методическая разработка «Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка».
Submitted by Вера Владиславовна Димитриева on Sat, 30/10/2010 - 22:58
Актуальность
Целью обучения иностранным языкам является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. способности и возможности осуществлять реальное общение. В настоящее время такое общение стало и возможным и актуальным, так как многие люди имеют желание и возможность путешествовать по миру и посещать разные страны в деловых целях и для отдыха и общаться с людьми с разными национальными традициями, обычаями и бытом. В этих условиях человек должен знать культуру и историю, традиции и обычаи своего края, чтобы вести разговор на равных. Не произойдёт диалога двух культур, если люди затрудняются рассказать о родном крае и его достопримечательностях. Исходя из этого, возникает необходимость изучения родного края, его истории, культуры, традиций, жизни и быта, т.е. использование регионального и краеведческого компонентов на уроках английского языка. И на уроках английского языка ведется целенаправленная работа по формированию умений представлять свою страну, ее культуру средствами английского языка в условиях межкультурного общения.
В этих условиях важными являются соответствующие УМК. В нашей школе мы занимаемся по УМК М.З.Биболетовой. В этом УМК предусмотрены темы, связанные с географией, достопримечательностями, традициями англоязычных стран. Дополнительно к нему мы получаем огромную информацию, фотографии, картины в Интернете. Что же касается изучения родной страны, то мы не имеем достаточно материала в учебниках по России и тем более нет информации про нашу республику. Еще меньше внимания уделяется изучению своей малой родины. А для нас наша деревня -это то, что нам дорого и то, что мы любим больше всего. В результате учащиеся не всегда могут рассказать о своем крае так подробно, как могут это сделать, например, о Великобритании или Лондоне. При необходимости можно найти информацию на русском языке в виде буклетов, справочников, альбомов. Учащиеся могут использовать эти материалы, но они сталкиваются с проблемой недостатка языковых средств при подготовке темы. Отсюда вытекает, что в практике использования краеведческих материалов в процессе обучения мы испытываем серьезные затруднения, связанные с неразработанностью этой проблемы, отсутствием практических методических материалов.
Поэтому перед учителями ставится задача разрабатывать свои собственные дидактические материалы, призванные обеспечить учеников и учителей информацией и заданиями на английском языке с учетом психологических особенностей учащихся разных возрастных групп. Передо мной тоже возникла необходимость разработки и дополнения дидактических материалов по краеведению Чувашской Республики и Моргаушского района на английском языке и систематизировать работу с краеведческим материалом на уроках, готовить тексты для чтения и аудирования, упражнения, задания для уроков английского языка. Поэтому я начала работать над проблемой «Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка».
Вопрос использования краеведческого материала актуален и исследуется многими методистами и учителями-практиками. Этот вопрос стал чаще обсуждаться и на страницах методического журнала «Иностранные языки в школе», на методических объединениях школ. В ходе работы я ознакомилась со многими статьями в журнале «Иностранные языки в школе», обращалась к Интернет-ресурсам.
Краеведение – средство обучения и воспитания учащихся на уроках английского языка.
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие личности, способной и желающей участвовать в разговоре на изучаемом языке, уметь обмениваться информацией. Многие учителя считают, что краеведческий материал приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся и позволяет им оперировать в учебной беседе сведениями и фактами из своей жизни, способствует формированию и закреплению у них навыков общения на изучаемом языке.
Мы живем в Чувашской республике в сельской местности. Многие родители работают в сельском хозяйстве. Для многих из нас эта "старая добрая Англия" кажется совсем на другой планете. Нашим ученикам ближе, понятнее и и интереснее слушать и обсуждать темы наших родителей о нашем хозяйстве, о деревне и её проблемах. Мы любим нашу природу, наши леса и поля, и нам важно, чтобы наши ученики всегда любили свою малую родину и стремились остаться в деревне. И в то же время нам необходимо прививать любовь и уважение к другим народам. Использование местного и регионального материала при обучении иностранным языкам расширяет кругозор учащихся и развивает их познавательный интерес, а также помогает в выборе профессии и является одним из средств повышения уровня положительной мотивации учения. Кроме этого, знание родной культуры и традиций помогает узнать другую культуру, сравнить их и понять и полюбить другую культуру.
