Submitted by Елена Николаевна Лукьянова on чт, 24/02/2011 - 21:14
Методика проведения урока
►Ввод понятия «алгоритм» на основе собственного опыта учащихся
В школе дети выполняют одинаковые задания, но результат при этом может быть самый разный. От чего это зависит?
ВАРИАНТ ДИАЛОГА
Вопрос:Любите ли вы играть?
Ответ:Да.
Вопрос:Назовите игры, в которые вы играете, и кратко опишите их.
Ответ:Подвижные, спортивные игры, головоломки, компьютерные игры.
Примечание. Названные игры можно записать на доске.
Вопрос:Если вы учите кого-нибудь игре, что вы объясняете?
Ответ:Правила и действия.
Вопрос:Что общее у всех игр?
Ответ:То, что все их участники должны соблюдать правила игры.
Вопрос:Рассмотрим другой пример. Можете ли вы в уме перемножить четырехзначные числа?
Ответ:Нет.
Вопрос:Как можно выполнить умножение в этом случае?
Ответ:Умножить в столбик.
Вопрос:Как вас учат писать сочинения по литературе, с чего надо начинать?
Ответ:Сначала надо составить план.
Вопрос:Сможете ли вы приготовить плов? Чем следует воспользоваться, чтобыприготовить незнакомое блюдо?
Ответ: Кулинарной книгой.
Следует сказать о том, что и в учебе работа происходит по плану, который составляет учитель.
Любая целенаправленная деятельность человека осуществляется по плану.
История возникновения термина «алгоритм»
Более тысячи лет назад восточный математик Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми написал учебник «Арифметика индусскими цифрами». По нему европейцы научились счету с помощью десяти цифр и узнали правила действий над ними. Учебник этот попал в Европу от арабов, поэтому цифры у нас называются арабскими. Многие столетия до этого люди были убеждены, что правила счета очень сложны и доступны только избранным. В учебнике аль-Хорезми привел такие методы счета, которые легко усваивает даже ребенок, и арифметические действия можно производить, не задумываясь над их смыслом. Впоследствии арифметику в десятичной системе счисления долгое время называли словом «ал-хорезм», которое затем трансформировалось в «алгоритм».
С развитием науки и техники человечество осознавало, что можно научиться выполнять сложные действия, если их разбивать на последовательность простых. Слово «алгоритм» приобрело другой смысл, относящийся не только к арифметике.
Алгоритм— описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечноечисло шагов.
История развития алгоритмов прошла длинный путь от интуитивного понимания и стихийного применения до осознания закономерностей и практического использования в современных компьютерах и компьютерных системах.
В примерах, приведенных в учебнике называются некоторые области деятельности, в которых используются алгоритмы.
Вопрос Откуда берутся алгоритмы?
Ответ: Они написаны в книгах, их объясняет учитель, показывает тренер.
Вопрос: Кто составляет алгоритмы?
Ответ: Человек, который знает и понимает, как надо что-либо делать.
Вопрос: А откуда этот человек узнал, как надо делать?
Ответ: Он узнал из других книг или от другого человека, сам исследовал, думал.
Вопрос:Можете ли вы научить другого чему-нибудь?
Ответ: Да, если сами хорошо знаем алгоритм.
Вопрос: Может ли компьютер без участия человека подсчитать значение сложнойдроби?
Ответ: Нет, только человек знает, в каком порядке надо выполнять действия.
В учебнике приводится пример алгоритма использования домофона. Желательно обратить внимание па очередность выполнения отдельных действий — шагов алгоритма. Если составлен алгоритм, то любой человек может выполнить «автоматически» предписанные в нем действия. Подобную работу можно поручить и компьютеру.
Алгоритмизация— процесс разработки алгоритма (плана действий) длярешения задачи.
► Знакомство с понятием «линейный алгоритм»
Развитие понятия «алгоритм», начавшееся в 30-е годы XX века, идет в двух направлениях: с одной стороны — в строгой классической теории алгоритмов в области математики, с другой — в прикладной теории алгоритмов для различных видов деятельности.
ВАРИАНТ ДИАЛОГА
Вопрос: Как вы объясняете другу решение задачи, которую он не успел сделатьдома?
Ответ: Даю списать.
Вопрос: Если ученик списал решение задачи, он сможет ответить на вопросы учителя по этой задаче?
Ответ: Нет.
Вопрос:Как же помочь другу?
Ответ: Рассказать алгоритм решения.
Вопрос: Как поступает друг, если ему непонятны объяснения?
Ответ: Задает вопросы.
Вопрос: Когда вы что-то объясняете другу, помогает ли это вам?
