Официальный сайт nokia 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Народные промыслы малой родины. Путешествие в прошлое «Дела давно минувших дней». (урок ИЗО)

Фото пользователя Оксана Алексеевна Мокроусова
Submitted by Оксана Алексеевна Мокроусова on вс, 07/11/2010 - 00:56
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мокроусова О.А.
Место работы, должность: 
Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Мичуринска Тамбовской области
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Цель урока: 
• создать собственные проекты в русле образного языка народного творчества.
Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
10
Используемая методическая литература: 

Сборник стихов о Мичуринске "Наш край родной"

Кострикин В. К. Храм на горе: Стихи. – СПб, 2002.

Кострикин В. К. Город на холме: Стихи. – Мичуринск, 2005.

Используемое оборудование: 

для учителя:       оформление урока, записи песни «С чего начинается

Родина», звона колоколов, заставки к передаче «В гостях у сказки», Щедрин «Озорные частушки», «Яр­марка» и так далее;

для учащихся:    инструменты и материалы для разнообразных технологий.

 

Используемые ЦОР: 

 

 

Краткое описание: 
В настоящее время большое значение в деле эстетического воспитания приобретает внеурочная работа с детьми, в частности в творческих объединениях. При организации занятий педагог должен стремиться к тому, чтобы дети в творческом объединении имели возможность удовлетворить свои склонности к любимой работе – лепки, художественному конструированию, рисованию и т.д. На уроке у ребенка зарождается интерес к той или иной творческой работе. В творческом объединении этот интерес можно развить и углубить, добиться более полного и всестороннего усвоения учебного материала. Я руковожу творческим объединением «Прекрасное рядом», действующим на базе ДОД СЮН г. Мичуринска и творческим объединением «Техническое рисование» на базе МОУ СОШ №1. Работаю с обучающимися младшего, среднего и старшего школьного возраста, имеющие целью приобщить детей к новым видам работы в области ИЗО искусства. Именно здесь они могут удовлетворить свои потребности в лепке, художественном конструировании, рисовании и т.д., а знакомство с новой техникой выполнения заданий расширяет кругозор детей, обогащает их эстетические чувства. Дети работают в технике «акватипия», «граттаж», «набрызги», «эстамп», «кляксография», «монотипия», «коллаж», «оригами», работают по манке, с соленым тестом и т.д. Для выполнения заданий обучающиеся используют различные нетрадиционные технологии изображения, например, рисование пальцем, палочкой, тычком, кистью, пером; использование монотипии, рисование по смятой бумаге, по сырой бумаге; совмещение различных художественных материалов, печатание изображений различными способами и материалами и т.д. Эти задания относительно просты, но в развитии творческого воображения незаменимы, так как позволяют учащимся понять механизм создания художественного образа. Программа «Техническое рисование» направлена на выявления на ранних стадиях обучения способных к творчеству в области черчения и рисования обучающихся. Также она способствует формированию готовности к самоопределению в выборе профиля обучения в старшей школе и дальнейшей профессиональной деятельности. Вашему вниманию предоставлено занятие: Народные промыслы малой родины. Путешествие в прошлое «Дела давно минувших дней» для детей 10-11 лет.

 

Тема урока: «Народные промыслы малой родины. Путешествие в прошлое «Дела давно минувших дней».

 

 

Возраст детей: 10-11 лет

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДА ЧИ УРОКА:

               формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в творчестве;

               формирование художественно-творческой активности;

               знать особенности народного творчества и знать историю их воз­никновения, создать собственные проекты в русле образного язы­ка народного творчества.

ОБОРУДОВАНИЕ:

для учителя:       оформление урока, записи песни «С чего начинается

Родина», звона колоколов, заставки к передаче «В гостях у сказки», Щедрин «Озорные частушки», «Яр­марка» и так далее;

для учащихся:    инструменты и материалы для разнообразных технологий.

