1. На слайде: картина Сурикова «Боярыня Морозова».
Учитель:
-
Взгляните на эту картину.
Перед нами одна из самых богатых и знатных женщин Москвы XVII века – боярыня Морозова. Здесь мы не видим ее в богатых одежах и парадных санях, художник изобразил ее закованной в цепи в сопровождении стражи; с гневом обращается она к собравшимся. Единственный, кто открыто осмеливается поддержать боярыню, - юродивый, сидящий в лохмотьях прямо на снегу. В толпе одни откровенно плачут, другие смеются и ликуют. Судьба этой женщины будет страшной – посаженная в земляную тюрьму, она умрет мучительной смертью.
- Что же произошло, какие исторические события легли в основу сюжета картины Василия Сурикова?
- Ответ на этот вопрос мы узнаем на нашем уроке, изучив тему «Русская православная церковь в XVII в. Церковный раскол.
2. События начала XVII века – Смутное время - стало суровым испытанием не только для русской земли, но и для русской православной церкви. Захватившие Москву поляки не только уничтожали храмы, но и оскверняли мощи святых, грабили церкви, убивали служителей церкви.
В октябре 1612 года народное ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от польских захватчиков и Земский собор 1613 года избрал новым царем Михаила Федоровича Романова, а патриархом был избран –Филарет, отец царя Михаила Федоровича.
3. (работа с учебником)
Найдите на стр. 56 учебника:- Какие задачи стояли перед новым патриархом? – Чего ему удалось добиться?(… среди них был главным вопрос обновления церковных книг и обрядов). 4.Итак, вопросы церковного характера Филаретом так и не были решены.
В конце 40-х гг. XVII века в Москве возник кружок «Ревнителей древнего благочестия», в который вошли видные представители духовенства: духовник царя Стефан Вонифатьев, архимандрит Никон, протопоп Аввакум, князь Львов и др.
Цель кружка:
· разработать программу церковной реформы.
· устранить разночтения в богослужебных книгах.
Что это были за разночтения и почему вопрос о реформе вообще возник?
5. Учитель:
- Анализ этих документов показывает нам, что к середине 17 века явно назревают предпосылки к проведению церковной реформы. В 1651 году, по предложению царя Алексея Михайловича, новым патриархом был избран митрополит Новгородский Никон. Ему и было поручено провести церковную реформу.
(Просмотр фильма из истории Карамзина "Патриарх Никон")
6. Учитель:
- В 1653 – 1655 гг. началось осуществление церковной реформы.
Проанализируйте документ 2и выделите из негоСодержание церковной реформы.
(Работа учащихся с документом и заполнение таблицы на доске)
(слайд с таблицей) 1 колонка есть, 2 заполняют дети.
Крещение двумя перстами;
Земной поклон;
Двукратное пение "аллилуйя";
Движение верующих в церкви вокруг алтаря по солнцу;
Написание имени Христа Исус
Крещение тремя перстами;
Поясной поклон;
Троекратное пение "аллилуйя";
Движение верующих в церкви вокруг алтаря против солнца;
Написание имени Христа: Иисус
-изменение в иконописи. Все иконы написанные по старым образцам, подлежали уничтожению.
7. Учитель:
Но новый патриарх был человек своенравный, волевой и фанатичный. Получив власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской и, по существу, предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть, по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета. Никон говорил: «как месяц имеет свет от солнца – так царь имеет власть от патриарха».
Этим заявлением он явно намекал на то, что церковная власть выше светской царской власти.
- Как вы думаете, как отреагировал царь на такое заявление патриарха?
(обсуждение)
- А теперь обратимся к учебнику стр.58 – 59 и проверим наши высказывания.
8. Церковный Собор 1666 – 1667 года осудил Никона. Выступивший на Соборе царь заявил, что Никон «самовольно, без нашего царского величества повеления церковь оставил и от патриаршества отрекся». Этим заявлением царь дал понять, что реальная власть в стане принадлежит только ему. Собор поддержал царя, а Никон был осужден на вечное заточение в монастырь. Одновременно Собор поддержал церковную реформу и проклял всех ее противников, которые стали называться старообрядцами. Так начался раскол русской православной церкви.
