Используемые учебники и учебные пособия:
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
Тема нашего урока « Имя в реке времени».Прежде чем я поясню, что сегодня будет предметом наших наблюдений, нашего с вами разговора, прошу послушать замечательные строки из стихотворения прекрасного русского поэта Бориса
Пастернака:
Во всем мне хочется дойти
До самой сути:
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте,
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
Вот и мы с вами попробуем сегодня совершить пусть маленькие, но открытия,
попытаемся « дойти… до сути» такого неотделимого от нашей с вами жизни
явления, как имена.
Цель урока – продолжить знакомство с миром имён, их историей, значением и
своеобразием. А чтобы знакомство это было не совсем обычным, проведем мы
его в виде урока – конференции.
3. Реализация домашнего задания, словарная работа.
- Кроме задания собрать материал о своём имени, вам нужно было обратиться
к толковому словарю и выяснить значение слова « конференция». Кто же готов
разъяснить нам лексическое значение этого нового для нас слова?
( Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: конференция – собрание, совеща-
ние представителей каких – нибудь государств, групп).
- Поработаем с этим словом в наших орфографических словариках.
( В это время один из учеников получает карточку с индивидуальным заданием:
используя толковый словарь, подготовить небольшое сообщение « Что рассказал
мне толковый словарь о слове ономастика».)
- Запись в словарики слов:
конференция
конференц – зал
- Составьте с записанными словами словосочетания ( научная конференция,
встреча в конференц – зале).
- Послушаем сообщение ещё об одном новом для нас слове «ономастика»,
имеющем непосредственное отношение к теме урока.
( Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.
Ономастика 1.Совокупность собственных имён какого – нибудь языка.
2. Раздел языкознания, изучающий собственные имена.)
- Запишем в словарик и это слово.
4. Слово учителя.
- Итак, урок – конференция « Имя в реке времени». Программа нашей конферен-
ции перед вами:
1. Верования и обычаи древнего человека, связанные с именем. - Сточний Сергей.
2. Своеобразие древних русских имён - Галкина Лидия.
3. История имён Иван и Мария - Иванов Иван и Орешкина Мария.
4. Причуды имён в 20 столетии - Величко Саша.
5. Имена - трансформеры - Фёдоров Егор.
- Начиная разговор об именах, обратимся к этимологии слова ИМЯ.
Это слово некоторые учёные сближают с древнерусским ИМЪТИ - « иметь»,
« считать», « принимать за кого – либо или за что – либо»; другие считают, что
слово восходит к древнеиндийскому ИЮОТИ - « отделяет», т.е. имя даётся
для того, чтобы отличать людей или животных друг от друга.
Слово ИМЯ имеет множество « родственников» в языке, расцветает в языковой
системе пышным цветом, что свидетельствует о живучести и востребованности
данного слова в языке.
Попробуем собрать « родственников» этого слова. Составим « гнездо» однокоренных слов.
На доске:
Наименованье
именовать наименовать
именно именной
ИМЯ
именины именинный
именинник именитый
именительный падеж.
- Чтение и толкование слов из предложенной схемы.
5.Выступление участников конференции в соответствии с
программой.
6. Выступление участников конференции – рассказы о своём
имени.
- Каждый из вас, готовясь к конференции, собирал материал о своём имени,
проводил маленькое научное исследование. Кто хочет поделиться с нами своими
открытиями?
7. Подведение итогов урока. Оценка выступлений учащихся.
Комментирование домашнего задания.
- Написать сочинение – миниатюру о своём имени, используя собранный материал
и сведения, полученные в ходе урока;
- Редколлегии класса выпустить газету « В мире имён».
Фрагменты работ учащихся.
« Меня зовут Анастасия. Это древнегреческое имя. Оно означает « возвращение
к жизни».
Назвали меня так потому, что моей маме очень нравилось это имя ещё с
детства. Да и бабушка у неё была Анастасия.
Настенька - самое распространённое имя героинь русских сказок. Девочке с
таким именем на роду написано быть самой красивой, самой умной, самой
нежной.
Мне очень приятно, что про Анастасию слагались стихи и песни. Вот несколько
строк из них:
Анастасия – голубоглазый цветок России.
Живи, девчонка, расти на счастье,
Анастасия, и просто Настя…»
( Настя К.).
« Вероника – это библейское имя, имя женщины, которая, согласно легенде,
вытерла пот с лица Иисуса, когда он нёс крест.
Моей маме всегда нравилось имя Вероника, поэтому она решила меня так
назвать…
Моё имя означает « победительница», и, возможно, когда – нибудь я оправдаю
это значение. А пока я не очень решительная, застенчивая…
Я благодарна своей маме за моё имя.»
( Вероника Ф.).
« Иван – распространённое русское имя. Так я думал до недавнего времени, пока
не заинтересовался его происхождением. Оказалось, что оно древнееврейское.
Старинная форма моего имени – Иоанн…
Назвали меня Иваном в честь моего прадедушки, который участвовал в
Великой Отечественной войне.
Иванами да Марьями
Гордилась вся страна, -
поётся в известной песне. А я горжусь своим именем.»
( Иван И.).