 

 

 

 

 

ХОД УРОКА:

 

1 Приветствие

2 Сообщение темы и цели занятия

(Звучит музыка с колоколами)

3 Объяснение

Педагог: В душе каждого человека живет светлое чувство любви к Роди­не. Да и как не любить край, где ты родился и вырос?

Мичуринск! Какой он? Мы сегодня перелистаем страницы исто­рии, его прошлого и настоящего. Итак, пойдем в наш край.

Над тихой речкою, на круче

Стоит купеческий Козлов

Висит над городом тянучий,

Унылый звон колоколов.

(Звучат колокола)

Педагог: В городе много старинных домов,

Лестниц, балконов без краски,

В них, словно в зеркале, новый Козлов,

Город - виденье из сказки.

Речка Воронеж течет под горой,

Радуя душу волнами.

Шпиль над собором взмывается ввысь,

Веры даря вдохновенье

Силой природы дает всем запастись,

Разум вдохнет в поколенья.

Слава Мичурина в мире пошла,

Городу имя меняя,

Ягодам, фруктам названье дала,

Память в гранит превращая.

У города, возникшего на холме, был свой облик и освещенные традициями нравы.

Как по линейке вытянулись улицы Архангельская, Вознесенская, Соборная, Монастырская, Покровская, Лабазная, Мясницкая, Питей­ная, отражавшие своими названиями дух времени. А на окраинах в почерневших от времени лачугах, ютились ремесленники: портные, кузнецы, медники, сапожники, шапочники, скорняки.

Вся наша земля - это земля мастеров. Народное искусство сего­дня представляет собой стержень, соединяющий современную худо­жественную культуру с истоками человеческой цивилизации. Вот почему мы начинаем с вами знакомство с декоративно-прикладным ис­кусством с изучения древних корней народного творчества.

Козловский уезд - с ним мы уже не раз встречались на наших уроках, и вновь возвращаемся к этому образу.

Всего в Козловском уезде насчитывалось 13 колхозов и 7 совхо­зов. У каждого свое название. И везде исключительные занятия -земледелие, промыслы в малых размерах. Ремесленников вместе с городскими (1897 г.) - 6965 человек.

А знаете ли вы, какие промыслы были в Козловском уезде? А хо­тите ли узнать?

Так давайте заглянем сквозь сотни лет в мир русского творения Козловского уезда.

(Звучит музыка «В гостях у сказки»)

Педагог: В некотором царстве, в некотором государстве давным-давно, когда русская земля еще была покрыта дремучими лесами, а купече­ский город был славен верными друзьями - мастерами своего дела, которые не только могли трудиться, но и веселиться.

Да и как же встретить приход весны, если ее ждут с таким нетер­пением. Начинается праздничное гулянье.

Представим себе шумную ярмарку в русском Козлов-граде.

(Звучат «Озорные частушки» Щедрина)

Педагог: Ярмарка, ярмарка

Огневая, яркая,

Плясовая, жаркая,

Глянешь налево - лавки с товаром,

Глянешь направо - веселье даром.

Так давайте станем участниками нашей сказки и поможем орга­низовать праздник-ярмарку.

На ярмарку приехали представители пяти сёл: Хмелевого, Ста­рого Тарбеево, Казинки, Изосимово, Мало-Лаврово.

В селе ХМЕЛЕВОМ изготовляли игрушки-свистульки. В руках на­стоящего мастера и доброе дерево, и живой податливый комочек гли­ны способны ожить и рассказать удивительные сказки.

Сегодня каждый из вас расскажет свою сказку.

Мастера, расписывая игрушки кругами, крестами, словно сказы­вали о том, как солнце согревает своими лучами землю и даёт ей жизнь.

Птица - символ света и тепла, именно она по древним представ­лениям наших предков, приносила на крыльях весну-красну.

Задание:

Педагог: Вы не раскрашиваете, а украшаете свои игрушки, сохраняя бе­лый цвет. В сочетании с другими придаёт игрушкам праздничность и нарядность. Составьте сюжетную композицию.

