выполняться экспромтом.
7. Практическая работа с интерактивной доской
Подобрать проверочные слова:
Ог…рчение светлог…ловый в…новатый г…стиная
в…ротник т…жёлый л…стает об…жается
Проверить написание слов, составить с ними предложения:
П…ртфель г…лоши велос…пед
перевяза…ый натруже…ые ге…графическая
(не) зря (не) оправдал (не) способен
Дополнить предложения словами, обратить внимание на пунктуацию, записать:
Мама как будто спрашивает : «Сынок, …….?»
«Опять …….., бездельник!» - ухмыляется сестра.
*Задание формулируется таким
образом, если темы «Прямая речь»
и «Обращение» не изучены.
Составить высказывание о том, что послужило причиной двойки, с использованием выражений «я думаю», «по моему мнению», в предложении они выделяются запятыми. Записать такое предложение в черновик.
Составить предложение, используя антонимы «грустный – радостный».
Составить предложения по данному началу:
Обстановка комнаты говорит о том, что здесь живут …
Встав на задние лапы и виляя хвостом, любимый пёс …
Старшая сестра смотрит на провинившегося брата с упрёком,
потому что …
В глазах мамы – настоящая, глубокая обида, ведь она …
Мальчик, наверное, осознаёт, что …
Изобразив драматическую ситуацию в доме двоечника, художник хотел нам сказать, что …
Картина заставила меня задуматься о …
8. Работа над планом, вариантами начала и конца сочинения.
9. Устное описание картины по составленному плану. Совместное дополнение ответов.
10. Самостоятельная правка черновика, работа со словарём.
Индивидуальные консультации учителя.
11. Домашнее задание: используя по своему усмотрению лексический материал урока, написать сочинение-описание или рассказ на одну из тем, предложенных в упр. № 219.