Запись в тетради:
раскол– религиозно-общественное движение, вылившееся в отделение от Русской Православной Церкви части верующих, не принявших реформу патриарха Никона. Старообрядцы (раскольники) – люди, отказавшиеся принять церковную реформу патриарха Никона.
9. Учитель:
Выдающимся руководителем старообрядцев стал протопоп Аввакум. С юных лет посвятив себя церкви, он был активным сторонником и проповедником благочестивого образа жизни. Реформы Никона он воспринял резко отрицательно. За свои взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе, а затем арестован и заключен в монастырь. Но и там он вел пропаганду старообрядческих идей и принципов, за что был предан церковному проклятию, и заключен в тюрьму. В последнем своем заключении он написал знаменитое литературное произведение «Житие».
Найдите у себя на столе документ под № 3 и зачитайте его. О каком событии идет речь в данном отрывке?
Судьба Аввакума была трагична. В 1682 году он был приговорен к казни и заживо сожжен.
Государство и церковь преследовали староверов. Они уходили в далекие и глухие места, где основывали свои поселения – скиты ( Север, Сибирь, Урал) Фанатично преданные своей вере, они устраивали коллективные самосожжения, т.е. огненное крещение.
Наиболее сильно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании 1668-1676 гг. старообрядцы отказались принять новые богослужебные книги и «заперлись» в монастыре. В 1676 г. предатель через тайный лаз впустил царские войска в монастырь. Из 500 защитников крепости в живых осталось 60.
Старообрядчество было запрещено церковными соборами 1654 и 1656 гг. и преследовалось властью.
Лишь в 1971 году Русская Православная Церковь отменила решения церковных Соборов, предавших старообрядцев проклятию.
- А теперь давайте вернемся к началу урока, к репродукции картины Сурикова «Боярыня Морозова». Вы уже догадались, что перед нами сторонница старообрядцев. Взгляните на ее выразительное лицо, отразившее ее волю и веру. Измученная, но не покорившаяся , закованная в кандалы, но не побежденная – такой запоминается Морозова, ставшая на века символом трагедии раскола Русской православной церкви.
- Что нового мы сегодня узнали на уроке? Я попрошу вас выразить это словами синквейна.
10. Составление синквейна.
У вас на столах лежат папки - алгоритмы. Откройте их и найдите правила составления синквейна. Составьте синквейны к словам:
Церковь XVII века в России
Реформаторская православная
Изменить добиться влиять
Непродуманные реформы с тяжелыми последствиями
Раскол
Раскол
Неоднозначный противоречивый
Отстоять сохранить недопустить
Реакция на церковные реформы XVII века
Трагедия
Никон
Волевой фанатичный
Исправить разделить уничтожить
Переустроить церковь, изменив обряды
Реформа
11.Какие выдающиеся личности того трагичного для русской православной церкви времени вам запомнились?
Найдите на столах документ под № 4 и угадайте о ком идет в нем речь?
12. Рассмотрите изображения на листе под № 5 ил на доске и объясните , какие из них относится к старообрядчеству, почему вы так решили?
13.Закрепление: на доске.
Тест
1. Как звали патриарха, начавшего церковную реформу:
а) Игнатий
б) Филарет
в) Никон
2. Причиной церковной реформы не было:
а) искажение церковных книг
б) искажение церковных обрядов
в) конфликт между царем и патриархом
3. Лидер старообрядцев XVII в.. писатель:
а) Филарет
б) Никон
в) Аввакум
4. Церковная реформа привела:
а) к сплочению верующих
б) расколу между верующим
в) конфликту между царем и патриархом
В последнее время мы часто слышим такое слово как толерантность, т.е. терпимость. Терпимое отношение к людям других национальностей, других верований, других взглядов. Ведь
« Для человека главное жить по совести,
Лекарства смогут продлить наш срок
на несколько лет,
а праведность и терпимость подарят жизнь вечную".
Митрополит Кирилл
14. Подведение итогов. Выставление оценок.
15. Домашнее задание: прочитать § 7, ответить на вопросы