- Ребята, освоить русский язык трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к занятиям.
1) Актуализация знаний.
2 слайд
- Сегодня все ученики нашего класса отправятся в волшебный мир русской народной сказки «Гуси- лебеди». Помните, гуси – лебеди унесли братца. Побежала девочка искать его. Она просила помощи у печки, яблони и речки. Но прежде чем помощь девочке, они просили ее исполнить их желания.
3 слайд
Девочка, конечно, спешит, волнуется. А нас много, мы поможем ей. Если в сказке у девочки были одни испытания, то у нас с вами – другие и намного сложнее. Испытания будут связаны с темой сегодняшнего урока.
А тему сформулируете сами. В путь! Добро пожаловать в сказку.
4 слайд
Итак, девочка догадалась, что гуси – лебеди унесли братца, и бросилась догонять их. Бежала, бежала, увидела – печь стоит.
- Печка, печка, скажи, куда гуси – лебеди полетели? Печка ей в ответ: «исполни мое желание, скажу!»
- В сказке девочка исполнила желание печки? Печка сказала куда гуси – лебеди полетели? Мы поможем девочке. А чтобы ошибок избежать, будем память развивать.
- Молочная река, кисельные берега, куда гуси – лебеди полетели?
- Какое желание просит исполнить молочная река?
- Помогла ли она девочке?
- Почему же и печка, и речка, и яблоня не сказали девочке, куда гуси – лебеди полетели?
в) Словарная работа.
- Мы поможем девочке исправить ее ошибки.
- Я загадаю вам загадки.
Девочкам. Мальчикам.
Белое да не вода, Рыжий молокозавод
Сладкое, да не мед. День жует и ночь жует.
От рогатой беру Ведь траву не так легко
И деточкам даю. Переделать в молоко.
- Какое правило нужно помнить, чтобы грамотно написать эти слова. Назовите орфограмму (-оро-, -оло-).
- Сейчас запишем слова с этой орфограммой.
Три группы работают
с перфокартой.
К . рова, м . локо, м . роз,
в . рона, с . рока, в . робей
Взаимопроверка.
- Дайте корове кличку. Составьте предложение и разберите его по членам предложения.
Задание для четвертой группы: списать слова, вставляя пропущенные буквы.
М . рковь, п . мидор, к . ртофель,
. гурец, к . пуста, ов . щи
Самопроверка.
Сочините стихотворение, используя эти слова.
Самооценка
Долго девочка бегала по полям и лесам.
13 слайд,14 слайд
Вдруг видит Избушку на курьих ножках. Стоит, поворачивается. В избушке баба – яга прядет, а на лавочке сидит братец. Ежик помог девочке. Взяла она братца и побежала.
Сестра с братцем добежала до речки.
- Речка – матушка, спрячь меня!
- Исполни мое желание. (Девочка съела простого киселька с молоком). Помогите девочке, выполните свое задание.
г) Проверка домашнего задания.
1) №244 - подчеркнуть названия животных одной чертой, клички – двумя.
Обратная связь – проверка с помощью разноцветных флажков.
2) Индивидуальное задание - записать названия городов, которые находятся на территории Татарстана.
Проверка.
15 слайд
Выбери верное утверждение:
- Имена собственные пишутся с большой буквы
- Имена собственные пишутся с маленькой буквы.
Обсуждение в группах.
16 слайд
Физминутка(магнитофонная запись: шум воды, голоса птиц).
Белые лебеди, лебеди летели и на воду сели.
Сели, посидели. Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться.
Очень бесшумно на воду садятся.
2. Операционально – исполнительный этап.
1. Решение УЗ.
Молодцы! Вы выполнили задание. Речка укрыла девочку с братом под кисельным берегом.
Девочка с братом опять побежали. А гуси – лебеди летят, крыльями машут. Вот – вот схватят.
17 слайд
Стоит яблоня. Обратилась девочка к ней.
Яблоня: «Съешь мое лесное яблоко»
- Как поступила девочка?
А нам яблоня дает такое задание: «В моем лесу обитают разные животные и птицы. Познакомьтесь с ними. Подберите животным клички и запишите их рядом с названиями».
18 слайд, 19слайд
Кошка Шарик
Собака Мурка
Корова Сокол
Конь Зорька
Гусь Гришка
Проверка. (Правильный ответ на экране).
- С какой буквы написали клички животных?
Самооценка
Физкультминутка по тренажерам В. Ф. Базарного.
Глазами водят за паучком по:
- горизонтали,
- вертикали,
- овалу по часовой стрелке,
- овалу против часовой стрелке,
- восьмерке.
- Дайте животным клички на татарском языке.
20 слайд
эт –
мәче –
сыер –
ат –
-Животных мы называем нашими младшими братьями, нашими друзьями. За что же мы любим их? Как нужно относиться к животным?
- Вы отлично справились с заданием. Яблоня заслонила ветвями. Гуси – лебеди не заметили детей. Девочка опять побежала. А гуси – лебеди летят. Того гляди братца из рук вырвут. Добежали они до печки.
21 слайд
- Печка – сударыня, спрячь меня.
- Съешь моего ржаного пирожка.
А нам печка дает такое задание: «Образуйте фамилии от названий цветов, клички животных – от слов, названия сел – от имен».
Работа в группах.
22 слайд
1) Колокольчик - 2) Шар –
Василек - Стрела –
Ромашка - Пух –
3) Семен –
Иван –
Николай –
4) По учебнику - с. 124 №240.
Проверка.
Вывод. С какой буквы написали названия деревень и городов?
На: «Употребление заглавной буквы в собственных именах существит
С уважением, Антонина Александровна
На: «Употребление заглавной буквы в собственных именах существит