Тема: Водяной пар в атмосфере. Облака. Атмосферные осадки.
(слайд№1)
Учебно – воспитательные цели:
1.Называть и показывать причины образования облаков, осадков.
2.Определять виды облаков, относительную влажность.
3. Объяснять особенности образования тумана.
4.Развивать навыки устной речи, умения обобщать и делать выводы.
5.Прививать интерес и любовь к предмету. Воспитывать экологическое мышление.
Планируемые результаты.
Знать:
Представления об относительной и абсолютной влажности, устройстве гигрометра, представление об условиях образования облаков, атмосферных осадках. Основные формы облаков
Уметь:
Распознавать основные формы облаков. Работать с климатическими картами.
Методы и формы обучения:объяснительно – иллюстративный - беседа с целью активизации опорных знаний;
Тип урока:комбинированный.
Оборудование:мультимедийный конспект – презентация; текст игры « Узнай слово»,выставка научной и художественной литературы по теме.
План урока.
I.Постановка цели и задач.
II.Повторение и проверка домашнего задания в форме игры
Вспомни! ( ветер, причины его образования, типы ветров, циклоны и антициклоны)
Узнай! (виды облаков, причину их образования; относительную и абсолютную влажность)
Научись! ( по климатическим картам определять количество осадков на разных территориях)
II. Повторение и проверка изученного материала.
Вспомни! (ветер, причины его образования, типы ветров, циклоны и антициклоны
Проверка домашнего задания в виде игры « Узнай слово».
Условие игры: на карточках для каждого ученика, написаны высказывания. Каждое высказывания имеет букву. Учащиеся выбирают правильное высказывание, тем самым открывают букву. Если дети примут правильное решение, то получится высказывание.
1. Ветер – это перемещение воздуха в вертикальном направлении. К
2. Ветер – это перемещение воздуха в горизонтальном направлении Д
3. Ветер всегда дует из области ВД в область НД Е
4. Ветер всегда дует из области НД в область ВД Р
5.Чем больше разница давления, тем ветер слабее М
6. Скорость ветра определяется с помощью прибора анемомерта Р
7.В северном полушарии ветер откланяется вправо, а в Южном - влево Ж
8. Ветер очищает воздух А
9. Ветер изменяет формы рельефа Т
10. Существует 12-бальная шкала скорости ветра, а в Америке 17-бальная Ь
11. Штиль дует со скоростью 0-0,2 м\с – это 0 баллов Н
12. Самое ветреное место на Земле в Антарктиде О
13. Бризы относятся к местным ветрам, меняющий свое направление 2 раза в год К
14. Бризы образуются на побережьях водоемов, рек , озер, водохранилищ из-за резкого контраста t суши и воды С
15. Районы распространения пассатов – тропики, а направление – Ю-В, С-В П
16. Стоковые ветры дуют на Антарктиде от центра материка к периферии О
17. Ветры западного переноса распространены в экваториальных широтах Т
18. В горных системах господствует ветер под названием « Фен» В
19. Властелин пустынь – самум Е
20. Самая ясная погода бывает при тропических циклонах М
21. Шкалу силы ветров предложил адмирал Бофорт Т
22. По шкале Бофорта ураган получил 12 баллов Р
23. Давление в центре антициклона - высокое У
( ответ : Держать нос по ветру)(слайд№3)
2. Изучение нового материала.
Мотивация на урок.
(Перед уроком учитель просит одного ученика намочить тряпку и вытереть ею классную доску)
Узнай! (виды облаков, причину их образования; относительную и абсолютную влажность)
1.Водяной пар.
На то, чтобы намочить классную доску ушло 10 грамм воды. Но прошло несколько минут – и доска сухая. Куда же делась вода? Испарилась.
Правильно ! Она превратится в невидимые капельки пара. И такого пара невидимого пара в земной атмосфере огромное море. Можно сказать, что мы живем на дне огромного воздушно-водного океана. Правда, воду мы не видим, она как бы растворена в воздухе.
Демонстрация опыта.
Можно сделать вывод:
Водяной пар – невидим, обнаруживает себя только при охлаждении. (слайд№4). Приведите пример. ( туман, роса)
Количество водяного пара в граммах в 1 м3воздуха называется абсолютной влажностью воздуха. (слайд№5)
Абсолютная влажность воздуха непостоянна, летом лужи высыхают быстрее, почему? Чем выше температура воздуха, тем больше водяного пара он содержит. Воздух, содержащий водяной пар называют насыщенным, над сухой и теплой поверхностью водяного пара мало и такой воздух называют ненасыщенный.
Вода всегда выделяется при охлаждении воздуха, насыщенного водяным паром. Относительная влажность насыщенного воздуха равна 100%.
Относительной влажностью называется отношение количества водяного пара, находящегося в воздухе, к тому количеству водяного пара, которое воздух может содержать при данной температуре. (слайд№6,7)
Найдите пример на стр. 121. Для измерения относительной влажности используют прибор гигрометр. (слайд№8)
Что же образуется при охлаждении поднимающегося воздуха? ( облака)
1.Облака. (Работа в группах) слайд№9
Прочитать стихотворение:
В вышине облака величаво
Бороздят океаны небес.
Солнце в ярких кудряшках играет,
Вслед верхушками машет им лес.
Вы плывите за дальние дали,
Посмотреть, как Земля хороша,
Как рассвет, закаты сияют.
И блестит ранним утром роса
Облачность слайд№10
1 группа ( девочки). Задание составить классификацию облаков и занести в таблицу их характеристику ( используя раздаточный материал) ( слайд№11)
Приложения:
Виды облаков
Высота образования
Особенности
Кучевые
а)
б)
Слоистые
а)
б)
Перистые
а)
2 группа.(мальчики). При рассказе мальчиков использовать слайды № 12,13,14
Как же образуются все эти виды облаков? (стр 122-124)
Выделить значение облаков: Почему зимой при сплошной облачности теплее, а летом прохладнее?
Возможные ответы:
1.задерживают тепло
2.распределение влаги
3.предсказание погоды
4.красота
Какую роль играют облака в настроении человека?
В сказках облака бывают морковные, яблочные, малиновые, - а бывают ли кислотные облака?
- Из-за чего это бывает? Какой вред наносят?
На нашей метеостанции, оснащенной новейшим оборудование зафиксировали сигнал SOS. Кому-то нужна помощь! (слайд№15)
Послушайте: - Жила-была капля по имени Лия в живописном озере у океана. Была она маленькая и несмышленная. Каждый день беззаботно плескалась в лучах ласкового солнца, ей было хорошо и уютно. Но однажды, в жаркий день, неведомая сила подхватила маленькую каплю и понесла. Лия от неожиданности закрыла глаза и вдруг опустилась на что-то мягкое, подняла ресницы и увидела облако состоящее из таких же веселых и красивых капель, посмотрела вниз и ахнула, увидев Землю красоты неописуемой. Вдруг ветер подхватил облако и понес все дальше и дальше от родного озера. Мама, мама, закричала Лия, но озеро ее уже не слышало.
Вопрос – Сможет ли капля вернуться к своему родному озеру?
3. Атмосферные осадки(слайд№16)
Воду, выпадающую на земную поверхность в жидком или твердом состоянии, называют атмосферными осадками.