А там, где развивалось гончарное дело, мастера из МАЛО-ЛАВРОВО, что в 15 километрах от города, создавали крынки, горшки для продажи и умело расписывали.

Задание:

Педагог: Составить натюрморт из данных элементов и сгруппировать их, используя приёмы «загораживание», «законы контрастов», единство всех элементов композиции.

В селе СТАРОЕ ТАРБЕЕВО женщины создавали прекрасные произведения искусства из лоскутков ткани, тем самым украшали ин­терьер избы. В произведениях часто изображали образ женщины, что олицетворяло и богиню весны и матери-земли.

Задание:

Педагог: Создать композицию «Центр внимания».

А что же изготовляли в селе СТАРАЯ КАЗИНКА? В этом селе делали украшения интерьера.

Задание:

Педагог: Создать цветы в технике бумагопластики, составить натюрморт на картонной основе.

В селе ИЗОСИМОВО плели лапти из соломы, создавали панно, игрушки.

Задание:

Педагог: Составить панно (композицию), выполнить работу в технике кол­лажа из соломки.

Но чтобы приступить к работе, мы должны немного вспомнить.

(Работа по карточкам. Команды  читают вслух.)

1. Какова палитра мастеров игрушек? Сколько цветов?

2.            Что такое натюрморт? Как вы понимаете «контраст»?

3.          Что такое «композиция»?

4.          4. Где сосредоточен «центр внимания» на композиции? Сколько бывает центров?

Чтобы создать свои произведения искусства вам необходимо со­блюдать композиционные правила.

Какие правила вы знаете?

Правила симметрии (законы гармонии пропорций, частей и целого).

Правила равновесия (сочетание противо!      юложных сторон изображения).

Правила покоя и движения.

Правила ритма (чередования закономерного больших и малых форм, дви­жения и покоя, контрастного и приглушённого, света и тени).

Контраст (строится на борьбе противоположного, теплого и холодного),

П рав ил а перспективы (и л л ю з о р н а я, в о з д у ш н а я).

Правила вертикали и горизонтали (как постоянны они по отношению ко всем другим направлениям).

Так как на уроке мы используем режущие и колющие предметы, вам необходимо соблюдать правила по технике безопасности, кото­рые мы рассмотрели на прошлом уроке. (Слайд)

Педагог: Итак, сами вопросы.

Если нет вопросов, тогда мы с вами, не теряя времени, поможем осуществиться празднику весны.

4 Практическая работа в микрогруппах 

(Музыка звучит)

 

Задания:

1.       Работа по росписи игрушек и созданию композиции (тес­то).

2.       Составить натюрморт и роспись (тесто).

3.       Техника лоскутная пластика (панно) (аппликация).

4.       Техника соломенная пластика (панно) (аппликация).

5.       Плетение из соломки и создание панно, цветов (бумажная пластика).

 

 

5 Подведение итогов

 

Педагог:

 Есть радостная, легкая усталость,

когда дыханья не переводя,

закончила трудную работу.

 

 

Вот и состоялась наша ярмарка талантов Козловского уезда. Ре­бята, вы работали как добрые волшебники, как прекрасные художники и помогли организовать весенний праздник.

 

Вот о таком художнике я вам сейчас расскажу.

(Сказку рассказываю) (Музыка звучит)

Педагог: Вот оказывается, ребята, какой могучей силой может быть искус­ство, когда им владеют люди с добрым сердцем.

Сегодня вы, подобно художнику, подтвердили это своими ре­зультатами в работе. Только благодаря такой прочной связи прошлого с настоящим, преемственности духовных традиций.

Любить Родину по-настоящему - это значить вместить в душе день вчерашний и день сегодняшний. Без этого нельзя.

Спасибо за вашу творческую активность.

 

 

Литература

 

 

 

 

Сборник стихов о Мичуринске "Наш край родной"

Кострикин В. К. Храм на горе: Стихи. – СПб, 2002.

Кострикин В. К. Город на холме: Стихи. – Мичуринск, 2005

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн