«Народные промыслы малой родины. Путешествие в прошлое «Дела давно минувших дней». (урок ИЗО)
Submitted by Оксана Алексеевна Мокроусова on вс, 07/11/2010 - 00:56
Тема урока: «Народные промыслы малой родины. Путешествие в прошлое «Дела давно минувших дней».
Возраст детей: 10-11 лет
ЦЕЛИ И ЗАДА ЧИ УРОКА:
•формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в творчестве;
• формирование художественно-творческой активности;
•знать особенности народного творчества и знать историю их возникновения, создать собственные проекты в русле образного языка народного творчества.
ОБОРУДОВАНИЕ:
для учителя:оформление урока, записи песни «С чего начинается
Родина», звона колоколов, заставки к передаче «В гостях у сказки», Щедрин «Озорные частушки», «Ярмарка» и так далее;
для учащихся: инструменты и материалы для разнообразных технологий.
ХОД УРОКА:
1 Приветствие
2 Сообщение темы и цели занятия
(Звучит музыка с колоколами)
3 Объяснение
Педагог: В душе каждого человека живет светлое чувство любви к Родине. Да и как не любить край, где ты родился и вырос?
Мичуринск! Какой он? Мы сегодня перелистаем страницы истории, его прошлого и настоящего. Итак, пойдем в наш край.
Над тихой речкою, на круче
Стоит купеческий Козлов
Висит над городом тянучий,
Унылый звон колоколов.
(Звучат колокола)
Педагог:В городе много старинных домов,
Лестниц, балконов без краски,
В них, словно в зеркале, новый Козлов,
Город - виденье из сказки.
Речка Воронеж течет под горой,
Радуя душу волнами.
Шпиль над собором взмывается ввысь,
Веры даря вдохновенье
Силой природы дает всем запастись,
Разум вдохнет в поколенья.
Слава Мичурина в мире пошла,
Городу имя меняя,
Ягодам, фруктам названье дала,
Память в гранит превращая.
У города, возникшего на холме, был свой облик и освещенные традициями нравы.
Как по линейке вытянулись улицы Архангельская, Вознесенская, Соборная, Монастырская, Покровская, Лабазная, Мясницкая, Питейная, отражавшие своими названиями дух времени. А на окраинах в почерневших от времени лачугах, ютились ремесленники: портные, кузнецы, медники, сапожники, шапочники, скорняки.
Вся наша земля - это земля мастеров. Народное искусство сегодня представляет собой стержень, соединяющий современную художественную культуру с истоками человеческой цивилизации. Вот почему мы начинаем с вами знакомство с декоративно-прикладным искусством с изучения древних корней народного творчества.
Козловский уезд - с ним мы уже не раз встречались на наших уроках, и вновь возвращаемся к этому образу.
Всего в Козловском уезде насчитывалось 13 колхозов и 7 совхозов. У каждого свое название. И везде исключительные занятия -земледелие, промыслы в малых размерах. Ремесленников вместе с городскими (1897 г.) - 6965 человек.
А знаете ли вы, какие промыслы были в Козловском уезде? А хотите ли узнать?
Так давайте заглянем сквозь сотни лет в мир русского творения Козловского уезда.
(Звучит музыка «В гостях у сказки»)
Педагог: В некотором царстве, в некотором государстве давным-давно, когда русская земля еще была покрыта дремучими лесами, а купеческий город был славен верными друзьями - мастерами своего дела, которые не только могли трудиться, но и веселиться.
Да и как же встретить приход весны, если ее ждут с таким нетерпением. Начинается праздничное гулянье.
Представим себе шумную ярмарку в русском Козлов-граде.
(Звучат «Озорные частушки» Щедрина)
Педагог:Ярмарка, ярмарка
Огневая, яркая,
Плясовая, жаркая,
Глянешь налево - лавки с товаром,
Глянешь направо - веселье даром.
Так давайте станем участниками нашей сказки и поможем организовать праздник-ярмарку.
На ярмарку приехали представители пяти сёл: Хмелевого, Старого Тарбеево, Казинки, Изосимово, Мало-Лаврово.
В селе ХМЕЛЕВОМ изготовляли игрушки-свистульки. В руках настоящего мастера и доброе дерево, и живой податливый комочек глины способны ожить и рассказать удивительные сказки.