Использование краеведческого материала дает возможность учащимся работать самостоятельно, искать фотографии, картины и информацию в Интернете, посещать школьный и районный музеи, так как здесь собран огромный материал о деревне и районе. Кроме этого, учащиеся общаются с жителями старшего поколения, это общение помогает узнать много нового и воспитывает уважение к старшему поколению, ценить их труд, знания и опыт. Исходя из этого мы можем сказать, что краеведческий материал является средством обучения и воспитания.
Важным является подбор краеведческого материала, так как учащиеся говорят, когда у них проявляется интерес к теме, если у них будет создана мотивационная основа говорения. Задания должны быть коммуникативно- направленными . Учащиеся рассказывают с желанием, когда знают, о чём говорят и о том, что им дорого.
Принципы использования материала на уроках.
Методистами ПГПУ из г.Пятигорска разработана систематизированная модель использования краеведческого материала как средства обучения ИЯ в средней школе, имеющая универсальный характер для массовой школы, но требующая предметной конкретизации для каждой случая. (Корниенко П.А. //Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе. //Иностранные языки в школе.- 2004.- №6.)
Использование этой модели основываются на следующих принципах, вытекающих из общедидактических требований к процессу обучения. К этим принципам относятся:
·Принцип междисциплинарности, согласно которому использование краеведческих материалов подразумевает связь с другими предметами школьной программы ( природоведение, история, культурологические дисциплины);
·Принцип систематичности, состоящий в целенаправленном , запланированном характере использования краеведческих материалов на разных этапах обучения ИЯ;
·Принцип тематичности, предполагающий разработку соответствующих материалов к каждой теме типового учебника;
·Принцип учета возрастных особенностей школьников при подборе краеведческого материала, основанный на принципе доступности обучения классической дидактике;
·Принцип технологизации, предполагающий использование игровых технологий, опору на творчество учащихся, их детское воображение, способность моделировать «условно реальную» коммуникацию в искусственных условиях;
·Принцип когнитивности, предполагающий познание учащимися в процессе обучения с помощью краеведческого материала новых сведений, нового знания;
·Принцип толерантности, предполагающий развитие у учащихся способности понимать и принимать другие культуры;
·Принцип компаративности, имеющий в виду предъявление и использование краеведческих материалов материалами страноведческого характера - материала стран изучаемого языка, своеобразное «соизучение» языков и культур.
Тематика уроков
Я работаю по учебнику М.З.Биболетовой и провожу уроки по следующим темам в средних классах, исходя из Программы и учебника.
5-6 классы
1. Моя деревня (район, республика). Общая информация.
2. Достопримечательности деревни.
3.Известные люди.
5. Увлечения людей. Занятия людей в деревне.
6. Профессии людей в деревне.
7. Чувашские блюда.
7 класс
1. Моя республика.
2. Чебоксары- столица моей республики.
3. Моя школа. История школы.
4 . Наши спортсмены.
5. Спортивные соревнования в районе.
8 класс
1.Климат и погода в нашей местности.
2. Леса и парки.
3. Экология в республике.
4. Районная и республиканские газеты.
5. Успешные люди района.
9 класс
1. Семейные праздники.
2. Сельские праздники. Акатуй.
3. Ветераны войны.
4.Профессии моих родственников.
Работа с краеведческим материалом может быть частью, этапом урока, отдельным уроком.
Работа с краеведческим материалом предусматривает разнообразные типы занятий: самостоятельную работу с книгой, экскурсии, проектную деятельность, беседы и встречи с интересными людьми, выступления с сообщениями, докладами на уроках, участие на научно-практических конференциях. Учитель может использовать современные эффективные методы обучения: проблемное обучение, метод проектов, ролевые игры, информационные, поисковые, исследовательские технологии.
Региональный компонент на уроке пробуждает у учащихся познавательный интерес к родному краю. Конечно же, региональный компонент не может заменить собою другие средства обучения иностранному языку. Но разные игры, кроссворды с использованием краеведческого материала помогают внести разнообразие в уроки. Я уверена, что внедрение этой разработки позволяет повысить коммуникативную компетентность учащихся и развивать их речевую активность, а также повысить речевую активность обучения и качество усвоения знаний.