Тема: «Сочинение-описание картины И.И. Машкова «Клубника и белый кувшин» (2 урока) Слайд № 1
Цели и задачи: обучить написанию связного текста – описание картины в художественном стиле на основе личных впечатлений; научиться собирать материал к сочинению, строить ответ в определенной композиционной форме, исправлять, дополнять, совершенствовать написанное; работать с выразительными средствами языка
- Сегодня у нас урок развития речи, познакомимся с картиной русского художника Машкова, рассмотрим картину, поговорим о ней, напишем сочинение.
- Вспомним, что такое описание? (Слайд № 2)
Чтобы описать ярко, красочно нужно использовать тропы: эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры.
Слайд № 3. С. Есенин «Поет зима – аукает»
- Сможем ли мы так же поэтично описать картину знаменитого художника Ильи Ивановича Машкова (1881 – 1944) «Клубника и белый кувшин»?
- Рассмотрим картину. Первые впечатления? (Яркая, красивая, все предметы как живые, привычные и какие-то новые)
- Перечислите предметы, которые изобразил художник на полотне? (Стол, кувшин, банка, ветки смородины, клубника, тарелка)
- Как думаете, какую задачу поставил перед собой Машков, рисуя обычные, ничем не примечательные предметы? (Смотря как смотреть: потребительски (как вкусно, сладко, хочется съесть) или духовными глазами, любуясь)
- Обратимся к альбому с репродукциями, Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи. Русский язык и литература, 5-7-е кл. Откроем и рассмотрим другие натюрморты. Художники давно стали изображать «мертвую природу» (вещи, цветы, овощи, фрукты) на своих «натюрмортах» ( с фр. nature – «природа», morte – «мертвые»). Слайд № 4, чтобы научить нас видеть красоту и неповторимость природы, относиться к ней эстетически, наслаждаясь, духовно.
Слайд № 5. Критик Луначарский так говорил о работах Машкова: «Не только правдивы до своеобразной иллюзии, но необыкновенно красивы, заманчивы, ярки»
- Что значит «правдивы до своеобразной иллюзии»? ( Иллюзия – обман чувств, нечто кажущееся. В данном случае возникает иллюзия живого, натурального хочется потрогать, съесть). Обращаемся к репродукции, рассматриваем.
Слайд № 6, 7. Определимся с целью нашей работы: 1. Мы будем писать сочинение по картине и проверять свою наблюдательность, умение видеть. 2. Попробуем найти слова, которые передадут неповторимость, художественное своеобразие картины.
- Какой тип речи будем использовать для нашей работы? Картина статична, предметы не могут двигаться по полотну, они как бы застыли. (Будем использовать описание)
- Как свяжем между собой предметы на картине? (Вступлением, заключением, главными переходами от одного предмета к другому, названием картины, общей идеей)
То есть составим план, подберем нужные слова и выражения. Работа со слайдами № 8, 9, 10, 11, 12.
На: Сочинение-описание картины И.И. Машкова «Клубника и белый ку
На: Сочинение-описание картины И.И. Машкова «Клубника и белый ку