Сегодня каждый из вас расскажет свою сказку.
Мастера, расписывая игрушки кругами, крестами, словно сказывали о том, как солнце согревает своими лучами землю и даёт ей жизнь.
Птица - символ света и тепла, именно она по древним представлениям наших предков, приносила на крыльях весну-красну.
Задание:
Педагог: Вы не раскрашиваете, а украшаете свои игрушки, сохраняя белый цвет. В сочетании с другими придаёт игрушкам праздничность и нарядность. Составьте сюжетную композицию.
А там, где развивалось гончарное дело, мастера из МАЛО-ЛАВРОВО, что в15 километрахот города, создавали крынки, горшки для продажи и умело расписывали.
Задание:
Педагог: Составить натюрморт из данных элементов и сгруппировать их, используя приёмы «загораживание», «законы контрастов», единство всех элементов композиции.
В селе СТАРОЕ ТАРБЕЕВО женщины создавали прекрасные произведения искусства из лоскутков ткани, тем самым украшали интерьер избы. В произведениях часто изображали образ женщины, что олицетворяло и богиню весны и матери-земли.
Задание:
Педагог:Создать композицию «Центр внимания».
А что же изготовляли в селе СТАРАЯ КАЗИНКА? В этом селе делали украшения интерьера.
Задание:
Педагог: Создать цветы в технике бумагопластики, составить натюрморт на картонной основе.
В селе ИЗОСИМОВО плели лапти из соломы, создавали панно, игрушки.
Задание:
Педагог:Составить панно (композицию), выполнить работу в технике коллажа из соломки.
Но чтобы приступить к работе, мы должны немного вспомнить.
(Работа по карточкам. Команды читают вслух.)
1. Какова палитра мастеров игрушек? Сколько цветов?
2. Что такое натюрморт? Как вы понимаете «контраст»?
3. Что такое «композиция»?
4.4. Где сосредоточен «центр внимания» на композиции? Сколькобывает центров?
Чтобы создать свои произведения искусства вам необходимо соблюдать композиционные правила.
Какие правила вы знаете?
Правила симметрии (законы гармонии пропорций, частей и целого).
Правила равновесия (сочетание противо!юложных сторон изображения).
Правила покоя и движения.
Правила ритма (чередования закономерного больших и малых форм, движения и покоя, контрастного и приглушённого, света и тени).
Контраст (строится на борьбе противоположного, теплого и холодного),
П рав ил а перспективы (и л л ю з о р н а я, в о з д у ш н а я).
Правила вертикали и горизонтали (как постоянны они по отношению ко всем другим направлениям).
Так как на уроке мы используем режущие и колющие предметы, вам необходимо соблюдать правила по технике безопасности, которые мы рассмотрели на прошлом уроке. (Слайд)
Педагог:Итак, сами вопросы.
Если нет вопросов, тогда мы с вами, не теряя времени, поможем осуществиться празднику весны.
4 Практическая работа в микрогруппах
(Музыка звучит)
Задания:
1.Работа по росписи игрушек и созданию композиции (тесто).
5.Плетение из соломки и создание панно, цветов (бумажная пластика).
5 Подведение итогов
Педагог:
Есть радостная, легкая усталость,
когда дыханья не переводя,
закончила трудную работу.
Вот и состоялась наша ярмарка талантов Козловского уезда. Ребята, вы работали как добрые волшебники, как прекрасные художники и помогли организовать весенний праздник.
Вот о таком художнике я вам сейчас расскажу.
(Сказку рассказываю)(Музыка звучит)
Педагог:Вот оказывается, ребята, какой могучей силой может быть искусство, когда им владеют люди с добрым сердцем.
Сегодня вы, подобно художнику, подтвердили это своими результатами в работе. Только благодаря такой прочной связи прошлого с настоящим, преемственности духовных традиций.
Любить Родину по-настоящему - это значить вместить в душе день вчерашний и день сегодняшний. Без этого нельзя.
Спасибо за вашу творческую активность.
Литература
Сборник стихов о Мичуринске "Наш край родной"
Кострикин В. К. Храм на горе: Стихи. – СПб, 2002.
Кострикин В. К. Город на холме: Стихи. – Мичуринск, 2005