Ответ: Ответив на вопросы, мы сами лучше понимаем задачу.
Анализ ошибок многих технически сложных проектов XX века (создание новых самолетов, автомобилей, зданий, плотин) убедил исследователей, что большинство ошибок проектирования (если не все) являются алгоритмическими, то есть возникают из-за неправильного описания последовательности действий. В 70-х годах ряд ученых (Э. Дейкстра, К. Бом, Г. Джакопипи) доказали, что любой алгоритм можно составить, использовав всего три типа алгоритмических конструкций:
О простая последовательность действий (линейный алгоритм);
О повторение действий (циклический алгоритм);
О выбор действия (алгоритм разветвления).
Приведите примеры линейных алгоритмов из жизни. Эти примеры должны отражать последовательное выполнение действий. Предложите ученикам дополнить этот список собственными примерами. Рекомендуется записать в тетрадь определение линейного (последовательного) алгоритма.
Линейный (последовательный) алгоритм— описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке.
► Стадии создания алгоритма
Человек, составляющий алгоритм, должен хорошо понимать суть задачи. Исполнителем составленного алгоритма может быть любой другой человек, компьютер или механизм, если им известно, как следует выполнять элементарные действия, указанные в алгоритме.
ВАРИАНТ ДИАЛОГА
Вопрос:Знаете ли вы, в каком порядке строят дом?
Ответ:Сначала делают фундамент, потом на нем строят стены, потом накрывают стены крышей.
Вопрос Можно ли строить дом, начиная с крыши?
Ответ:Нет, ведь ей будет не на чем держаться.
Вопрос: Однако такая технология придумана для защиты от осадков. При этом крышу возводят на земле, а потом постепенно поднимают ее, возводя подней стены. Можете ли вы предложить алгоритм такого строительства?
Ответ: Да, тогда надо сначала построить какие-то упоры для крыши и поднимающие ее механизмы.
При составлении алгоритма необходимо сначала хорошо понять поставленную задачу и составить для себя план ее решения. Именно так выполняют сложные работы по алгебре, геометрии, биологии, физике, литературе. Это — первая стадия разработки алгоритма. В учебнике приведены примеры различных алгоритмов, которыми пользуются люди. Алгоритмы для многих школьных заданий составляются учителями.
ВАРИАНТ ДИАЛОГА
Вопрос: Как написать сочинение по литературе?
Ответ: Надо составить план. Любое сочинение состоит из вступления, основной части и заключения.
Вопрос: Как решать задачу по математике?
Ответ: Надо понять, что дано, что требуется найти, какие придется применить формулы.
Задача ученика — понять предлагаемый алгоритм, то есть убедиться в том, что все пункты плана он может выполнить. При этом ученик иногда обнаруживает, что некоторые слова или действия ему неизвестны. Он уточняет их у учителя пли в книге, приводя описание алгоритма к понятному для себя виду. Это — вторая стадия разработки алгоритма, па которой алгоритм уточняется и изменяется с учетом возможностей исполнителя алгоритма.
ВАРИАНТ ДИАЛОГА
Вопрос: Как сделать школьную газету?
Ответ: Придумать название, собрать материалы, написать их красиво или напечатать на компьютере, сделать рисунки.
Вопрос: Будет ли алгоритм другим, если вы выпускаете периодическую газету вомножестве экземпляров?
Ответ: Тогда нужна редколлегия (редакция), которая готовит номер, собирая материал. Газету лучше делать на компьютере, чтобы потом можно было печатать много одинаковых экземпляров.
Вопрос: Что необходимо иметь и уметь, чтобы выпускать газету?
Ответ:Надо иметь технику и расходные материалы, уметь писать интересные статьи, хорошо рисовать, подготовить текст и рисунки на компьютере, Компактно расположить материал на листе, работать с принтером.
Вопрос:Если у вас не найдется таких умельцев, что надо сделать?
Ответ:Либо отказаться от выпуска газеты, либо научиться все это делать.
Рекомендуется записать в тетрадь правила разработки любого алгоритма
1. Первая стадия — разработка примерного алгоритма, ориентированного па создающего его человека:
2. Вторая стадия — детализация алгоритма с учетом особенностей среды его выполнения:
Дополнительная информация для учителя
В начале обучения учителю полезно только акцептировать внимание па том, что алгоритмизация — это сложный творческий процесс в любом возрасте. В 70-е годы XX столетия в период бурного становления пауки программирования было доказано, что время разработки программы равно или даже меньше времени ее отладки, то есть процесса устранения ошибок. Тогда и была предложена технология создания программного обеспечения.
Эта технология позволила значительно сократить затраты на получение правильных программ